Диагностика результатов обучения мировой художественной культуре | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин

Опубликовано в Школьная педагогика №3 (16) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 29.09.2019

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Веснина М. М. Диагностика результатов обучения мировой художественной культуре // Школьная педагогика. — 2019. — №3. — С. 11-14. — URL https://moluch.ru/th/2/archive/136/4469/ (дата обращения: 24.10.2019).



В статье рассматриваются принципы и функции диагностики результатов обучения мировой художественной культуре, а также проводится анализ диагностических заданий, используемых на уроках.

Диагностика является важным компонентом образовательного процесса, с помощью которой можно не только определить индивидуальные достижения учащимися планируемых результатов обучения, но и повысить их учебную мотивацию.

Под диагностикой обучения В. А. Сластенин понимает процедуру точного определения результатов процесса обучения с учетом способов их достижения, выявления его тенденций и динамики [1]

По мнению Л. П. Крившенко, в понятие «диагностика» вкладывается более широкий и глубокий смысл, чем в понятие «проверка знаний, умений и навыков» обучаемых. Проверка знаний, умений и навыков лишь констатирует результаты, не объясняя их происхождения. Тогда как диагностирование рассматривает результаты с учетом способов их достижения, выявляет тенденции, динамику дидактического процесса [2]

Таким образом, цель диагностирования — это своевременное выявление, оценивание и анализ течения учебного процесса в связи с его продуктивностью.

Исходя из цели, выделяют следующие принципы диагностирования:

Систематичность — разнообразие, постоянство форм, методов, средств контроля. Необходимость контроля на всех этапах обучения.

Объективность — выставленные оценки совпадают независимо от методов и средств контролирования педагогов, осуществляющих диагностирование.

Открытость — оценки по одним и тем же критериям, ученики должны знать эти критерии; рейтинги учащихся, которые носят наглядный, сравнимый характер.

Так как главной задачей мировой художественной культуры является формирование личности школьника, рост его духовного развития, эстетической воспитанности [3], то в практике преподавания мировой художественной культуры важную роль играет так называемая обратная связь. Обратная связь — это информация, которая поступает от ученика к учителю и свидетельствует о ходе учения, затруднениях и достижениях учащихся в овладении знаниями, развитии умений и навыков, познавательных и иных способностей, качеств личности в целом. Канал обратной связи важен для учителя, так как позволяет ему диагностировать образовательный процесс, оценивать результаты, корректировать свои действия, строить последующий этап обучения на основе достигнутого на предшествующих этапах, дифференцировать методы и задания с учетом индивидуального продвижения и развития учащихся. Не менее важна обратная связь для учащихся, так как благодаря ей, они могут видеть недостатки и достижения, получить оценку своей деятельности, советы по её корректированию. Ученики могут и должны сами получать информацию о своих успехах или неуспехах, что именуется внутренней обратной связью [4]

На основе обратной связи, учитель осуществляет ряд близких, но все же различающихся действий и операций: проверку, контроль, учет, оценку результатов учебной деятельности, а также выставление отметок. Все эти действия входят в состав диагностики процесса и результатов обучения.

Охарактеризуем каждый их них.

Проверка — процесс установления успехов и трудностей в овладении знаниями и развитии, степени достижения целей обучения.

Контроль — операция сопоставления, сличения запланированного результата с эталонными требованиями и стандартами.

Учёт — фиксирование и привидение в систему показателей проверки и контроля, что позволяет получить представление о динамике и полноте процесса овладения знаниями и развития обучаемых.

Оценка — суждения о ходе и результатах обучения, содержащие его качественный и количественный анализ и имеющие целью стимулировать повышение качества учебной работы учащихся.

Выставление отметки — определение балла или ранга по официально принятой шкале для фиксирования результатов учебной деятельности, степени ее успешности

Перейдем к детальному рассмотрению функций диагностики.

Диагностика направлена на достижение следующих функций:

Образовательной, заключающейся в том, что проверка, контроль, учет остаются ограничены элементами обучения и их задача не столько выявить, зафиксировать состояние дел, уровень обученности, сколько способствовать научению, исправить ошибки, проинструктировать, помочь в дальнейшем продвижении;

Стимулирующей, призванной развивать мотивацию учебно-познавательной деятельности ученика, вдохновлять его, вселять уверенность в достижимости новых целей, более высокого уровня обученности и развития;

Аналитико-корректирующей, связанной с педагогической рефлексией учителя, его самоанализом, совершенствованием планирования и организации обучения. Эта функция относится и к ученику, его способам преодоления трудностей, коррекции и самокоррекции учебно-познавательной деятельности;

Воспитывающей и развивающей, обеспечивающих формирование адекватной самооценки, ответственности, устремленности, волевого саморегулирования и других социально ценных свойств личности;

Контрольной, заключающейся в фиксировании уровня достижений учащихся, его соответствия нормам и стандартам, а также продвижения школьника к более высоким уровням овладения знаниями и развития личности.

