Развитие коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе проектной деятельности | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин

Опубликовано в Школьная педагогика №3 (19) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 30.09.2020

Статья просмотрена: 192 раза

Библиографическое описание:

Шаламова, М. И. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе проектной деятельности / М. И. Шаламова, И. А. Книгина, З. Т. Кунцова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2020. — № 3 (19). — С. 21-24. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/175/5548/ (дата обращения: 23.04.2024).



Статья посвящена актуальной проблеме организации процесса проектной деятельности, направленного на формирование коммуникативных универсальных действий младших школьников.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, проект, проектная деятельность, над предметные умения, методические рекомендации.

Важнейшей задачей современной системы образования является развитие универсальных учебных действий, одними из которых являются коммуникативные. Они обеспечивают:

– социальную компетентность и учет позиции других людей;

– умение слушать и вступать в диалог;

– участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

– интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, сотрудничество со сверстниками и взрослыми [12, 76].

Российская система образования претерпевает реформирование, направленное на разработку педагогических моделей, адекватных социальному заказу общества. Успех педагогической деятельности по развитию коммуникативных компетенций во многом определяется уровнем профессионализма учителя начальных классов, необходимым для формирования у школьников универсальных коммуникативных учебных действий как своеобразного фундамента, без которого в дальнейшем они не смогут самостоятельно приобретать знания.

Одним из направлений деятельности педагога является организация процесса проектной деятельности, так как в условиях введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования актуализируется проблема формирования коммуникативной деятельности детей.

Проектная деятельность расширяет рамки школьной программы, формирует любознательность, повышает эрудицию школьников, создает ситуацию успешности для всех учеников, и сильных, и слабых.

В педагогической литературе понятие «проект» имеет три важных признака ориентации обучающихся: на получение знаний в процессе осуществления деятельности; на действительность, выражающуюся в решении практической задачи в условиях, близких к реальной жизни; на конкретный продукт, предусматривающий применение знаний из различных областей наук с целью достижения запланированного результата [8, 32].

«Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия» [2, 92].

Обучение на основе проектов основывается на активном участие учеников в проектах, обеспечивающем их развитие и позволяющем им применять приобретённые на уроках знания и умения. Материал учебного предмета воспринимается более осмысленно, так как обучение основано на фактах из реальной жизни, и информация подаётся интересным для учеников образом, а большую её часть они добывают самостоятельно [13, 54].

В данном направлении рекомендуется проводить разные мероприятия: игры, конкурсы, беседы, инсценировки сказок, ролевые игры и т. д. Например, в 1 классе можно использовать дидактическую игру? «Давай поговорим». Цель: развитие коммуникативных навыков у детей.

Интересна дидактическая игра «Продолжи сказку», которая побуждает детей фантазировать, развивать речь, также способствует формированию культуры поведения. Мероприятия, посвященные развитию коммуникативных качеств, убеждают в том, что правильно подобранные средства, методы значительно влияют на развитие коммуникативных качеств у младших школьников [11, 52].

В процессе работы над проектом у ученика формируется большое количество надпредметных умений:

– проектировочные (осмысливание задачи, планирование этапов предстоящей деятельности, прогнозирование ее последствий);

– исследовательские (выдвижение предположения, установление причинно-следственных связей, поиск вариантов решения проблемы);

– информационные (самостоятельный поиск информации);

– кооперативные (взаимодействие с участниками проекта, оказание взаимопомощи в группе в решении общих задач);

– коммуникативные (умение слушать и понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя);

– рефлексивные (осмысление собственной деятельности);

– презентационные — построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении.

Таким образом, проектная деятельность развивает коммуникативные умения обучающихся, их мыслительные способности, дарования, склонности детей, расширяет их кругозор, воспитывает в них высокие нравственные качества.

Учитель начальных классов при структурировании проектного процесса учитывает отсутствие у младших школьников навыков совместной деятельности, а также их возрастные особенности. В связи с этим занятия должны быть составлены с учётом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности. Большинство видов работы, представляют собой новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. В дальнейшем они всё больше приобретают специфические черты собственно проектной деятельности. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.

Реализуя проект «Моя семья», необходимо проводить различные семейные праздники, игры, конкурсы, в которых задействованы члены семей обучающихся: «Бабушки и внуки», «Новый год», «День любимой мамочки»,

«День именинника», «Папа, мама, я — спортивная семья». Организовывать тематические занятия-встречи: «Профессии наших мам и бабушек», «Наши родители — профессионалы», выставка работ: «Моя родословная». В ходе реализации данного проекта у младших школьников формируется ценностное отношение к семье, дому, семейным традициям, родителям.

