Интегрированные уроки литературного чтения и окружающего мира | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 февраля, печатный экземпляр отправим 12 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Теория образования и обучения, дидактика

Опубликовано в Школьная педагогика №1 (17) январь 2020 г.

Дата публикации: 30.12.2019

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Коноваленко Е. А. Интегрированные уроки литературного чтения и окружающего мира // Школьная педагогика. — 2020. — №1. — С. 16-19. — URL https://moluch.ru/th/2/archive/149/4770/ (дата обращения: 29.01.2020).



В статье автор рассматривает особенности интегрированных уроков литературного чтения и окружающего мира в начальной школе по системе Л. В. Занкова

Ключевые слова: интеграция, интегрированный урок

Мы живем в мире, который буквально тонет в океане беспорядочной информации, но люди по–прежнему не имеют целостной картины мира. В законе РФ «Об образовании» особо отмечается, что содержание образования должно обеспечивать формирование у обучающегося адекватной современному уровню и уровню образовательной программы картины мира [1]. Значит, мечта каждого учителя — воспитать ученика знающего, умеющего самостоятельно мыслить, задавать себе вопросы и находить на них ответы, ставить перед собой проблемы и искать способы их решения осуществима [2].

В современной школе предметные программы, к сожалению, составлены так, что знания ребенка остаются разрозненными, искусственно расчлененными по предметному признаку. Введение интегрированных уроков позволит учителю преодолеть эти противоречия и с первых шагов обучения, научить ребенка представлять мир, окружающий его, как единое целое.

Опыт проведения интегрированных уроков в начальной школе, как способ развития ребёнка основывается на идеях классической педагогики. Зарубежные и отечественные педагоги, отмечая важность межпредметных связей, акцентировали внимание на соблюдении принципа целостности природы в содержании учебного материала. Блестящим примером был опыт В. А. Сухомлинского, его «уроки мышления в природе», — это интеграция основных видов познавательной деятельности (наблюдения, мышления) с целью обучения, воспитания и развития детей [4]. Интеграция предметов в современной школе — одно из направлений активных поисков педагогических решений с целью более эффективного и разумного воздействия на учащихся.

Специфика работы учителя начальных классов такова, что он один обучает детей по нескольким дисциплинам. Введение интегрированных уроков позволит учителю преодолеть эти противоречия несовершенства программ и с первых шагов обучения, научить ребенка представлять мир, как единое целое.

Интеграция — это глубокое взаимопроникновение, слияние, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области. Понятие «интеграция» может иметь два значения: создание у школьников целостного представления об окружающем мире (цель обучения); нахождение общей платформы сближение знаний (средство обучения) [2].

Интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов. Вот некоторые из них:

− повышение мотивации учебной деятельности за счёт нестандартной формы урока;

− рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях;

− организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и. т.д;

− показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач.

На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки не только применяются обучающимися в их практической деятельности в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей.

Все школьные дисциплины обладают своеобразным интеграционным потенциалом, но их способность сочетаться, эффективность интеграции зависят от многих условий, которые необходимо учитывать при планировании. Прежде всего анализируется уровень подготовки учеников определенного класса. Трудности, существующие в их учебной деятельности, могут быть одной из причин использования метода интеграции.

Но злоупотреблять проведением интегрированных уроков нельзя, так как слишком частое использование данной формы урока может привести к обратному результату — снижению познавательной активности обучающихся к изучаемым предметам.

Интегрированные уроки снимают утомляемость и перенапряжение учащихся за счёт переключения с одного вида деятельности на другой. Однако, в первые два года обучения в школе не следует особо акцентировать на интеграции, т. к. у ребенка ещё не большой багаж знаний, не сформировались грамматические, вычислительные, технические навыки. Интегрированный урок требует от учителя дополнительной подготовки, большой эрудиции, высокого профессионализма.

