Формирование толерантности у младших школьников средствами детского клуба в условиях инклюзивной практики | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Внеучебная работа

Опубликовано в Школьная педагогика №3 (16) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 18.09.2019

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Изосимова Д. В., Дуда И. В. Формирование толерантности у младших школьников средствами детского клуба в условиях инклюзивной практики // Школьная педагогика. — 2019. — №3. — С. 21-25. — URL https://moluch.ru/th/2/archive/136/4429/ (дата обращения: 24.10.2019).



В статье обосновывается актуальность проблемы формирования толерантности у младших школьников средствами детского клуба в условиях инклюзивной практики; рассматривается опытно-экспериментальная работа по формированию толерантности у младших школьников средствами детского клуба в условиях инклюзивной практики, проводится анализ ее эффективности.

Основные положения:

– Толерантность младших школьников нуждается в специально организованном формировании через три компонента: когнитивный (толерантное сознание), эмоциональный (толерантные чувства, качества и свойства личности), поведенческий (толерантное поведение).

Введение

Проблема поиска способов формирования толерантности у младших школьников становится с каждым днем все более актуальной. Особенно значимым этот вопрос стал в связи с распространяемым в настоящее время инклюзивным подходом к образованию. Несмотря на практическую необходимость воспитания толерантности у младших школьников, отсутствуют достаточные знания о сущности и содержании воспитания толерантности младших школьников в условиях инклюзивной практики, имеется недостаток сведений о эффективности тех или иных средств такого воспитания, в частности, в отношении использования детского клуба для формирование толерантности у младших школьников в условиях инклюзивной практики.

При этом часто именно у младших школьников отмечается недостаточность знаний о людях с особыми потребностями и о составляющих толерантности. Из-за этого младшие школьники могут избегать оказывать при необходимости самостоятельную помощь детям с особыми потребностями, потому что не владеют знаниями о способах и особенностях взаимодействия с ними.

Недостаточная разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования «Формирование толерантности у младших школьников средствами детского клуба в условиях инклюзивной практики».

Цель исследования — разработка, апробирование и проверка эффективности формирования толерантности у младших школьников средствами детского клуба в условиях инклюзивной практики.

Гипотеза исследования состоит в том, что формирование толерантности младших школьников средствами детского клуба в условиях инклюзивной практики будет происходить более успешно, если будут реализованы следующие педагогические условия:

– формирование знаний и представлений о толерантности, условиях ее реализации, правилах

– развитие эмпатии

– реализация практической деятельности для развития толерантного самоконтроля, саморегуляции, развития практических навыков помощи в сложных ситуациях детям с ОВЗ, или же любым другим детям.

Задачи исследования:

– изучить особенности толерантности учащихся младшего школьного возраста на начало опытно-экспериментальной работы;

– разработать программу по формированию толерантности у младших школьников средствами детского клуба в условиях инклюзивной практики;

– реализовать и выявить эффективность программы по формированию толерантности у младших школьников средствами детского клуба в условиях инклюзивной практики;

– выявить эффективность программы по формированию толерантности у младших школьников средствами детского клуба в условиях инклюзивной практики.

Материалы иметоды

На этапе констатирующего эксперимента был предложен диагностический инструментарий, для оценки толерантности младших школьников по компонентам: когнитивному (толерантное сознание), эмоциональному (толерантные чувства, качества и свойства личности), поведенческому (толерантное поведение).

Методы исследования:

– Критерии наблюдения толерантности младших школьников;

– Анкета самооценки навыков толерантного поведения младших школьников Батрак Я.А (поведенческий компонент).;

– «Опросник для измерения толерантности» (В. С. Магун, М. С. Жамкочъян, М. М. Магура);

– Методика «Закончи историю». (Г.У Солдатова);

– Методика «Как поступать». (Г.У Солдатова);

– Метод проективных рассказов (мотивационная сфера);

– Модификация метода «Беседа» — авторы Г. М. Фригман, Т. А. Пушкина, И. А. Каплунович. (когнитивный компонент);

– Методика Н. Е. Богуславской «Незаконченные предложения» (эмоциональный компонент).

