Современные проблемы педагогического взаимодействия классного руководителя с родителями учеников начальной школы | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 марта, печатный экземпляр отправим 3 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общие вопросы

Опубликовано в Школьная педагогика №3 (19) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 21.06.2020

Статья просмотрена: 315 раз

Библиографическое описание:

Клюзова, И. К. Современные проблемы педагогического взаимодействия классного руководителя с родителями учеников начальной школы / И. К. Клюзова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2020. — № 3 (19). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/175/5396/ (дата обращения: 19.03.2024).



В статье описаны некоторые формы и методы работы классного руководителя с родителями учащихся начальных классов. В условиях растущего материального и социального расслоения общества работе с семьей следует придавать особое значение. Признание приоритета семейного воспитания предполагает выстраивание специфических отношений между семьей и школой. Сотрудничество семьи и школы в воспитании школьников является одним из путей совершенствования семейного воспитания детей. Целями взаимодействия являются формирование активной педагогической позиции родителей, оказание помощи родителям в овладении педагогическими знаниями и умениями, активное участие родителей в воспитании детей.

Ключевые слова: воспитание, педагогическое взаимодействие, семья, сотрудничество семьи и школы.

The article describes some of the forms and methods of work of the class teacher with parents. In the context of the growing material and social stratification of society, the work with the family should be given particular importance. Recognition of the priority of family upbringing assumes building a specific relationship between family and school. Cooperation of family and school in the upbringing of students is one of the ways to improve family upbringing of children. The interaction objectives it is formation of an active pedagogical position of the parents, assisting the parents in mastering with pedagogical knowledge and skills, active participation of parents in the upbringing of children.

Keywords: upbringing, pedagogical interaction, family, cooperation between family and school.

Воспитание является важнейшей функцией общества с древних времен. Без передачи социально-исторического опыта от одного поколения к другому, без вовлечения молодежи в общественно-производственные отношения невозможно развитие общества, сохранение и обогащение его культуры, существование человеческой цивилизации. Наше поколение — это будущее нашей страны, ребёнок должен быть правильно воспитан с самого раннего возраста.

Семья и школа — это два фактора, которые считаются наиболее важными для развития личности с точки зрения воспитания.

Всем известно, что формирование личности начинается в семье. Семья закладывает основу необходимых человеческих качеств: любовь к друзьям, доброта, нежность, сострадание, целеустремленность, понимание, оптимизм, решительность и другие не менее важные человеческие добродетели.

Школа — это учреждение, которое не может ограничивать свою функцию только передачей знаний, привычек и навыков, которые реализуются в учебном процессе (образовательный компонент). Напротив, школа должна усилить воспитательную составляющую.

Современное общество развивается слишком быстро, что некоторые люди просто не справляются и теряются в водовороте социально-экономических и геополитических процессов. Отсутствие экономической стабильности и переориентация жизненных ценностей приводят к уменьшению числа членов семьи: растет число семей с одним ребенком, что также приводит к определенному отчуждению между детьми и детским эгоизмом; появляются пары без детей и оставленные дети. Все это вместе взятое составляет кризис воспитания семьи, который также является актуальной особенностью мира в XXI веке.

В условиях растущего материального и социального расслоения общества работе с семьей следует придавать особое значение. Признание приоритета семейного воспитания предполагает выстраивание специфических отношений между семьей и школой. Новизна этих отношений определяется терминами «партнерство» и «взаимодействие». Партнерство означает диалог «на равных условиях», когда привилегия конкретизировать, контролировать, оценивать не принадлежит никому. Взаимодействие — это способ организации сотрудничества в совместной деятельности, который осуществляется на основе принятия и понимания членами друг друга это взаимодействие с целью продуктивного общения [2].

Сотрудничество семьи и школы в воспитании школьников является одним из путей совершенствования семейного воспитания детей. Такое взаимодействие может быть плодотворным только при наличии информации о состоянии семейного педагогического процесс. Изучение семьи позволяет учителю познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи, её традиции и обычаи, духовные ценности, стиль отношений между родителями и ребёнком.

Л. Н. Седова, Н. П. Толстолуцких на основе изучения и обобщения теории и практики взаимодействия классного руководителя с родителями, предлагают строить сотрудничество семьи и класса педагога на взаимном доверии и уважении, взаимной поддержке и помощи, терпении и терпимости по отношению друг к другу. Сотрудничество классного руководителя и семьи является результатом целенаправленной и длительной работы, которая предполагает прежде всего всестороннее и системное изучение семьи, в частности, семейной среды и воспитания ребенка [3].

