Значение уроков лингвистического краеведения в современной школе | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 февраля, печатный экземпляр отправим 12 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Теория образования и обучения, дидактика

Опубликовано в Школьная педагогика №1 (17) январь 2020 г.

Дата публикации: 01.01.2020

Статья просмотрена: 18 раз

Библиографическое описание:

Алиев А. М. Значение уроков лингвистического краеведения в современной школе // Школьная педагогика. — 2020. — №1. — С. 12-13. — URL https://moluch.ru/th/2/archive/149/4774/ (дата обращения: 30.01.2020).



В современной жизни мы часто сталкиваемся с речевой безграмотностью. В условиях современной школы важно популяризировать русский язык путем приобщения к региональному компоненту. Лингвистическое краеведение изучает языковую ситуацию в регионе и все ее аспекты. Лингвистическое краеведение помогает сформировать определенные компетенции у обучающихся и расширить их знания и кругозор.

Ключевые слова: русский язык, литература, региональная история, дисциплины, образование, нравственность, воспитание, учащиеся, урок, знания.

Образование — одна из сложнейших сфер человеческой деятельности. Одним из основных требований к образованию является постоянное совершенствование и прогресс. Особое место в структуре современного образования, причём как отечественного, так и западного, занимает школа. Именно в процессе школьного обучения происходит активный процесс роста личности и её социализации [4].

Лингвистическое краеведение объединяет в себя различных аспектов изучения языка определенной территории. Данная наука соединяет изыскание прошлого и настоящего о языке региона. Лингвистическое краеведение важная дисциплина в школьной образовательной программе в контексте изучения русского языка и литературы.

Доктор филологических наук Н. Г. Благова предлагает следующее определения лингвистического краеведения — это ознакомление учащихся с традициями, историей и культурой какой-то отдельной части страны в процессе изучения родного языка, точнее, через факты языка с целью повышения коммуникативных умений [1, с. 17].

По мнению К. Д. Ушинского первоначальная цель лингвокраеведения — изучение истории и культуры края через факты языка, ибо «в языке одухотворяется весь народ и вся его родина, вся история духовной жизни» [3, с. 374.].

Написание и произношения слов, их значение всё это имеет важно значение. Учащийся должен вынести определенный багаж знаний из школы. В связи с этим задача совершенствования подходов и методик преподавания русского языка в школе является крайне важной и актуальной. В конечном итоге, нужно сформировать у учеников ключевые компетенции в различных сферах: познавательной, трудовой, массовой коммуникации, гражданской деятельности, семейно-бытовой, в сфере между людьми различных национальностей.

Часто мы сталкиваемся с неправильными речевыми оборотами, искажениями русского языка. Русский язык богат и многообразен в зависимости от региона. В каждой местности есть определенные правила и традиции произношения и названия слов. Например, парадная в Санкт-Петербурге и подъезд в Москве. Деревня в центральных регионах России и станица на юге страны. Кущари в волжских областях и кусты в Сибири. Язык — это богатство народа. С помощью языковых особенностей можно изучить культуру и историю региона.

Лингвистическое краеведение в школе охватывает большой спектр вопросов. В частности, это географические особенности, история, литература, филология, фольклор. Данный предмет предполагает интеграцию различных школьных дисциплин: русский язык, литература, история, география, музыка.

Формы по лингвистическому краеведению состоит из следующих компонентов:

− Словарная работа учащихся. Перевести на занятиях диалектные слова на современный русский язык, узнать слово по его описанию, подобрать синонимы и антонимы к данному слову, составить «тематические словари», написание рассказа и сочинений;

− Работа с «малыми текстами»;

− Лингвистический анализ различных тестовых групп;

− Написание собственных текстов, используя различную краеведческую тематику;

− Этимология слова.

Важно особо отметить формирование регионального компонента в лингвистическом образовании предполагает обязательное обращение к местным языковым особенностям и к краеведению. Описание и анализ региональных языковых особенностей позволяет выявить черты регионального языкового менталитета.

Лингвистическое краеведение направлено на закрепление и расширения знаний по русскому языку. Часто учащиеся испытывают трудности при написании итоговых сочинений, изложений и диктантов. Занятия по лингвистическому краеведению повышают грамотность учащихся. Обучающиеся разбирают слова и их значения [2].