С целью определения уровня сформированности компонентов толерантности младших школьников была проведена опытно- экспериментальная работа на базе на базе МАОУ КУГ № 1 — Универс г. Красноярска. Всего в исследование были включены 38 младших школьников, учителя и психологи, работающие с младшими школьниками экспериментальной и контрольной групп.

Было в ходе исследования установлено, что в экспериментальной группе преобладал преимущественно средний и низкий уровень толерантности, в контрольной группе у испытуемых преобладал средний уровень развития компонентов толерантности, и низкий уровень, что в целом схоже с результатами в экспериментальной группе, при этом уровень толерантности был недостаточно сформированным. Поэтому, исходя из полученных данных диагностики, была проведена опытно-экспериментальная работа по формированию толерантности у младших школьников средствами детского клуба в условиях инклюзивной практики.

Цель опытно-экспериментальной работы: формирование толерантности детей младшего школьного возраста средствами детского клуба «Мир дружбы».

Задачи программы:

– формирование представления о толерантности;

– развитие умения распознавать и владеть собственными эмоциями, обучение навыкам саморегуляции (способности эмоционального интеллекта).

– развитие личностной рефлексии детей: умения осознавать свои и чужие эмоции, чувства, причины своих и чужих поступков;

– развитие сплоченности детского коллектива

– развитие положительного отношения, принятия себя и другого.

– развитие толерантности и сотрудничества детей.

– воспитание доброжелательного отношения к окружающим;

– формирование представления о ценности каждого человека

Программу предлагается включить в учебно-воспитательный процесс в учреждении с инклюзивным образованием.

Материал программы ориентирован на толерантное воспитание обучающихся начальных классов. Сроки реализации разработанной программы формирования толерантности у младших школьников средствами детского клуба — март 2018 — май 2019, на базе МАОУ КУГ № 1 — Универс г. Красноярска. Проведение занятий рассчитано на 2 раза в неделю по 35–40 минут. Продолжительность занятий: в среднем 2 часа, график посещения — среда и пятница.

Организационные особенности реализации программы:

Формы занятий: групповая.

Методы занятий: словесные (беседы), практические (использование

ИКТ-технологий, видеосеансы, игротерапия, сказкотерапия, арт-терапия).

Основные виды деятельности учащихся: ролевые игры; коммуникативные и «командные» игры; терапевтические метафоры; методы, развивающие воображение; упражнения, формирующие эмоциональный интеллект детей; групповые беседы — дискуссии; арттерапевтические методы (рисование, коллаж); методы релаксации; упражнения, развивающие исследовательскую деятельность детей.

Процедура проведения занятий школьного клуба по формированию толерантности «Мир дружбы»:

– Группирование детей (сбор перед занятием)

– Мотивация (тема занятия)

– Разминка

– Основная часть занятия — игры и упражнения

– Рефлексия (что поняли, узнали, что понравилось — или не понравилось)

Для формирования толерантности младших школьников средствами клубной деятельности обязательно соблюдение принципов клубной работы:

  1. клубная деятельность станет фактором развития личности только если она сама деятельность, когда ребенок выступает субъектом ее планирования, организации проведения, оценки. Поэтому замыслы клубной работы следует обсуждать с детьми.
  2. в клубной деятельности важно ограничить число запретов: чем меньше запретов, тем выше гарантированность их соблюдения.
  3. клубное дело нельзя подготавливать долго — дети эмоционально перегорают в ожидании радости, пережив ее в своем воображении до того, как она придет в жизнь.
  4. успех клубной работы определяется четким распределением полномочий каждого его члена, как сочетании прав и обязанностей, но не только обязанностей, возложенных педагогом.
  5. успех каждого в клубе должен присутствовать непременно. Ситуация успеха нужна ребенку, так как деятельность, приносящая успех и удовлетворение, становится фактором его развития.