Н. М. Борытко, и. А. Соловцова и А. М. Байбаков [1] отмечают, что в начале работы с классом классные руководители и педагоги знакомят родителей со своими позициями в профессионально-педагогической деятельности, с целью, задачами и программами их будущей работы с классом, с планом воспитательной работы. В начале каждого учебного года родители должны быть ознакомлены со спецификой следующего этапа обучения, новыми вещами, особенностями работы новых учителей. Такая же информация полезна и перед началом особо значимых мероприятий: экскурсий, поездок на природу, обследований. При этом предпочтительно говорить о прогрессе ребенка публично, а обсуждать проблемы развития и поведения —лицом к лицу».

В школьной практике используются массовые, групповые и индивидуальные формы и методы работы с родителями. Все они направлены на повышение педагогической культуры родителей, укрепление взаимодействия школы и семьи, укрепление её воспитательного потенциала, а также привлечение родителей к воспитанию детей данного класса.

Наиболее важной формой коллективного взаимодействия педагогов с семьей является родительский комитет, который может быть отобран на родительском собрании на весь учебный год. Родительские комитеты участвуют в управлении школой и решают следующие вопросы: устанавливают обратную связь «родители → школа»; помогают классному руководителю в организации родительских собраний, обмене опытом семейного воспитания; участвуют в совершенствовании материально-технической базы школ, организации работы учащихся и проведении досуга. Родительский комитет класса стремится привлечь родителей и детей к организации классных дел, решению коллективных жизненных проблем.

Значительное место в работе классного руководителя с родителями отводится психолого-педагогическому воспитанию. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических навыков в области образования.

Родительские тренинги — это активные формы работы с родителями, которые знают о проблемах, озвученных учителем, и хотят от них избавиться. Наиболее эффективным является тренинг, в котором участвуют родители и дети, он называется тренингом родительской эффективности. Исходя из существующих проблем, педагог с помощью школьного психолога разрабатывает и проводит серию упражнений с родителями и детьми.

Внеклассные мероприятия, проводимые совместно с родителями, всегда имеют «большой успех», детям очень нравится, когда родители вместе с ними выполняют любую работу, когда они чувствуют их поддержку. Родители могут участвовать в организации мероприятий; могут выполнять возложенные на них работы (оформление газет, осуществление народных промыслов и др.).). И родители, и дети любят вместе участвовать в конкурсных программах, интеллектуальных играх, спортивных соревнованиях. Тематические мероприятия, проводимые родителями, заставляют детей гордиться своими родителями, которые выступают в роли учителей.

Традиционной формой коллективной работы с родителями является родительское собрание. Они эффективны только тогда, когда на совещаниях не только подводятся итоги проделанной работы, но и рассматриваются текущие образовательные проблемы.

Классные родительские собрания — это традиционная форма работы. На родительских собраниях должны быть поставлены конкретные вопросы о жизни и воспитании детей в семье: как отправить ребенка в школу (для родителей первоклассников), как организовать распорядок дня учащихся всех возрастов, особенности воспитания младших школьников, подростков, старшеклассников, как приучить детей к труду, организовать их досуг в семье, как укрепить родительский авторитет. Классный руководитель должен следить за тем, чтобы родители не боялись доверить ему какую-либо информацию о своих детях. Родители нуждаются в экспертных советах, а не в поучениях, упреках и жалобах, касающихся их детей.

Таким образом, семья и школа — это два звена в одной цепи. Их общая цель-образование и воспитание будущего поколения, создание благоприятных условий для полноценного развития личности. Школа и семья в тесном сотрудничестве должны не только обучать и воспитывать своих детей, но и заботиться о создании всех условий для их счастливой и творческой жизни. В ходе такой жизни дети готовятся к взрослой жизни, труду и творчеству.

Литература:

  1. Борытко Н. М., Соловцова И. А., Байбаков А. М. Теория и методика воспитания: учебник для ст-тов пед. вузов; под ред. Н. М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. — 98 с.
  2. Куликова, Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. [Текст] — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 232 с.
  3. Седова, Л.Н., Толстолуцких Н. П., Сергеева В. Основы семейного воспитания. — М.: Академия, 2013. — 128 с.
Задать вопрос