Конспект урока в 6-м классе по теме «Симметрия» | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 января, печатный экземпляр отправим 3 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Школьная педагогика №1 (20) январь 2021 г.

Дата публикации: 08.11.2020

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Козуб, С. В. Конспект урока в 6-м классе по теме «Симметрия» / С. В. Козуб. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2021. — № 1 (20). — С. 33-36. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/184/5689/ (дата обращения: 22.01.2021).



Цели урока

Образовательные: повторение понятий осевой и центральной симметрий; подготовка учащихся к изучению геометрии, углубление имеющихся знаний; показать использование симметрии в жизни.

Развивающие: развитие творческой активности, познавательного интереса.

Воспитательные: воспитание умения работать в группах, внимательно слушать речь других.

В результате работы на уроке обучающиеся смогут: расширить знания по теме “Симметрия”, получить наглядное представление о проявлениях симметрии в различных областях науки и человеческой деятельности, развить навыки организации познавательной деятельности, получения информации; навыки сотрудничества и коммуникации.

Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал (в том числе набор геометрических фигур: квадрат, равнобедренный треугольник, круг, правильный шестиугольник, трапеция и набор картинок: бабочка, здание, имеющее ось симметрии, цветок, имеющий центр симметрии и т. п.)

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Самоопределение к учебной деятельности.
  3. Актуализация знаний. Определение темы и цели урока.
  4. Повторение и обобщение понятий «осевая симметрия», «центральная симметрия».
  5. Самостоятельная работа.
  6. Домашнее задание.
  7. Подведение итогов урока.

Ход урока

1.Организационный момент

Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Самоопределение к учебной деятельности

— Какую тему мы изучали на предыдущих уроках?

Учащиеся отвечают: «Осевая симметрия», «Центральная симметрия».

—Сегодня мы продолжим изучение этой темы. Запишем тему урока «Симметрия».

— Какие преобразования фигур вы изучили? (Симметрия относительно прямой и симметрия относительно точки).

3.Актуализация знаний

Цитата: «Природа говорит языком математики». Галилео Галилей

—Как вы понимаете эти слова? (Ответы учащихся: «Чтобы понимать природу, уметь объяснять природные явления, надо многое знать, уметь использовать знания, полученные в частности на уроках математики»)

4. Повторение понятий осевой и центральной симметрий

1) Устная работа.

— Что означает слово «симметрия»? (Соразмерность, закономерность в расположении частей)

—Какие точки называются симметричными относительно прямой? (Точки M и N называются симметричными относительно прямой l, если отрезок MN перпендикулярен прямой l и в точке пересечения с этой прямой делится пополам).

— У вас на парте лежат фигуры. Поднимите те из них, которые имеют ось симметрии. (Все фигуры).

—Приведите примеры осевой симметрии в окружающем мире. (Учащиеся поднимают картинки, а также приводят свои примеры).

—Какие точки называются симметричными относительно точки О? (Точки A и B называются симметричными относительно точки O, если точка О является серединой отрезка AB).

— У вас на парте лежат фигуры. Поднимите те из них, которые имеют центр симметрии. (Круг, квадрат, шестиугольник).

—Приведите примеры центральной симметрии в окружающем мире. (Учащиеся поднимают картинки, а также приводят свои примеры).

2) Учащиеся в тетради чертят таблицу:

Предметы, обладающие симметрией

Предметы, не обладающие симметрией

Задание: предметы распределите по столбцам таблицы. (На листе изображения следующих предметов: звезда, имеющая оси симметрии, ель, имеющая ось симметрии, утюг, несимметричный дом, цветок).

Проверить правильность выполнения.

3) Тест «Симметрия» с последующей проверкой.

1) Если при сгибании плоскости чертежа по прямой, две фигуры совместятся, то такие фигуры называются с имметричными относительно прямой.

2) Если фигура некоторой прямой делится на две симметричные части, то ее называют симметричной относительно ____________________. Прямая, относительно которой симметричны части фигуры, называются осью симметрии.

3) Прямоугольник имеет 2 оси симметрии.

4) Квадрат имеет 4 оси симметрии.

5) Окружность имеет бесконечное множество осей симметрии.

6) Фигура называется центрально-симметричной относительно точки О, если для каждой точки фигуры симметричная ей точка относительно точки О также принадлежит этой фигуре.

7) Фигура ___________________ имеет центр симметрии.

8) Фигура___________________ имеет центр симметрии.

4) Работа с раздаточным материалом.

Учащимся выдается карточка с геометрическими фигурами.

Задание. Проведите оси симметрии фигур.

http://festival.1september.ru/articles/657483/1.jpg

Рис. 1

Проверить правильность выполнения.

5) Повторение алгоритма построения точек, симметричных данным точкам относительно центра симметрии и оси симметрии.

—Как построить точку В, симметричную точке А относительно центра симметрии О? (Провести луч АО, на нем от т. О по другую сторону от т.А отложить отрезок ОВ, равный отрезку АО).

Задание . Построить треугольник MNK, симметричный треугольнику АВС относительно точки L.

Ученик выполняет задание на доске.

— Как построить точку В, симметричную точке А относительно прямой l? (Провести луч АМ, перпендикулярный прямой l и пересекающий прямую l в т. О. На этом луче от т. О и по другую сторону от т. А отложить отрезок ОВ, равный отрезку ОА).

Задание. Построить треугольник DEF, симметричный треугольнику АВС относительно прямой n.

Ученик выполняет задание на доске.

5 . Самостоятельная работа по вариантам. Работы сдаются учителю на проверку.

Сейчас, когда мы повторили основные понятия темы, проведем самостоятельную работу.

Вариант 1

1) Смотрите задание на изображении.

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/072f/0000b6f6-6d24e374/img15.jpg

Рис. 2

2) Выпишите буквы русского алфавита, имеющие одну горизонтальную ось симметрии (см. рис. 3)

http://ru.convdocs.org/pars_docs/refs/208/207932/207932_html_33232dd7.jpg

Рис. 3

3) Постройте фигуру, симметричную отрезку АВ относительно центра О.

Вариант 2

1) Смотрите задание на изображении.

https://cloud.prezentacii.org/19/02/128420/images/screen15.jpg

Рис. 4

2) Выпишите буквы, имеющие одну вертикальную ось симметрии (см. рис.3).

3) Постройте фигуру, симметричную отрезку СD относительно центра О.

6. Домашнее задание : № 1251, 1258, 1276 [1, с.261]

7. Подведение итогов урока .

Литература:

  1. Мерзляк А. Г., Полонский В. Б., Якир М. С. Математика 6 класс. -М.: Вентана-Граф, 2014. — 304 с.
  2. https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/072f/0000b6f6–6d24e374/img15.jpg
  3. https://cloud.prezentacii.org/19/02/128420/images/screen15.jpg
Задать вопрос