Для успешной диагностики необходимо четко представлять планируемый результат.

Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования [5]:

Личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;

Метапредметные, включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;

Предметные, включающие освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

С учетом специфики содержания, предметы культурологического цикла должны отражать:

1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека.

2) сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством.

3) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации).

Для того, чтобы провести диагностику результатов обучения культурологии, необходимо также знать специфику предмета и его место в общей системе школьных предметов.

Мировая художественная культура — особый предмет, где собираются в единое целое научное и художественное мышление, интеллектуальное и эмоциональное освоение мира. Навыки, которые приобретает учащийся в процессе освоения курса МХК двух родов — навыки восприятия и навыки анализа [6].

Исходя из этого, С. А. Ивлев выделяет три группы заданий, с помощью которых учитель способен контролировать учеников на уроке МХК. В первую группу входят задания информативного характера. Здесь ученики повторяют информацию, полученную от учебника или из книги. В таких заданиях можно проверить и оценить лишь общеучебные навыки.

Типы заданий информативного характера:

  1. Пересказ прочитанного текста.
  2. Пересказ рассказанного учителем или другим учеником на уроке.
  3. Составление плана рассказа учителя(другого ученика)в виде перечисления.
  4. «Угадайки» памятников ИЗО, музыки, кинофрагментов: эпоха, стиль, автор, название, сюжет.
  5. Дробление кинофрагмента на кадры.
  6. Составление и решение кроссвордов.
  7. Текст с ошибками.
  8. Определение характера тем в музыкальном произведении.

Во вторую группу входят задания с частичной творческой направленностью. Здесь ученики должны показать начальные умения разбираться в произведении искусства.

Типы заданий, имеющих творческую направленность:

  1. Выделение главного в прочитанном тексте.
  2. Выделение главного в рассказе учителя или другого ученика.
  3. Составление плана прочитанного текста в виде иерархии.
  4. Описание исторического события, лица, мифологического сюжета, на основе которого построено произведение.
  5. Нахождение символов: геометрических, линейных, цветовых, сюжетных.
  6. Определение стиля произведения.
  7. Сравнение одинаковых стилей в разных странах.
  8. Анализ воздействия на слушателя разных элементов музыкального произведения (ритм, темп, тембр, мелодия.)

Третья группа заданий — это творческие задания. Здесь выявляется вся особенность данного предмета, где творчество разворачивается не на уровне творения прекрасного, а на уровне его осмысления. Именно этим мировая художественная культура как учебный предмет отличается от других.

Типы заданий творческого характера:

  1. Какое впечатление на вас произвело это произведение?
  2. Какими средствами художник добивается этого впечатления?
  3. Сравнительное описание произведений искусств одного стиля, одной эпохи
  4. Проектирование зданий в определенных стилях.
  5. Доказательство принадлежности памятника к определенному стилю
  6. Описание примет времени по произведению
  7. Свободная фантазия о смысле (о чем произведение?)
  8. Организация активного диалога в классе.

Л. В. Пешикова, опираясь на принципы преподавания мировой художественной культуры как предмета искусства выделяет следующие формы диагностики уровня подготовленности учащихся по предмету [7]:

– высказывание учеников на уроке;

– «Дневник читателя, зрителя, слушателя»;

– беседы по чтению;

– викторины по изобразительному искусству и музыке;

– уроки творчества;

– защита курсовых работ;

– дискуссии по проблемам развития современной художественной культуры.

– турниры знатоков по мировой художественной культуре.

В учебном пособии «Искусство. Планируемые результаты» [8] авторы приводят примеры заданий различного уровня сложности, которые, в первую очередь, отвечают стандартам образования и дают возможность содержательно интерпретировать уровень развития художественной культуры учащихся. Такие задания позволят учителю сделать заключения о сформированности у школьников целостного представления об изучаемом предмете, уровне развития художественного восприятия, степени владения практическими умениями и навыками в разных видах традиционного и современного искусства. При этом, успешность выполнения задания свидетельствует о способности ученика применять полученные знания и умения при решении нестандартных художественно-творческих ситуаций и задач.

Анализ характера выполненных заданий позволит учителю сделать заключение о результатах и перспективах художественного развития каждого ученика, а также о возможности выбора профиля подготовки на завершающей ступени среднего (полного) общего образования.

