Технология критического мышления в практике преподавания бурятского языка и литературы | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Теория образования и обучения, дидактика

Опубликовано в Школьная педагогика №2 (18) май 2020 г.

Дата публикации: 04.05.2020

Статья просмотрена: 127 раз

Библиографическое описание:

Аюрова, Д. Ц. Технология критического мышления в практике преподавания бурятского языка и литературы / Д. Ц. Аюрова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2020. — № 2 (18). — С. 4-7. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/164/5201/ (дата обращения: 19.04.2024).



Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться без помощи учителя.

Хаббард

Все мы знаем, что современное общество выдвигает новые требования к образованию, новые подходы к обучению. Но какие бы инновации не вводились, только на уроке встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Урок остается вечной и главной формой обучения. Вместе с тем мы понимаем, что урок не может не меняться. Что же влияет на современный урок? Информатизация образования, появились новые образовательные стандарты, а это совокупность требований обязательных при реализации основных образовательных программ (ООП). Поэтому и нам, учителям приходится меняться. Также и мы, учителя бурятского языка стараемся идти в ногу со временем. Меняем свои уроки, применяем в своей работе современные образовательные технологии, осваиваем информационные технологии.

Как известно, родной язык является основой развития самосознания личности, формирования его интеллекта, эмоциональной сферы, творческого потенциала. Необходимость развития и социализации личности учащегося как субъекта этноса и как гражданина является на сегодняшний день актуальной проблемой. Язык является одним из главных элементов культуры любого народа — носителя языка. Также и бурятский язык. Он открывает учащимся доступ к духовному богатству бурятского народа, является средством общения. Но сегодня встает проблема знания родного языка, употребление его в своей речи. Молодое поколение забывает свой язык, перестает общаться на нем. Считает, что в дальнейшей жизни родной язык ему не пригодится. Перед нами встает проблема как привить учащимся любовь к своему языку, как зародить в них стремление сохранить народную культуру, обычаи и традиции. И это все должно происходить через организацию учебного процесса.

Организация учебного процесса в новой информационно-образовательной среде, в условиях реализации ФГОС основана на современных педагогических технологиях, и мы свободны в их выборе. В своей работе применяю технологию критического мышления, которая позволяет формировать у учащихся коммуникативную компетенцию.

Технология развития критического мышления появилась в 1995 г. Впервые разработана в 1980 г. Воганом Эстесом. Закончили разработку Стил, Стемпл, Уолтер.

Уроки проходят в коммуникативно-деятельностной форме с использованием приемов технологии критического мышления. Весь процесс необходимо осуществлять на базе конкретного, жизненного, практического материала.

В чем же инновационность методов критического мышления? Учить критически, мыслить и воспринимать, осмысливать и анализировать новую информацию, творчески применять и доводить свои знания, критически развивать и совершенствовать себя. Достоинство технологии развития критического мышления заключается в ее открытости. Авторы технологии при ее создании опирались на современные методические приемы, разработки, используемые другими технологиями и подходами — дискуссионные, игровые технологии, ТРИЗ, модели рефлексивного письма; разнообразные методические приемы, развивающие интеллектуальные, коммуникативные умения учащихся. Технология помогает ученику овладеть способами работы с информацией, вдумчивого чтения, структурирования материала, умением задавать вопросы, постановки и решения проблем, рефлексивного письма, помогает овладеть методами групповой работы, умением аргументировано вести дискуссию. Технология объединяет известные и новые методические приемы в определенной логике построения урока (занятия).

В основе данной технологии лежит трехступенчатая модель:

  1. Стадия вызова — актуализация имеющихся у учащихся знаний по данной теме; мотивация к учебной деятельности;
  2. Осмысление — получение новой информации; её осмысление; соотношение с уже имеющимися знаниями.
  3. Рефлексия — целостное осмысление, обобщение полученной информации, формирование у учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

На каждой стадии урока используются свои методические приемы. Их много. Например: на стадии вызова я применяю приём «Что я знаю» (что я знаю по теме урока или мне кажется, что я знаю?), «Ключевые слова». Например:

— «Хэрмэн» гэhэн нэрэтэй текст зохеохыетнай дурадханаб. Нэрэ уншаад байхадаа, ямар асуудалнууд толгой соотнай түрэнэб?

Нэрээрынь үгүүлэлэй стиль элирүүлхээр гү?

Yгтэhэн үгэнүүдээр үгүүлэл зохеогты: Хэрмэн — уурхай — модоной хүнды –зөөлэн — дэбдихэр — дулаан — hүрэжэ-үбэлэйнгөө хоол.

