Еще с древнейших времен человечество обращало внимание на дефекты речи. Первые упоминания о речевых расстройствах были описаны в трудах Эдвина Смита, Геродота, Гиппократа, Цельса.
И в современном мире (специалистами дефектологами) отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами речевого развития.
Вот уже седьмой год как я работаю заместителем директора по учебно-воспитательной работе в Мирненской средней школе Курского муниципального Ставропольского края. Я заметила за эти годы, что в нашей школе очень много детей с нарушениями речи, и с каждым годом количество обучающихся с речевыми нарушениями только увеличивается.
Ниже в таблице отражены результаты мониторинга, проведенного мною с 2015 по 2019 годы.
Таблица 1
Мониторинг речевых нарушений обучающихся начальной школы МКОУ СОШ №13 за последние пять лет.
|
Фонетические дефекты произношения звуков при дислалии |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
|
ротацизм |
2,4 % |
2,4 % |
5 % |
7 % |
9 % |
|
сигматизм |
1,6 % |
1,6 % |
3,2 % |
5 % |
8 % |
|
дефекты озвончения и оглушения |
0,4 % |
0,6 % |
0,9 % |
1 % |
1,2 % |
|
дефекты смягчения и твердости |
0,2 % |
0,5 % |
0,7 % |
1 % |
1 % |
|
заикание |
0,8 % |
0,8 % |
1,6 % |
1,6 % |
2,4 % |
Все вышеперечисленные недостатки речи, кроме заикания, основанные на расстройствах в буквенном звукообразовании, называют дислалией. Под термином «дислалия» подразумевают такое расстройство речи, при котором ребенок не может правильно произнести те или иные звуки, заменяет их другими или смешивает звуки между собой [1, с. 22]. В прошлом дислалию называли косноязычием. Термин «косноязычие» очень древний, народный, долгое время он обозначал всякую неправильную речь [1, с. 30].
Из данной таблицы следует, что дефекты речи имеется у каждого десятого ученика начальной школы МКОУ СОШ № 13. Данные мониторинга показывают, что в нашей школе преобладают дети с фонетические дефектом произношения звука [р], [рь], то есть с ротацизмом.
Ротацизм в логопедии — это нарушение артикуляции звуков [р], [рь], точнее их искажение или пропуск [1, с. 8]. Этот недостаток в народе имеет еще одно название — картавость. Среди всех остальных видов фонетических дефектов произношения звуков, именно ротацизм, существующий с детства, устраняется с большим трудом.
При своевременном логопедическом обследовании и помощи профессионального логопеда, который скорректирует работу, найдет практические приемы и способы разрешения проблемы можно преодолеть любой дефект. Нужно понимать, что если этого не сделать, то любые нарушения речи могут закрепиться, а в дальнейшем, их сложно будет исправить, даже, с помощью специалиста.
Все вышеперечисленные речевые нарушения можно было предотвратить еще в дошкольный период, но, к сожалению, в детском саду нашего населенного пункта нет учителя-логопеда. Стоит отметить, что 70 % обучающихся c речевыми патологиями посещали дошкольные образовательные учреждения!
К великому сожалению, родители не понимают всей сложности ситуации, считая это нормой. И отказываются понимать, что шепелявость и картавость, и другие речевые расстройства — физиологическая норма только у детей 3–5-летнего возраста. Родители должны понимать, что хорошая речь — важное условие всестороннего развития детей. И чем богаче она, тем легче ему высказать свои мысли, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми.
Конечно, работа с родителями проводится, но почему-то они спокойно относятся к этому, ссылаясь на то, что близлежащий населенный пункт, где есть логопед, находится на расстоянии 55 километров. Классные руководители, учителя предметники пытаются довести до их сведения, что если дети своевременно не получат квалифицированную логопедическую помощь дефекты речи могут препятствовать полноценному усвоению программного материала. Нарушения звукопроизношения, которые являются помехой дальнейшему нормальному овладению письменной речью и способствуют возникновению дисграфии и дислексии, тормозят их общее развитие, а нередко способствуют появлению отрицательных характерологических особенностей (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности), что в дальнейшем создает трудности в социальной и трудовой адаптации, в выборе профессии.
Как итог, дети с речевыми нарушениями с возрастом замыкаются в себе, стесняются отвечать устно и выходить к доске, отказываются от участия в классных и школьных мероприятиях.
Но не стоит отпускать руки, как говорится спасение утопающих — дело рук самих утопающих. А если быть точнее, неравнодушных родителей. Ведь мы живем в век инноваций и технического прогресса, сейчас в каждом доме имеется интернет, доступ к социальным сетям, мессенджерам. Где можно найти огромное количество видео роликов, комплексов артикуляционных упражнений, логопедических песен по устранению не только ротацизма, но и других дефектов речи. Для сигматизма или других проблемных звуков можно использовать скороговорки и обязательно с буквой, которая вызывает у ребенка сложности с произношением. Процесс преодоления речевых нарушений трудный и продолжительный. Но даже при помощи логопеда эффективность обучения в большой степени зависит от помощи родителей, активности их занятий с ребенком. Ни для кого, ни секрет, только совместная целенаправленная и систематическая работа по речевому развитию приносит эффективный результат в учебной деятельности.
Я очень надеюсь, что со временем мы придем к тому, что в каждом образовательном учреждении будет учитель-логопед.
Возможно, именно все вышеперечисленное и послужило причиной моего поступление в институт по специальности логопедия.
Литература:
- Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: в 2 тт. Т II/Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 656 с.: ил.
- Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии. — М.: Просвещение, 1991.
- Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В. К. Воробьева. — М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. — 158 [2] с. — (Высшая школа)