Так как интеграция — это не самоцель, а определенная система в деятельности учителя, то должен быть и конечный результат интегрированного обучения:

− в повышении уровня знаний учащихся по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, закономерностей за счет их многогранной интерпретации с использованием сведений интегрируемых наук;

− в изменении уровня интеллектуальной деятельности, обеспечиваемого рассмотрением учебного материала с позиции ведущих идей, установлением естественных взаимосвязей между изучаемыми проблемами;

− в эмоциональном развитии учащихся, основано на привлечении музыки, живописи, лепки, литературы и т. д.;

− в росте познавательного интереса учащихся, проявляемого в желании активной и самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время;

− во включении учащихся в творческую деятельность, результатом которой могут быть их собственные стихотворения, рисунки, панно, поделки, являющиеся отражением личностного отношения к тем или иным явлениям и процессам.

Учебная дисциплина «Окружающий мир» уже по своей сути является классическим примером учебной дисциплины, предполагающей установление всевозможных типов и видов межпредметных связей и обеспечивающей интеграцию в начальных классах, Содержание этого курса может представлять собой органическое соотношение естественного, гуманитарного и художественного циклов. Установление межпредметных связей с дисциплинами различных направлений позволяет формировать целостную картину мира, мировоззрение ребенка.

Для усиления эффекта возможно сочетать её с другими учебными дисциплинами. Безусловно, в идеале было бы сочетание 4 дисциплин как интегрированных: Литературное чтение, ИЗО, Технология и Музыка. Но такое объединение учебного материала практически невозможно в рамках 45 — минутного урока. Поэтому пришлось остановиться на 2 дисциплинах и реализовать межпредметную интеграцию посредством курсов: Окружающего мира и Литературного чтения. Установлению связей в содержании учебных предметов чтения и окружающего мира помогает общая тематика ряда уроков. На уроках окружающего мира учащиеся накапливают, обогащают и систематизируют представления о предметах и явлениях окружающей жизни, о природе. А на уроках чтения — ребенок видит мир в образном художественном описании. Поэтический образ служит для лучшего восприятия и запоминания учащимися научных сведений о природе. Это в 1–2 классах. В 3 классе по системе Л. В. Занкова предлагается более сложная интеграция материала. Интеграция на уроках окружающего мира позволяет установить связь между полученными знаниями об окружающем мире, подкрепленным литературным материалом, а также конкретной практической деятельностью учащихся по применению этих знаний, тем самым реализуя одно из требований стандарта нового поколения — формирование целостного мировоззрения ребенка.

Уроки окружающего мира — это лучшее средство для развития речи учащихся, так как развитие речи идет в непринужденной свободной атмосфере, на основе живого интереса учащихся к объектам природы. В связи с вышесказанным вернемся к определению процесса интеграции и поймем, что интеграция — это и восстановление и восполнение. Выделенные аспекты соответствуют образовательным, развивающим и воспитывающим функциям обучения, значит, интеграция предметов способствует общему развитию ребенка и более глубокому изучению тем на уроке, способствует формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом.

Литература:

  1. Закон «Об образовании»
  2. Алексеева А. А. Интегрированный урок как средство позитивной мотивации в обучении младших школьников // 1 Сентября URL: https;//urok 1Sept.ru/статьи/561477
  3. Коноваленко Е. А. // Инфоурок. URL: https://infourok.ru/integrirovannoe-obuchenie-na-urokah-okruzhayuschego-mira-i-literaturnogo-chteniya-v-klasse-722243.html (дата обращения: 15.12.2019).
  4. Сухомлинский В. А. Разговор с молодым директором школы//Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения в 3 т.-М., 1981.-Т. 3
Основные термины (генерируются автоматически): окружающий мир, учебный материал, урок, Литературное чтение, целостная картина мира, интегрированный урок, интеграция, начальная школа, современная школа, учебная деятельность.

Похожие статьи

Интегрированный урок как одна из форм нестандартного урока

Интеграция способствует формированию целостного взгляда на мир, пониманию сущностных взаимосвязей

Интегрированный урок — одно из новшеств современной методики.

интегрированный урок, урок, Интеграция, предмет, учебный материал, учебный процесс...

Интегрированные уроки в начальной школе | Статья в журнале...

Проблема интегрированных уроков в начальной школе имеет свои трудности, но в то же

Ведь интеграция - это не смена деятельности и не простое перенесение знаний или

Интегрированные уроки в начальной школе призваны научить ребенка с первых шагов...