На стадии осмысления прием «Взаимообучение». В группах из 4–5 человек по очереди ученики играют роль учителя:

– Суммируют содержание абзаца;

– Придумывают вопрос и предлагают других ответить на него;

– Разъясняют, что непонятно;

– Дают задания для чтения следующего абзаца.

(Процесс взаимообучения желательно начинать с включения в роль учителя сильных учеников).

Прием «Пометки на полях» (Инсерт).

Учащиеся работают с текстом и делают пометки на полях:

«+» — если считают, что это им известно;

«-» — если считают, что это противоречит тем знаниям, которые у них есть;

«v» — если то, что прочитали, является новым;

«?» — если то, что прочитали, оказалось непонятным и требует разъяснений.

Например, в 8 классе при изучении темы «Обобщающие слова при однородных членах предложения» вначале составляется список известной информации по теме, затем материал логически ранжируется, составляется список вопросов. Детям предлагается статья, при работе с которой они ставят пометки.

(+)Мэдуулэлэй ямаршье гэшууд нэгэ турэл байжа болохо.

(+)Нэгэ турэл гэшуудэй хоорондо запятой табидаг.

(v)Нэгэ турэл гэшууд хамтадхаhан угэтэй байжа болохо.

(v)Хамтадхаhан угын нэгэ турэл гэшуунэй урда тээ байгаа hаань, тэрэнэй хойно хоеролжон точко табидаг; хойнонь байгаа hаань — зурлаа табидаг; дундань hаань — хоеролжон точко зурлаа хоерые табидаг.

(?)Юумые хэдэн тээhээнь тодорхойлhон элирхэйлэгшэнууд нэгэ турэл бэшэ байдаг, хоорондонь запятой табидаггуй.

На стадии рефлексии прием «Синквейн». Этот прием позволяет ученикам проявлять свое творчество и выразить свое отношение к изучаемому явлению. Развивает творческое мышление, речь, обогащает словарный запас.

Синквейн — это стихотворение, которое требует синтеза материала в кратких предложениях. Таким образом, это стихотворение, состоящее из 5 строк.

Правила написания синквейнов:

– В первой строчке тема называется одним словом.

– Вторая строчка — это описание темы в двух словах (2 прилагательных).

– Третья строчка — это описание действия в рамках этой темы (3 глагола).

– Четвертая строчка — это фраза, показывающая отношение к теме.

– Пятая строчка — это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.

При изучении темы «Фразеологизмы» на стадии рефлексии составляем синквейн:

—Фразеологизм

—Удхатай, сэсэн

— Хумуужуулнэ, баяжуулна, тододхоно

— турэл хэлыемнай уран найруулгатай болгоhон

— холбуулал.

Приём № 3 «Самоанализ»

Самоанализ позволяет учащемуся более детально повторить всё пройденное на уроке и оценить свои успехи.

Что же формирует и развивает такая работа?

Во-первых, формируется умение ранжировать информацию по степени новизны.

Во-вторых, развивается умение анализировать и классифицировать.

А также в процессе такой работы ребята учатся пересказывать информацию, учатся обсуждать и доказывать свою точку зрения.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо дает возможность личностного роста школьника, приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, индивидуальность. Помогает учителю заменить пассивное слушание и пересказ на активное участие учащихся в образовательном процессе, и тем самым повысить эффективность занятий.

Таким образом, применение элементов технологии критического мышления создает условия для творческой самореализации личности, развития познавательных способностей и коммуникативных умений учащихся, их нравственного потенциала.

В результате такой организации учебного процесса повысился интерес к родному языку, увеличилось количество учащихся, которые участвуют в предметных олимпиадах и конкурсах, и имеют хорошие результаты.

Литература:

  1. Загашев И. О., Заир Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. — СПб: Альянс-Дельта, 2003–284 с.
  2. Интернет-ресурсы: nsportal.ru Инфоурок
Основные термины (генерируются автоматически): критическое мышление, родной язык, учащийся, учебный процесс, бурятский язык, коммуникативное умение учащихся, образовательный процесс, рефлексивное письмо, роль учителя, стадий вызова.

Похожие статьи

Технология развития критического мышления...

Ключевые слова: мышление, критическое мышление, рефлексия. Современные требования к образовательному процессу в рамках ФГОС повысились, современные реалии диктуют и новые подходы к учебно-воспитательному процессу.

Применение технологии критического мышления на уроках...

Критическое мышление — поиск здравого смысла и умение отказаться от собственных

Технология критического мышления дает учителю: – умение создать в классе атмосферу

критическое мышление, стадий рефлексии, учащийся, деятельность учителя, ключевое...