План работы с младшими школьниками экспериментальной группы на формирующем этапе подразумевал направления работы:

  1. Ввести понятие «толерантное поведение», сформировать знание основ толерантного поведения.
  2. Развить представления о многообразии народов и культур, о различиях людей.
  3. Сформировать у младшего школьника представление о себе, как об уникальной личности.
  4. Развить представление о других людях, как об уникальных личностях.
  5. Сформировать навыки толерантного поведения младших школьников

Реализация мероприятий внеурочной деятельности по формированию толерантности проводилась с использованием таких методов как: этическая беседа, проблемно-ценностная дискуссия, игра, инсценировка, просмотр видеоматериалов, прослушивание аудиоматериалов.

Наибольший интерес и эмоциональный отклик у детей вызвали такие методы работы как игра и инсценировка.

Использование групповой формы работы, так же благоприятно влияло на формирование навыка толерантного поведения т. к. в общем деле необходимо продемонстрировать свое умение уступить, не спорить, умение убеждать, подстраиваться под другого человека.

Формирование толерантности подразумевало изучение детьми нескольких сопутствующих направлений, так как толерантность подразумевает несколько ее аспектов: когнитивный, эмоциональный, поведенческий.

В когнитивном аспекте формирующая работа была направлена на формирование знаний и представлений о толерантности, условиях ее реализации, правилах. Младшие школьники знакомились с понятием «толерантное поведение» и его составляющими: принципом сострадания, эмпатией, знаниями о различиях национальностей, различий детей с ОВЗ, о необходимости принятия таковых различий, и осознания, что такие различия не делают человека хуже или лучше, что это такие же люди, как и они сами. Для конкретизации этой главной идеи в работе с младшими школьниками использовались различные игры, упражнения, беседы, просмотры видеофильмов и т. п.

Эти же методы также использовались при формировании других компонентов толерантности — эмоционального и поведенческого. В отношении эмоционального аспекта формирующая работы была направлена на формирование у младших школьников положительного отношения к проявлениям толерантности в поведении, изучению эмоциональной основы толерантности, развитию эмпатии и т. п.

Поведенческий аспект в ходе формирующих занятий реализовывался в виде практической деятельности — в основном в виде игр, практических заданий, и подразумевал развитие толерантного самоконтроля, саморегуляции, развития практических навыков помощи в сложных ситуациях детям с ОВЗ, или же любым другим детям.

Формирование толерантности для детей подразумевало использование близких для них терминов и понятий, поэтому разрабатывались такие понятия как дружба и сотрудничество, которые для детей наиболее понятны. Разработка этой тематики подразумевала познание детей природы взаимоотношений между людьми, для чего с помощью игр, бесед, и практической деятельности (рисование, коллажи и т. п.) устанавливались и затем формировались (если были не сформированы достаточно четко и верно) представления о понятии дружбы, о ее проявлении, конкретизировались вместе с детьми представлений о условиях и причинах дружбы, формировалось отношение к дружбе, и определялись вместе с детьми навыки дружбы как фирмы поведения людей. На этом этапе работы широко использовались проблемные вопросы для детей о том, что такие дружба, и ответы на них были показателем сформированности когнитивных представлений.

После проведения работы по формированию навыков толерантного поведения, нами была проведена диагностика, аналогичная той, что была на констатирующем этапе данной работы, для выявления возможной динамики в изучаемых показателях

Результаты

Полученные результаты показали, что поставленная гипотеза была подтверждена.

В экспериментальной группе наблюдается положительная динамика, свидетельствующая о эффективности проведенной экспериментальной работы — произошло значительное изменение в мотивационном компоненте толерантного поведения, где прежде всего, снизилась доля испытуемых с низким уровнем почти в 5 раз. При этом увеличилась доля испытуемых с высоким уровнем мотивации толерантного поведения.

Схожая динамика была выявлена и в отношении других компонентов толерантности. Наиболее значимая динамика была выявлена в отношении поведенческого компонента толерантности, где доля испытуемых с низким уровнем снизилась почти в три раза. При этом доля испытуемых с высоким уровнем развития поведенческого компонента толерантности выросла до более чем трети испытуемых.