Пример диагностических заданий:

  1. Задания имеют комплексный характер, предполагают непосредственное общение с художественными произведениями, последующие размышления о нём, и в ряде случаев подразумевают его исполнение, практическое воплощение.

Умения: Изучать истоки и своеобразие различных видов искусства (архитектуры, скульптуры, музыки, живописи, графики, дизайна, театрального и хореографического искусства, а также современных развивающихся его видов).

Выберите какой-либо вид искусства: музыку, живопись, архитектуру, театр или иной вид искусства. Исследуй историю его развития от истоков до наших дней. Подготовь небольшое сообщение (презентацию, рукописную или электронную книгу, фотоальбом, стенгазету, фотоколлаж) о самых интересных, на твой взгляд, фактах возникновения, развития и современного состояния данного вида искусства. Не забудь указать источники информации.

Описание правильного ответа:

  1. Подготовлена работа (сообщение, фотоальбом, видеорепортаж, книга) о возникновении искусства и каких-либо фактах его развития и современного его состояния (по выбору ученика).
  2. Дано название подготовленной работе.
  3. Указаны источники информации.

Критерии достижения планируемого результата:

Базовый уровень:

  1. В подготовленной работе дана интересная и содержательная информация о возникновении одного из видов искусства и каких-либо фактах его развития и современного состояния.
  2. Данное учеником название работы отражает своеобразие выбранного для представления вида искусства.
  3. Указано не менее двух источников информации, исключая учебник.

Повышенный уровень:

  1. В подготовленной работе дана интересная и содержательная информация о возникновении каких-либо фактах развития и современного состояния двух-трёх видов искусства (по выбору ученика: пространственных, временных или пространственно-временных).
  2. Данное учеником название работы отражает своеобразие видов искусства, выбранных для представления.
  3. Указано не менее четырёх источников информации, исключая учебник.

Таким образом, несмотря на то, что диагностика результатов обучения культурологии представляет определенную трудность, связанную с плохо разработанными критериями контроля, которые в свою очередь, зависят от специфики предмета, можно сделать вывод о том, что в настоящее время, существует множество разнообразных диагностических заданий, направленных на развитие таких знаний, умений и навыков, как: умение доказывать свою точку зрения, обосновывать свое высказывание относительно искусства, умение сравнивать, сопоставлять различные художественные явления и делать выводы из сравнений, умения, связанные с анализом художественных произведений различных видов и жанров, умения, связанные со знанием названий, имен, биографических сведений и другого фактического материала.

С помощью этого учитель сможет своевременно не только проверить знания учеников, но и выявить динамику их развития, и при необходимости скорректировать, выбрав оптимальный путь решения проблемы, уникальный для каждого ученика.

Литература:

  1. Загвязинский В. И. Теория обучения: современная интерпретация. М., 2001. — 192 с.
  2. Ивлев С. А. Контроль знаний учащихся в преподавании мировой художественной культуры. М., 2001. 80 с.
  3. Искусство. Планируемые результаты: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. М., 2013. 69 с.
  4. Пешикова Л. В. Минимум содержания образования по предмету «Мировая художественная культура». Рекомендации для проведения аттестации учителей мировой художественной культуры. М., 2000. 72 с.
  5. Сластенин В. А. Педагогика: учебное пособие для студентов / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. М., 2002. 512 с.
Основные термины (генерируются автоматически): мировая художественная культура, ученик, задание, источник информации, вид искусства, обратная связь, современное состояние, тип заданий, прочитанный текст, развитие.

Похожие статьи

Инновационные подходы в преподавании мировой...

Мировая художественная культура является предметной областью искусства, целью которой является художественно-творческое развитие учащихся.

Современный ученик — это постоянный пользователь сети интернет. Увлечь, заинтересовать его можно только методами и...

Технология выполнения заданий дистанционного учебного курса...

Задание предполагает две некие данности, которые должны иметь смысловую связь

С точки зрения поиска и приобретения информации весьма полезны задания электронного курса с

В задании конкретизируется обязательный набор информации, а это: автор, название...

Использование принципов художественно-педагогического...

Курс «Мировая художественная культура» в школе позволяет во многом реализовать

Урок МХК в современном образовательном процессе решает воспитательные задачи

2. Пешикова, Л. В. Методика преподавания мировой художественной культуры в школе [Текст] пособие...

Организация работы с текстом как с основным источником...

Основным источником развития учащихся, безусловно, является информация, работу с которой необходимо организовать педагогу. Большинство работников образования отмечает, что в настоящее время сложилась критическая ситуация по данной проблеме среди учащихся в...

