Внедрение новых педагогических технологий на уроках химии как средство повышения коммуникативной компетенции обучающихся | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин

Опубликовано в Школьная педагогика №1 (20) январь 2021 г.

Дата публикации: 11.12.2020

Статья просмотрена: 39 раз

Библиографическое описание:

Кагилева, Т. А. Внедрение новых педагогических технологий на уроках химии как средство повышения коммуникативной компетенции обучающихся / Т. А. Кагилева. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2021. — № 1 (20). — С. 11-13. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/184/5863/ (дата обращения: 19.04.2024).



Подготовка учащихся с развитой коммуникативной компетенцией — важная задача образования. Коммуникативная компетенция — это умение взаимодействовать с другими людьми, высказывать свою точку зрения, отстаивать её, принимать и понимать позицию другого человека. От уровня развития коммуникативной компетенции выпускника школы зависит успешность его самореализация в обществе и успешность общения с другими людьми.

Согласно А. В. Хуторскому [5], в отношении личностного становления субъектов образования, развития способностей учеников, их знаний, умений и навыков, способов деятельности, компетентностей, учитель химии сочетает инновационные технологии современного образовательного процесса. Среди них: технология проблемного обучения, технология игрового обучения, информационно-коммуникативные технологии, технологии интегративного обучения.

Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение предметными знаниями, умениями, навыками (ЗУН) и развитие творческих способностей. С первых минут урока необходимо создать проблемную ситуацию, пример которой связан с темой урока, но взят из жизни помимо этого формы и методы изложения нового материала опираются на проблемное обучение с поэлементным изложением материала и зависят от темы урока и особенностей класса:

− в каком молоке не содержится молока;

− почему хлеб, если его долго жевать, приобретает сладкий вкус;

− Дождливый день. На остановке троллейбуса люди складывают зонтики и заходят в салон. Вот один из них поставил ногу на ступеньку и тут же отпрянул: «Ой, током бьет!» Как же ток добрался до пассажира?

− Я задаю вопрос: влияет ли концентрация веществ на скорость химической реакции? Учащиеся высказывают предположения, после чего показываю видео эксперимент, даю теоретическое объяснение.

При изучении темы «Химические явления в 8 классе» предлагаю три видеоролика без звука, а потом задать вопрос: докажите, что в предложенных вам экспериментах произошла химическая реакция.

Еще один яркий пример:

В 60–70 гг. прошлого века на большом интендантском складе, где хранились солдатские пуговицы, вместо пуговиц обнаружили серую труху. И интендантов заподозрили в краже пуговиц. Как химики могут спасти интендантов от позора?

Правильный ответ: Солдатские пуговицы были сделаны из олова. При охлаждении до сравнительно низкой температуры олово превращается в рыхлый серый порошок. При этом олово аномально изменяет свою структуру, атомы его не только экономичнее, плотнее упаковываются (как это характерно для других металлов), но оно становится порошкообразным за счет того, что его кристаллическая решетка разрушается. Получается аллотропное видоизменение — серое олово. Такое состояние, когда при сильном охлаждении белое олово превращается в серое, было- названо «оловянной чумой». Чтобы белое олово могло превратиться в серое, стоит одной пылинке серого олова сесть на пуговицу. Сразу же на пуговице появляется и начинает расти пятно. Пуговицы заражаются одна от другой, становятся рыхлыми и рассыпаются, образуя серый порошок.

Технология игрового обучения способствует повышению интереса учащихся к различным видам учебной деятельности и познавательной активности. Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. В обучении химии довольно часто используются игровые технологии, проводятся уроки — игры, уроки-соревнования. Например, при изучении органической химии в 10 классе: урок-соревнование «Предельные углеводороды», школа детективов «Углеводороды», урок-путешествие «Покорение вершины горы Спиритус фенолюс». Технология игрового обучения позволяет достичь прочного усвоения учащимися знаний по предмету [3].