Ценностные ориентации значительно изменились — они стали более выраженными им развитыми, испытуемые стали более ориентированы на поддержку ценностей толерантного поведения, чем это было ранее. В отношении других показателей была выявлена схожая положительная динамика, которая означает эффективность проведенной экспериментальной работы по развитию толерантности в этой группе детей.

Полученные результаты исследования могут стать дополнительной опорой для построения сопутствующих и дополнительных исследований в рамках данной проблемы.

Последующие исследования в контексте рассматриваемой проблеме необходимо сосредоточить в нескольких направления:

– Разработка специализированного диагностического инструментария

– Разработка дополнительных критериев толерантности младших школьников

– Разработка и апробация мероприятий по формированию толерантности младших школьников.

Заключение

В проведенном исследовании рассматривалась проблема формирования толерантности у младших школьников средствами детского клуба в условиях инклюзивной практики. В итоге проведенного исследования было сформулировано содержание компонентов толерантности младших школьников.

Также был предложен определенный диагностический инструментарий для исследования проблемы, с помощью было установлено, что большинство участников исследования обладали сниженными показателями толерантности, что обусловило последующее проведение специальной работы по формированию толерантности у младших школьников средствами детского клуба в условиях инклюзивной практики.

Литература:

  1. Асмолов, А. Г. Толерантность: различные парадигмы анализа // Толерантность в общественном сознании России. — М.: 2018. — С. 15–20.
  2. Асмолов А. Г. Слово о толерантности // Век толерантности: научно-публицистический вестник. — 2001. — Вып. 1. — С. 4–7.
  3. Батрак Я. А. Развитие толерантности младших школьников. — Братск: Гимнц, 2018. — 97 с.
  4. Воробьева, О. Я. Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся: моногр. / О. Я. Воробьева. — М.: Глобус, Панорама, 2014. — 160 c.
  5. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М.: Просвещение, 2016. — 223 с.
  6. Ильинская, С. Г. Толерантность / С. Г. Ильинская. — М.: Праксис, 2018. — 288 c.
  7. Клепцова Е. Ю. Психология и педагогика толерантности: учеб. пособие для вузов. — М.: Академ. проект, 2015. — 175 с.
  8. Лакиз К. С., Гакаме Ю. Д. Проблема формирования социальной толерантности у младших школьников в инклюзивном образовании // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2015. — Т. 37. — С. 276–280. — URL: http://e-koncept.ru/2015/95678.htm
  9. Плаксина. Н. А. Толерантность младших школьников по отношению к детям с особыми образовательными потребностями: диагностический аспект / Н. А. Плаксина // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — 2015. — № 1(96). — С. 4–13.
  10. Сбитнева, Е. С. К вопросу о воспитании толерантности у младших школьников во внеурочной деятельности / Е. С. Сбитнева, И. А. Голышева // Актуальные вопросы современной педагогики: Материалы VIII Междунар. Науч. Конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2016. — С. 198–201.
  11. Федоренко, Л. Г. Толерантность в общеобразовательной школе / Л. Г. Федоренко. — М.: Каро, 2015. — 128 c.
Основные термины (генерируются автоматически): формирование толерантности, детский клуб, школьник средствами, инклюзивная практика, толерантное поведение, школьник, ребенок, опытно-экспериментальная работа, доля испытуемых, экспериментальная группа.

Похожие статьи

Формирование толерантности у младших школьников как...

В статье обосновывается актуальность проблемы формирования толерантности у младших школьников средствами детского клуба в условиях инклюзивной практики; раскрывается сущность понятия «толерантность» и ее основные компоненты; определяются критерии...

Воспитание толерантных взаимоотношений в школе

Формирование толерантности — процесс очень длительный и начинать его необходимо как можно раньше.

Немаловажную роль в формировании толерантных отношений может играть жизнь классного коллектива, организованная в русле толерантности.

Изучение сформированности толерантности младших школьников

Ключевые слова: толерантная личность, толерантность, толерантность младших школьников, изучение толерантности. Каким должен быть современный человек? Какие качества личности наиболее значимы в современной реальности и моделей поведения...

Толерантность как ценностная основа инклюзивного...