Стратегия и тактика культурного развития личности на уроках...

Современная стратегия в области художественно- изобразительного направления в педагогике заключается в активации развитии душевных сил личности, при постижении ей богатейшего опыта общечеловеческих гуманистических ценностей изобразительного искусства.

Использование технологии виртуального музея на уроке по...

Современный урок: мировая художественная культура: методические рекомендации в помощь учителю / под ред. Л. М. Ванюшкиной.

Основные термины (генерируются автоматически): виртуальный музей, домашнее задание, мировая художественная культура...

Межкультурная коммуникация, как общая основа предметов...

Интегративные связи МХК и английского языка имеют как бы два аспекта: социокультурный и

Ведь каждый новый материал (текст, аудио- или видеоматериал) подвергается проработке

При самостоятельной работе на уроках МХК, при выполнении домашних заданий школьники...

Связь культуры и художественных текстов | Статья в журнале...

Связь культуры и художественных текстов. Авторы: Голами Хосейн, Искандари Махнуш.

В истории и в современную эпоху в мире существовало и существует огромное разнообразие видов

Текст играет большую роль в хранении и передачи социально значимой информации.

Как воспринимают художественный подтекст современные...

Художественная литература — могучее действенное средство умственного нравственного и эстетического воспитания детей

Выявление у учащихся третьих классов умения выявлять смешное и грустное в тексте в первую очередь к той информации, которая не выражена прямо.

О месте школьных предметов "Музыка", "Мировая...

Курс «Мировая художественная культура» в школе позволяет во многом реализовать.

Урок МХК в современном образовательном процессе решает воспитательные задачи, так как он

В связи с этим для изучения студентами колледжа мировой культуры, искусства, музыки...

Похожие статьи

Инновационные подходы в преподавании мировой...

Мировая художественная культура является предметной областью искусства, целью которой является художественно-творческое развитие учащихся.

Современный ученик — это постоянный пользователь сети интернет. Увлечь, заинтересовать его можно только методами и...

Технология выполнения заданий дистанционного учебного курса...

Задание предполагает две некие данности, которые должны иметь смысловую связь

С точки зрения поиска и приобретения информации весьма полезны задания электронного курса с

В задании конкретизируется обязательный набор информации, а это: автор, название...

Использование принципов художественно-педагогического...

Курс «Мировая художественная культура» в школе позволяет во многом реализовать

Урок МХК в современном образовательном процессе решает воспитательные задачи

2. Пешикова, Л. В. Методика преподавания мировой художественной культуры в школе [Текст] пособие...

Организация работы с текстом как с основным источником...

Основным источником развития учащихся, безусловно, является информация, работу с которой необходимо организовать педагогу. Большинство работников образования отмечает, что в настоящее время сложилась критическая ситуация по данной проблеме среди учащихся в...

Стратегия и тактика культурного развития личности на уроках...

Современная стратегия в области художественно- изобразительного направления в педагогике заключается в активации развитии душевных сил личности, при постижении ей богатейшего опыта общечеловеческих гуманистических ценностей изобразительного искусства.

Использование технологии виртуального музея на уроке по...

Современный урок: мировая художественная культура: методические рекомендации в помощь учителю / под ред. Л. М. Ванюшкиной.

Основные термины (генерируются автоматически): виртуальный музей, домашнее задание, мировая художественная культура...

Межкультурная коммуникация, как общая основа предметов...

Интегративные связи МХК и английского языка имеют как бы два аспекта: социокультурный и

Ведь каждый новый материал (текст, аудио- или видеоматериал) подвергается проработке

При самостоятельной работе на уроках МХК, при выполнении домашних заданий школьники...

Связь культуры и художественных текстов | Статья в журнале...

Связь культуры и художественных текстов. Авторы: Голами Хосейн, Искандари Махнуш.

В истории и в современную эпоху в мире существовало и существует огромное разнообразие видов

Текст играет большую роль в хранении и передачи социально значимой информации.

Как воспринимают художественный подтекст современные...

Художественная литература — могучее действенное средство умственного нравственного и эстетического воспитания детей

Выявление у учащихся третьих классов умения выявлять смешное и грустное в тексте в первую очередь к той информации, которая не выражена прямо.

О месте школьных предметов "Музыка", "Мировая...

Курс «Мировая художественная культура» в школе позволяет во многом реализовать.

Урок МХК в современном образовательном процессе решает воспитательные задачи, так как он

В связи с этим для изучения студентами колледжа мировой культуры, искусства, музыки...

Задать вопрос