Важнейшим фактором развития способностей учащихся является формирование устойчивых специальных интересов. Это интересы к определенной сфере человеческой деятельности, которые затем перерастают в устремления профессионально заниматься этим видом деятельности. Аналогично возникновение интереса, мотивации к той или иной учебной деятельности тесно связано с пробуждением определенных способностей к ней и инициирует их развитие.

Главным условием эффективности гражданского воспитания школьников на уроках лингвистического краеведения является системность. Система включает в себя: цель, задачи, содержание, методы, формы и критерии диагностики уровней развития гражданственности и патриотизма. Конечная же цель воспитать гражданина и патриота, путем изучения материалов своего региона, чтобы в дальнейшем школьник ощущал себя гражданином и патриотом и страны и своей мало Родины.

Лингвистическое обучение в школе каждой индивидуально-типологической группы позволяет достигать более высокого уровня развития внимания, восприятия, памяти и мышления старших школьников. Это повышает активность школьника на уроке, его интерес к предмету, стремление к самостоятельной работе. Лингвистическое краеведение является средством формирования регионального компонента учебного предмета «Русский язык». Данные так же следует применять дисциплину на уроках русского языка с целью регионализации содержания этих уроков.

Данная дисциплина в конечном итоге, нужно сформировать у учеников ключевые компетенции в различных сферах: познавательной, трудовой, массовой коммуникации, гражданской деятельности, семейно-бытовой, в сфере между людьми различных национальностей, что важно в условиях Северного Кавказа.

Итак, резюмируя всё вышесказанное, важно особо подчеркнуть, что лингвистическое краеведение в школе помогает расширить кругозор учащихся. Как показать богатство родного языка, так и выделить лингвистическую самобытность своего региона. Лингвистическое краеведение помогает стимулированию дополнительного изучения истории, русского языка литературы и географии своего региона и страны в целом. Предмет важен в развитии орфографии и пунктуации.

Литература:

1. Благова Н. Г., Коренева Л. А., Родченко О. Д. О концепции обучения русскому языку с учетом регионального компонента (Для средней общеобразовательной школы) // РЯШ. — 1993. — № 4 — С. 16–19.

2. Использование регионального компонента и лингвистического краеведения на уроках русского языка // Открытый урок. Первое сентября. — [Электронный ресурс]: [Режим доступа]:http://festival.1september.ru/articles/616396/ (20.11.2019)

3. Ушинский К. Д. Родное слово. — Новосибирск: Детская литература, 1994.

4. Шамова Т. И. Активизация учения школьников. — М.: Педагогика, 1982.

Основные термины (генерируются автоматически): лингвистическое краеведение, русский язык, региональный компонент, гражданская деятельность, конечный итог, массовая коммуникация, родной язык, человеческая деятельность, факт языка, дисциплина.

Ключевые слова

русский язык, литература, воспитание, нравственность, образование, знания, учащиеся, урок, региональная история, дисциплины

Похожие статьи

региональный компонент, иностранный язык, Российская...

Ключевые слова: краеведение, региональный компонент, процесс обучения иностранному языку, методы и формы обучения

Одной из важных задач, решение которой может и должно быть осуществлено в рамках изучения иностранного языка является развитие и формирование...

Пути формирования гражданской, этнической и социальной...

Задачей учителя русского языка в контексте формирования гражданской и этнической идентичности

Краеведение — это, по большому счету, историческая память ныне живущих о тех

Обращение к лингвистическому краеведению отвечает многим основополагающим...

Значение этнокультурного компонента на занятиях по...

гражданская идентичность, этническая идентичность, родной край, русский язык, лингвистическое краеведение

Классная деятельность играет решающую роль в процессе изучения иностранного языка и повышения мотивации учащихся к его усвоению.

Краеведческий компонент как средство обучения младших...

Статья посвящена вопросу использования регионального и краеведческого компонентов на уроках английского языка, что предполагает изучение родного края, его истории, культуры, традиций, жизни и быта.

Использование краеведческого материала на уроках русского...