Дети-инвалиды [6] являются одной из социальных групп, находящейся в ситуации высокого риска

Инклюзивное образование – образование, которое доступно каждому ребенку, несмотря на

Формирование толерантного пространства основывается на гуманистических...

Воспитание толерантности у подростков: формы и методы работы

Формированию толерантности способствует специально организованная деятельность .

Формирование толерантных отношений в классном коллективе может осуществляться через систему

Формируя толерантные установки и поведение необходимо создавать условия...

О подготовке бакалавров педагогического образования к развитию...

Описан опыт работы образовательного учреждения в области формирования толерантности школьников.

Толерантное сознание формируется различными средствами. Большими возможностями для формирования толерантности обладает курс ОБЖ.

Метод проектов в изобразительной деятельности как средство...

Во время опытно-экспериментальной работы дети выполняли общие коллективные работы, совместная работа 1-х и 4-х классов, к празднику

Некоторые школьники чувствуют себя некомфортно в классе, стесняются работать на уроках, не знают, как вести себя в коллективе.

Психолого-педагогические условия формирования...

Формирование толерантности — совместное дело большинства, политических и социальных институтов, но когда в качестве объектов выступают дети, основная нагрузка и ответственность по работе с ними перекладывается именно на педагогическую среду: учителей, воспитателей...

Воспитание толерантности к дошкольникам с ОВЗ в условиях...

Работу по формированию толерантности необходимо проводить со всеми участниками образовательного

Цель Программы — воспитание толерантного отношения к детям с ОВЗ у педагогов, работающих в ДОУ

ребенок, инклюзивное образование, инклюзивная практика...

Похожие статьи

Формирование толерантности у младших школьников как...

В статье обосновывается актуальность проблемы формирования толерантности у младших школьников средствами детского клуба в условиях инклюзивной практики; раскрывается сущность понятия «толерантность» и ее основные компоненты; определяются критерии...

Воспитание толерантных взаимоотношений в школе

Формирование толерантности — процесс очень длительный и начинать его необходимо как можно раньше.

Немаловажную роль в формировании толерантных отношений может играть жизнь классного коллектива, организованная в русле толерантности.

Изучение сформированности толерантности младших школьников

Ключевые слова: толерантная личность, толерантность, толерантность младших школьников, изучение толерантности. Каким должен быть современный человек? Какие качества личности наиболее значимы в современной реальности и моделей поведения...

Толерантность как ценностная основа инклюзивного...

Дети-инвалиды [6] являются одной из социальных групп, находящейся в ситуации высокого риска

Инклюзивное образование – образование, которое доступно каждому ребенку, несмотря на

Формирование толерантного пространства основывается на гуманистических...

Воспитание толерантности у подростков: формы и методы работы

Формированию толерантности способствует специально организованная деятельность .

Формирование толерантных отношений в классном коллективе может осуществляться через систему

Формируя толерантные установки и поведение необходимо создавать условия...

О подготовке бакалавров педагогического образования к развитию...

Описан опыт работы образовательного учреждения в области формирования толерантности школьников.

Толерантное сознание формируется различными средствами. Большими возможностями для формирования толерантности обладает курс ОБЖ.

Метод проектов в изобразительной деятельности как средство...

Во время опытно-экспериментальной работы дети выполняли общие коллективные работы, совместная работа 1-х и 4-х классов, к празднику

Некоторые школьники чувствуют себя некомфортно в классе, стесняются работать на уроках, не знают, как вести себя в коллективе.

Психолого-педагогические условия формирования...

Формирование толерантности — совместное дело большинства, политических и социальных институтов, но когда в качестве объектов выступают дети, основная нагрузка и ответственность по работе с ними перекладывается именно на педагогическую среду: учителей, воспитателей...

Воспитание толерантности к дошкольникам с ОВЗ в условиях...

Работу по формированию толерантности необходимо проводить со всеми участниками образовательного

Цель Программы — воспитание толерантного отношения к детям с ОВЗ у педагогов, работающих в ДОУ

ребенок, инклюзивное образование, инклюзивная практика...

Задать вопрос