Пути формирования учебной мотивации у учащихся начальной школы | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 февраля, печатный экземпляр отправим 10 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Лазарева, Т. А. Пути формирования учебной мотивации у учащихся начальной школы / Т. А. Лазарева, Т. Е. Дубынина, В. С. Артамонова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2020. — № 3 (19). — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/175/5550/ (дата обращения: 27.01.2021).



В статье анализируются основные пути формирования позитивной учебной мотивации у младших школьников.

Ключевые слова: мотивация, учащиеся, направленность, учебная деятельность, мотивационная сфера, школьная мотивация, знания.

Мотивация — это совокупность различных мотивов, которые побуждают учащегося к определенной деятельности [1]. На протяжении школьного периоды учебная мотивация является ведущей. В основе учебной мотивации находятся факторы, исходящие из внутреннего осознания личностью своего поведения. Дети вовлекаются в обучение не для достижения внешних наград, а ради самого процесса обучения и получения новых знаний. Основная движущая сила учения ребенка — это сформированная внутренняя мотивация [2]. Отсюда, главной задачей учителя можно считать формирование положительной мотивации к обучению.

Опытно-экспериментальная база исследования: КГУ «Основная средняя школа № 73» города Караганды. Выборку исследования составили 20 учащихся 3 класса в возрасте 8- 9 лет.

При проведении исследования использовались следующие методики:

− «Исследование уровня школьной мотивации».

− «Направленность на отметку».

− «Направленность на приобретение знаний».

Целью эксперимента является изучение особенностей учебной мотивации и определение уровня направленности на отметку.

По результатам проведения формирующего эксперимента были получены следующие результаты:

− методика «Исследование уровня школьной мотивации» показала, что 3 ученика (15 %) имеют негативное отношение к школе. Данные учащиеся не справляются с учебной деятельностью и испытывают трудности при общении с одноклассниками. 4 учащихся (20 %) показали низкую школьную мотивацию, им не нравится ходить в школу, на уроках часто отвлекаются. 4 ученика (20 %) положительно относятся к школе, в школу они приходят с удовольствием, но она привлекает их больше внеучебными сторонами. У 5 учащихся (25 %) хорошая школьная мотивация. Данный уровень считают средней нормой, это дети, успешно справляющиеся с учебой. Такие учащиеся быстро справляются с заданиями учителя, просят дополнительных заданий, всегда выполняют домашнее задание, они с радостью идут в школу. У 4 (20 %) наблюдается высокий уровень школьной мотивации. Эти дети отличаются высокими познавательными мотивами, стремятся более успешно, выполнять все предъявляемые требования.

− методика «Направленность на отметку» выявила, что 4 ученика имеют низкую направленность на отметку за суммативные работы. Такие дети после получения хорошего бала за суммативную работу, готовятся к следующему уроку, хотя знают, что их оценят только формативно, они всё равно активны на уроках. Средняя направленность на отметку у 6 учащихся. Такие дети после получения отметки перестают работать, их больше ничего не интересует, им самое главное получить хороший балл за суммативную работу, они будут готовится только к следующей суммативной работе, к урокам они могут прийти неготовыми. И у 10 учеников высокая направленность на отметку. Их главная цель — высокий балл за суммативную работу, неважно каким путём.

− методика «Направленность на приобретение знаний» показала низкую степень мотивации на приобретение знаний у 12 учащихся, они ответили, что баллы для них важнее, 4 ученика имеют среднюю степень мотивации на приобретение знаний и у 4 учеников высокая степенью мотивации на приобретение знаний. У данной группы учащихся хорошо сформированы познавательные мотивы. Если на уроке к них были ошибки, то придя домой они стараются разобрать ошибки и повторить пройденный материал. Они объективны в оценивании себя и товарищей, могут проанализировать ответы.

В рамках констатирующего эксперимента каждый урок был обогащен стимулирующим материалом, который способствовал повышению уровня учебной мотивации учеников. Использовались личностно ориентированные методы обучения, которые стимулировали интерес учеников огромным многообразием занимательных приемов, таких как игры, кроссворды, филворды, занимательные упражнения. На занятиях использовались красочные наглядности, обязательное включение игровых моментов. Плодотворным стало использование самопроверки и взаимопроверки на уроках [3]. Задания же подверглись обязательной дифференциации по степени трудности, так как в классе обучаются дети с особыми образовательными потребностями для них разрабатывались специальные посильные им задания, тем самым создавалась ситуация успеха для всех учащихся. После выполнения таких задач даже слабые ученики стали верить в свои силы и с интересом работать на уроках. Ученикам очень понравилось

После данной работы был проведён констатирующий эксперимент и далее нами был сделан сравнительный анализ экспериментальных данных до и после эксперимента.

В результате констатирующего эксперимента выявлено снижение негативного отношения к школе. Учащиеся показали более высокий уровень учебной мотивации.

Методика, исследовавшая уровень направленности на отметку, также показала изменения, 92 % учащихся показали среднюю направленность на отметку, а у 8 % имеется низкая направленность на отметку.

По результатам повторной диагностики направленности на приобретение знаний у 85 % учеников высокая степень выраженности мотивации на приобретение знаний.

Таким образом, использование большого количества стимулирующего материала на уроках начальной школы помогают формировать положительное отношение к процессу обучения, повышают учебную активность и формируют положительную учебную мотивацию.

Литература:

  1. Маркова А. К. Формирование мотивации учения. — М.: Просвещение, 1990. — 156 с.
  2. Никишина В. Б. Практическая психология: Пособие для психологов и педагогов. -М.: Владос, 2003. — 203 с.
  3. Леонтьев А. Н. Развитие мотивов учебной деятельности ребёнка. — М.: Просвещение, 1959. — 148 с.
Задать вопрос