Теоретические положения интеграции предметных областей при...

окружающий мир, образовательный процесс, интеграция, начальная школа, учебный материал, учебный план, основная форма интеграции, интегрированный урок, обозначенный контекст, область.

Организация интегрированного подхода в обучении младших...

Цель интеграции в современном обществе — формирование целостного представления о мире

Начальные классы — это первая ступень в мир литературы, интеграция помогает автору

интегрированный урок, литературное чтение, межпредметная интеграция...

Организация интегрированного подхода в обучении младших...

Цель интеграции в современном обществе — формирование целостного представления о мире

Начальные классы — это первая ступень в мир литературы, интеграция помогает автору

интегрированный урок , литературное чтение , межпредметная интеграция...

Эффективность использования межпредметных связей на уроках...

Интегрированные уроки будут способствовать формированию целостной картины мира у

Интеграция в современной школе идёт по нескольким направлениям и на разных уровнях.

интегрированный урок, урок, Интеграция, предмет, учебный материал, учебный процесс...

Интеграция как фактор создания целостного представления...

Ряд уроков в интегрированном курсе «Окружающий мир начальной школы» Учебно -методического комплекса «Планета знаний

На уроках истории для создания зрительного образа часто используются визуальные источники (картины, рисунки, плакаты, фотографии).

Интеграция предметных областей в обучении младших школьников

Ключевые слова: интеграция, интегрированный урок, интеграция предметных областей. В современном обществе интеграция является одним из основных подходов к процессу обучения школьников. Интегрированный подход в обучении благотворно влияет на развитие творческих...

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном...

Внеурочная деятельность. Построение научно-рациональной картины мира и способов

Проследить интеграцию урочной и внеурочной деятельности можно на примере любого занятия.

Окружающий мир — рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как...

Похожие статьи

Интегрированный урок как одна из форм нестандартного урока

Интеграция способствует формированию целостного взгляда на мир, пониманию сущностных взаимосвязей

Интегрированный урок — одно из новшеств современной методики.

интегрированный урок, урок, Интеграция, предмет, учебный материал, учебный процесс...

Интегрированные уроки в начальной школе | Статья в журнале...

Проблема интегрированных уроков в начальной школе имеет свои трудности, но в то же

Ведь интеграция - это не смена деятельности и не простое перенесение знаний или

Интегрированные уроки в начальной школе призваны научить ребенка с первых шагов...

Теоретические положения интеграции предметных областей при...

окружающий мир, образовательный процесс, интеграция, начальная школа, учебный материал, учебный план, основная форма интеграции, интегрированный урок, обозначенный контекст, область.

Организация интегрированного подхода в обучении младших...

Цель интеграции в современном обществе — формирование целостного представления о мире

Начальные классы — это первая ступень в мир литературы, интеграция помогает автору

интегрированный урок, литературное чтение, межпредметная интеграция...

Организация интегрированного подхода в обучении младших...

Цель интеграции в современном обществе — формирование целостного представления о мире

Начальные классы — это первая ступень в мир литературы, интеграция помогает автору

интегрированный урок , литературное чтение , межпредметная интеграция...

Эффективность использования межпредметных связей на уроках...

Интегрированные уроки будут способствовать формированию целостной картины мира у

Интеграция в современной школе идёт по нескольким направлениям и на разных уровнях.

интегрированный урок, урок, Интеграция, предмет, учебный материал, учебный процесс...

Интеграция как фактор создания целостного представления...

Ряд уроков в интегрированном курсе «Окружающий мир начальной школы» Учебно -методического комплекса «Планета знаний

На уроках истории для создания зрительного образа часто используются визуальные источники (картины, рисунки, плакаты, фотографии).

Интеграция предметных областей в обучении младших школьников

Ключевые слова: интеграция, интегрированный урок, интеграция предметных областей. В современном обществе интеграция является одним из основных подходов к процессу обучения школьников. Интегрированный подход в обучении благотворно влияет на развитие творческих...

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном...

Внеурочная деятельность. Построение научно-рациональной картины мира и способов

Проследить интеграцию урочной и внеурочной деятельности можно на примере любого занятия.

Окружающий мир — рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как...

Задать вопрос