Развитие критического мышления на уроках иностранного языка...

На данном этапе деятельность учителя направлена на вызов у учащихся знаний по изучаемому вопросу и мотивацию к дальнейшей работе.

технология развития критического мышления, стадия вызова, стадия осмысления содержания, стадия рефлексии, кластер...

К вопросу повышения развития навыков чтения на занятиях...

Организовать учебный процесс в соответствии с потребностями обучающихся помогает технология

На стадии развития умений поискового чтения можно применить стратегию критического

критическое мышление, технология развития, мышление, стадий вызова, стадий

критическое мышление, стадий рефлексии, учащийся, деятельность учителя...

Технология развития критического мышления в формировании...

Развитие критического мышления на уроках иностранного языка в свете ФГОС. Использование коммуникативных и смысловых структур на уроках английского языка. Интерактивный метод обучения на уроках русского языка как способ повышения...

Развитие критического мышления на уроке иностранного языка

Согласно им, критическое мышление это, прежде всего рефлексивное мышление

Роль учителя на этом этапе работы состоит в том, чтобы стимулировать ребят говорить на языке, при

критическое мышление, технология развития, мышление, стадий вызова, стадий...

Использование проектной технологии развития критического...

Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. На стадии рефлексии происходит обобщение информации

критическое мышление, технология развития, мышление, стадий вызова, стадий рефлексии, знание, учащийся, английский...

Роль технологии развития критического мышления...

рефлексия, начальная школа, процесс обучения, учебный процесс, учебная деятельность, учащийся, умение, совместная

критическое мышление, рефлексия, умение, технология развития, ученик, учитель, стадий вызова, собственная деятельность, рефлексивный...

Использование рефлексивных технологий в развитии...

Функция стадии рефлексии – это развитие рефлексивных метакогнитивных умений учащихся.

Рефлексия – необходимое условие того, чтобы учащийся и педагог видели схему

критическое мышление, умение, педагогическая рефлексия, рефлексия, развитие...

Похожие статьи

Технология развития критического мышления...

Ключевые слова: мышление, критическое мышление, рефлексия. Современные требования к образовательному процессу в рамках ФГОС повысились, современные реалии диктуют и новые подходы к учебно-воспитательному процессу.

Применение технологии критического мышления на уроках...

Критическое мышление — поиск здравого смысла и умение отказаться от собственных

Технология критического мышления дает учителю: – умение создать в классе атмосферу

критическое мышление, стадий рефлексии, учащийся, деятельность учителя, ключевое...

Развитие критического мышления на уроках иностранного языка...

На данном этапе деятельность учителя направлена на вызов у учащихся знаний по изучаемому вопросу и мотивацию к дальнейшей работе.

технология развития критического мышления, стадия вызова, стадия осмысления содержания, стадия рефлексии, кластер...

К вопросу повышения развития навыков чтения на занятиях...

Организовать учебный процесс в соответствии с потребностями обучающихся помогает технология

На стадии развития умений поискового чтения можно применить стратегию критического

критическое мышление, технология развития, мышление, стадий вызова, стадий

критическое мышление, стадий рефлексии, учащийся, деятельность учителя...

Технология развития критического мышления в формировании...

Развитие критического мышления на уроках иностранного языка в свете ФГОС. Использование коммуникативных и смысловых структур на уроках английского языка. Интерактивный метод обучения на уроках русского языка как способ повышения...

Развитие критического мышления на уроке иностранного языка

Согласно им, критическое мышление это, прежде всего рефлексивное мышление

Роль учителя на этом этапе работы состоит в том, чтобы стимулировать ребят говорить на языке, при

критическое мышление, технология развития, мышление, стадий вызова, стадий...

Использование проектной технологии развития критического...

Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. На стадии рефлексии происходит обобщение информации

критическое мышление, технология развития, мышление, стадий вызова, стадий рефлексии, знание, учащийся, английский...

Роль технологии развития критического мышления...

рефлексия, начальная школа, процесс обучения, учебный процесс, учебная деятельность, учащийся, умение, совместная

критическое мышление, рефлексия, умение, технология развития, ученик, учитель, стадий вызова, собственная деятельность, рефлексивный...

Использование рефлексивных технологий в развитии...

Функция стадии рефлексии – это развитие рефлексивных метакогнитивных умений учащихся.

Рефлексия – необходимое условие того, чтобы учащийся и педагог видели схему

критическое мышление, умение, педагогическая рефлексия, рефлексия, развитие...

Задать вопрос