Русский язык относится к числу важных учебных предметов, составляющих вместе с другими

В отличие от остальных учебных предметов, русский язык как родной выполняет две

Сочинения, проводимые на уроках русского языка, по тематике делятся на две большие...

Формирование гражданской идентичности на уроках русского...

- общий язык, являющийся средством коммуникации и условием выработки разделяемых смыслов и

Конечной целью изучения факторов, влияющих на становление гражданской идентичности

Русский язык как учебный предмет несет высокую познавательную ценность...

региональный компонент , иностранный язык , Российская...

Естественно, информацию на русском языке в виде буклетов или справочников можно найти

Поэтому так важен региональный компонент на уроках иностранного языка.

Применение регионального компонента в обучении иностранным языкам способствует расширению...

Национально-культурный компонент как средство формирования...

Необходимость обучения иностранному языку с учетом национально-регионального компонента

Особенностью иностранного языка, как учебной дисциплины является то, что он по

На уроках английского языка нами фрагментарно вводится краеведческий материал...

Роль языка в межкультурной коммуникации | Статья в журнале...

В статье рассматривается вопросы межкультурной коммуникации, а именно отношение языка и культуры. Автор выделяет ряд структурных характеристик культур и подчеркивает, что язык является одновременно выражением и определяющим фактором общего мировоззрения.

Изучение истории края на уроках русского языка и литературы

Основной единицей изучения материала на уроках русского языка является текст.

Одни уроки становятся полностью краеведческими, на других — краеведение входит лишь

Обращение к фактам истории и культуры родного края на уроках русского языка вызывает у...

Похожие статьи

региональный компонент, иностранный язык, Российская...

Ключевые слова: краеведение, региональный компонент, процесс обучения иностранному языку, методы и формы обучения

Одной из важных задач, решение которой может и должно быть осуществлено в рамках изучения иностранного языка является развитие и формирование...

Пути формирования гражданской, этнической и социальной...

Задачей учителя русского языка в контексте формирования гражданской и этнической идентичности

Краеведение — это, по большому счету, историческая память ныне живущих о тех

Обращение к лингвистическому краеведению отвечает многим основополагающим...

Значение этнокультурного компонента на занятиях по...

гражданская идентичность, этническая идентичность, родной край, русский язык, лингвистическое краеведение

Классная деятельность играет решающую роль в процессе изучения иностранного языка и повышения мотивации учащихся к его усвоению.

Краеведческий компонент как средство обучения младших...

Статья посвящена вопросу использования регионального и краеведческого компонентов на уроках английского языка, что предполагает изучение родного края, его истории, культуры, традиций, жизни и быта.

Использование краеведческого материала на уроках русского...

Русский язык относится к числу важных учебных предметов, составляющих вместе с другими

В отличие от остальных учебных предметов, русский язык как родной выполняет две

Сочинения, проводимые на уроках русского языка, по тематике делятся на две большие...

Формирование гражданской идентичности на уроках русского...

- общий язык, являющийся средством коммуникации и условием выработки разделяемых смыслов и

Конечной целью изучения факторов, влияющих на становление гражданской идентичности

Русский язык как учебный предмет несет высокую познавательную ценность...

региональный компонент , иностранный язык , Российская...

Естественно, информацию на русском языке в виде буклетов или справочников можно найти

Поэтому так важен региональный компонент на уроках иностранного языка.

Применение регионального компонента в обучении иностранным языкам способствует расширению...

Национально-культурный компонент как средство формирования...

Необходимость обучения иностранному языку с учетом национально-регионального компонента

Особенностью иностранного языка, как учебной дисциплины является то, что он по

На уроках английского языка нами фрагментарно вводится краеведческий материал...

Роль языка в межкультурной коммуникации | Статья в журнале...

В статье рассматривается вопросы межкультурной коммуникации, а именно отношение языка и культуры. Автор выделяет ряд структурных характеристик культур и подчеркивает, что язык является одновременно выражением и определяющим фактором общего мировоззрения.

Изучение истории края на уроках русского языка и литературы

Основной единицей изучения материала на уроках русского языка является текст.

Одни уроки становятся полностью краеведческими, на других — краеведение входит лишь

Обращение к фактам истории и культуры родного края на уроках русского языка вызывает у...

Задать вопрос