Проектную деятельность необходимо вести с первого класса. Вначале это реализовывать при тьюторской поддержке родителей, которые привлекаются для помощи в организации групповой работы с первоклассниками. Темы проектов выбираются учителем с учётом того, чтобы их названия были броскими, краткими и побуждали интерес к достижению результата. Впоследствии дети могут работать над проектами самостоятельно, используя консультацию учителя.

Интересен проект «Пожарный», в ходе которого учащиеся знакомятся с деятельностью пожарной службы, узнают о важнейших задачах пожарных: тушении пожаров и спасении людей.

В начальной школе проектная деятельность является альтернативой ведущей в данном возрасте игровой деятельности. Её организация позволяет, создать ситуацию, в которой дети учатся делать выбор и несут ответственность.

Использование метода проектов на уроках и во внеурочное время способствует коммуникативной успешности младших школьников, как в образовательной среде, так и в становлении социального опыта, то есть идет «многоаспектное личностное образование, результат приобретения учащимися положительного опыта учебной коммуникативной деятельности, которая проявляется в стремлении детей включиться в учебное общение на своём уровне развития, обученности, воспитанности».

Методические рекомендации по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через организацию проектной деятельности:

– обучайте детей преимущественно не мыслям, а мышлению, учите способности добывать информацию, а не проглатывать ее в готовом виде;

– помогите детям управлять процессом собственного исследования;

– учитывайте индивидуальные особенности обучающихся;

– старайтесь обучать школьников умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую ими информацию;

– на традиционных занятиях, начиная с 1 класса, постепенно формируйте у младших школьников умения по отдельным элементам проектной и исследовательской деятельности (целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий);

– грамотно распределяйте функции между участниками проекта на этапе формирования коллектива;

– учитывайте, при погружении в проект, психолого-педагогические механизмы воздействия на учащихся;

– выполняйте роль независимого консультанта, удерживающегося от подсказки даже в случае, если ученики «идут не туда».

– относительно низкую эффективность реализации проектной деятельности учащихся имеют такие предметы, как русский язык, литературное чтение, математика, поэтому работу в данном направлении лучше проводить во внеклассной деятельности, особенно в форме межпредметных проектов;

– учитывайте, что наибольшую эффективность в применении метода проекта имеют такие учебные предметы, как окружающий мир, иностранные языки, информатика, изобразительное искусство, технология.

Таким образом, данные методические рекомендации могут использовать педагоги, организаторы внеурочной деятельности, родители в реализации проектной деятельности, которая активизирует стремление учащихся к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником. Такая работа даст возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать неуверенность. Здесь каждый получает роль и является активным партнером в речевом общении.

Литература:

  1. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст] / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, — М., 2015г. — 163с.
  2. Асмолов, А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека [Текст] / А. Г. Асмолов. — М., 2013г. — 145с.
  3. Батаршев, А. В. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности [Текст] / А. В. Батаршев. — М.: Издательский центр «Владос», 2014г. –176с.
  4. Воюшина, М. П. Формирование культурного поля школьника в урочной и неурочной образовательной деятельности [Текст] / М. П. Воюшина // Метаметодика как перспективное направление развития предметных методик обучения. Выпуск 7. — СПб.: Северная звезда, 2012. — 125с.
  5. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка: Вопросы психологии [Текст]/ Л. С. Выготский — Москва, 2011. — 541 с.
  6. Голубева, Э. А. Способности и индивидуальность [Текст] / Э. А. Голубева — Москва, 2013. — 205 с.
  7. Гришанова, И. А. Программа формирования коммуникативной успешности младших школьников: учеб. — метод. пособие / И. А. Гришанова. — Ижевск: Удм. университет, 2010. — 48 с.
  8. Голубева, Е.В., Голубева И. В. Развитие языковой личности на «Уроках одного слова» [Текст] / Начальная школа. — 2014, № 3.
  9. Громыко, Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова [Текст] / Ю. В. Громыко // Изв. Рос.акад. образования.- 2010.- № 2.
  10. Гузеев, В. В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения [Текст] / Директор школы. — 2005. — № 6.
  11. Задоя, Т. Г. Деятельность учителя в период адаптации первоклассников [Текст] / Т. Г. Задоя: Начальная школа, 2011. — № 12. — 211с.
  12. Кидрон, А. А. Коммуникативная способность и ее совершенствование [Текст]/ А. А. Кидрон — Ленинград, 2010. — 235 с.
  13. Клюева, Н.В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность [Текст] / Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина — Ярославль: Академия развития, 2011. — 458 с.
Задать вопрос