Использование информационных технологий открывает новые перспективы и возможности для обучения химии. ИКТ можно использовать на различных этапах урока: для проведения химической разминки, на этапе объяснения нового материала, для коррекции знаний, умений, навыков. Информационные технологии делают урок ярким и содержательным, развивают познавательные способности учащихся и их творческие силы. Решение поставленных задач достигается при проведении серии мультимедийных уроков [2]. Благодаря анимации, звуковым и динамическим эффектам, учебный материал становится запоминающимся, легко усваиваемым [3]. Использование компьютерных программ на уроке по химии позволяет увидеть то, что на обычном уроке невозможно [1]: смоделировать химический процесс, провести опасную реакцию.

Учащиеся имеют возможность принимать активное участие в создании уроков, чему способствует поиск и систематизация информации, тем самым, формируют навыки самостоятельной работы, а так же навыки владения информационными компьютерными технологиями. При подготовке к урокам они используют Интернет-ресурсы, образовательные сайты как информационное поле, позволяющее получить дополнительную оперативную, актуальную информацию по теме урока [3]. Можно с уверенностью сказать, что использование компьютерных технологий даёт возможность развивать коммуникативные компетенции обучающихся.

Интеграция в обучение — обязательное условие получение прочных знаний на уроке. Умение связывать разрозненные факты и применять в разговоре с партнером и в повседневной жизни полученные знания — условие успешного взаимодействия человека с внешним миром. Дети часто не связывают воедино и разрозненные факты, которые мы им сообщаем в рамках одного предмета [1].

Интеграция осуществляется на следующих уровнях:

1. Межпредметные связи. Предполагается принцип «вторжения в другую область», т. е. привлечение на уроки понятий, образов, представлений из других школьных дисциплин. При изучении химической науки очень часто прослеживаются межпредметные связи химии с математикой, биологией, физикой и географией, с предметами естественно — математического цикла и ОБЖ. Чтение литературных отрывков, стихов на уроке химии придаёт изучаемому материалу особую привлекательность и развивает интерес учащихся. Использование литературных загадок при изучении нового материала развивает логическое мышление, а также способствует их эвристической деятельности учащихся на уроке [3].

Пример 1: тема урока «Галогены».

Кислород себя хвалил,

Своей силой всех дивил.

Я любого, говорит,

Захвачу себе в оксид.

Похвалялся, похвалялся,

Сам на удочку попался

К элементу силачу.

Имя знать его хочу [4].

Ответ: фтор.

Пример 2: Тема урока: «Каучук и его свойства»

Л. Буссенар. «Похитители бриллиантов»

— Дорогой мой, но ведь порох, должно быть, промок и обратился в кашу.

— Глубокая ошибка, дорогой Альбер. Перед отъездом из Франции я смазал донышки патронов и фитили раствором каучука и сернистым углеродом. Испарение этого вещества оставило тонкую пленку на частях, могущих отсыреть, и таким образом мои патроны оказались также недоступны для влаги, как банки с притертой пробкой [3].

2. Интегрированные уроки. Проведение интегрированных уроков создает условия для использования разнообразных заданий, способствующих развитию коммуникативных компетенций. Интегрированные уроки вызывают интерес у школьников и активизируют их деятельность. Например в 9 классе интегрированные уроки можно провести по теме: «Серная кислота и ее соли» — химия, экология, «Теория электролитической диссоциации» — химия, физика.

Применение описанных технологий развивает умения получать в диалоге необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и публичном выступлении на основе уважительного отношения к собеседникам, что и есть коммуникативная компетенция.

Умело ограненный алмаз становится бриллиантом. Умело, использованные приемы делают урок интересным и творческим! Боксеру ставят удар, певцу голос. Наша задача научить ученика успешно реализоваться в обществе!

Литература:

  1. Емельянова А. А. Инновационные технологии обучения химии. https://weburok.com
  2. Муравлева О. И. Инновационные технологии обучения, реализуемые в практике учителей химии. http://festival.1september.ru
  3. Назарова Г. А. Инновационные технологии обучения химии. https://nsportal.ru
  4. Сытникова И. В. Стихи и загадки по химии. http://is1577.blogspot.com
  5. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание. — М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005.
Задать вопрос