Использование игровых технологий на уроках в рамках реализации Федерального Государственного образовательного стандарта | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 сентября, печатный экземпляр отправим 2 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Теория образования и обучения, дидактика

Опубликовано в Школьная педагогика №3 (16) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 04.09.2019

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Тимошенко Г. Ю. Использование игровых технологий на уроках в рамках реализации Федерального Государственного образовательного стандарта // Школьная педагогика. — 2019. — №3. — URL https://moluch.ru/th/2/archive/136/4410/ (дата обращения: 17.09.2019).

Препринт статьи



Человеческая культура возникла

и развертывается в игре, как игра.

Й.Хейзинга

Цель обучения и воспитания как социального явления — теоретическое обобщение и выражение потребностей общества в определенном типе личности, идеальных требований к ее сущности, индивидуальности, образованности, свойствам и качествам, умственному, физическому, нравственному, эстетическому развитию и отношению к жизни [2, с.25]. В соответствии с новыми требованиями ФГОС каждый учитель в своей работе должен использовать современные педагогические технологии для наилучшего развития универсальных учебных действий. Но не стоит забывать об одной из самых распространенных форм обучения, игровой технологии.

Игра наряду с трудом и ученьем — один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. При анализе педагогической и психологической литературе были выявлены признаки, с помощью которых образуются дефиниции игры [5, с.94].

Й. Хейзинг говорил, что игра есть добровольное действие или занятие, совершаемое внутри установленных границ места и времени по добровольно принятым, но абсолютно обязательным правилам [1, с.8].

Русский педагог и философ С. И. Гессен писал, что игра — это деятельность, в которой цель деятельности не вынесена за пределы самой деятельности, но в которой поэтому каждый момент ценен сам по себе.

С. Л. Рубинштейн советский психолог и философ утверждал, что игра — это осмысленная деятельность, то есть совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива и выражающих определенное отношение личности к окружающей действительности [1, с. 8].

Резюмируя выше изложенное следует, что игра — это средство воспитания, в котором воспитатель в качестве инструмента формирования личности воспитанника использует его свободную (игровую) деятельность в воображаемой и реальной ситуациях, направляя ее на развитие положительных качеств личности.

Классификацией игр в наиболее полном виде занимались И. П. Пидкасистым и Ж. С. Хайдаровым. Их классификация приведена на рисунке 1. В качестве основного критерия своей классификации авторы выбрали человеческую деятельность, которую отражают и моделируют игры.

Рис. 1.Классификация игр

В среднем звене в общеобразовательном учреждении использование игры так же актуально, как и в начальных классах. В школе используются чаще всего результативные игры, а точнее игры которые направлены на конкретный результат, кроме момента просто выиграть, например: изучить конкретные учебные темы и дисциплины; улучшить или сформировать универсальные учебные действия; обобщить ранние изученный материал; проверить правильность использования теоретических знаний на практике.

Основываясь на теоретических положениях К. Д. Ушинского, игровая деятельность относится средствам педагогического процесса. В школе сейчас, как и много лет назад игры специально создаются и приспосабливаются для целей обучения, тем самым появляются дидактические игры. В них заключены общие указания, правила, нормы, регулирующие процесс игры. Теоретики игры выделяют следующие принципы [1, с.11]:

1) активности играющих школьников (проявление интеллектуальных и физических возможностей учащихся);

2) эмоциональности дидактической игры (проявляется в сильном воздействии игры на обучающихся);

3) индивидуальной направленности игры (отражает сугубо личное отношение школьника к игре, в которой наряду с интеллектуальными развиваются и иные качества);

4) коллективности (отражает совместный характер взаимосвязанной и взаимозависимой игровой деятельности);

5) целеустремленности (подчеркивает, что личные цели играющего должны совпадать с общими целями команды);

6) результативности (осознание итогов дидактической игры как конкретных достижений школьника в усвоении новых способов учебной деятельности).

Педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-позновательной направленностью.

Специфику игровой технологии зависит от игровой среды. Так, как выделяются игры: с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с техническими средствами обучения (ТСО), а так же с различными средствами передвижения [3, с.74].

Следует заключить, что игра занимает важное место в развитии речи ребенка, поэтому так востребована на уроках русского языка [3, с.32]. В процессе игры, что очень важно, формируется не только речь ребенка, но и развивается его характер, происходит становление личности ребенка.

Игра в средней и старшей школы необходима для подержания интереса со стороны учеников, а так же для формирования их креативного, не стандартного мышления в ходе игры. Смысл игры, прожить конкретную ситуацию, применяя для этого теоретические знания, которые помогут выиграть. Выиграть в педагогической игре — означает достичь высшего результата по заданной теме определённой дисциплины.

Для эффективного применения игры в ходе учебного процесса необходимо придерживаться ряда условий [4, с.103]:

1) сформировать внутреннюю мотивацию к участию в игре у школьника;

2) правильно управлять ходом игры для обеспечения обучающимся самостоятельного добывания и применения знаний, опирающихся на имеющиеся умения, планировать свою деятельность, осуществлять анализ, синтез, обобщение, самоконтроль и самооценку;

3) реализовывать индивидуальный подход к ученикам в ходе игры. Стремиться вовлекать обучаемых в игровое общение, задавать познавательные и проблемные вопросы, формулировать выводы и оценивать полученные результаты.

Предназначение игровых технологий — усвоение знаний, социального и профессионального опыта в деятельности, в которой они будут применяться; раскрытие личностного потенциала студентов, развитие самоуправления, оптимизация профессионального общения [6, с.98].

В ходе изучения сущности технологии, необходимо отметить, что она соответствует всем особенностям новых технологий. Современные информационные технологии направлены на овладение средствами поиска, применения и переработки учебной или научной информации средствами компьютерной техники, Интернета, аудио- и видеотехники. Всё это так же присутствует в игровой технологии. Например, игра на уроке информатике в 11 классе. Ребятам предлагается пройти ИнфоКвест. Суть которого в том, что бы найти подсказки к кодовому слову отвечая на вопросы и находя ответы в Интернете. После чего все отгаданные слова необходимо сложить в предложение и определить, из какого великого произведения оно. При прохождении игры школьники закрепляют знания: по использованию Интернета, программированию; отбору информации.

Новые коммуникативные технологии направлены на совершенствование способов взаимодействия с людьми и связаны с организацией парной, групповой, коллективной или индивидуальной работы (диалогические технологии, технологии организации групповой и коллективной деятельности, тренинг общения и др.) Самая обыкновенная интеллектуальная игра на биологии способствует этому. Например, школьники делятся на группы и отвечают группой, на вопросы, представленные на слайдах. Тем самым проходит процесс общения учеников в группе.

Новые гуманитарные технологии обеспечивают решение социально-культурных задач (понимание смысла образования и реализации творческого потенциала, комфорта в процессе обучения и общения, ощущения чувства личностного достоинства и уважения со стороны всех участников образовательного процесса, социальной помощи); выступают средством подготовки к выполнению социальных ролей и функций в современном обществе, профессиональной и личностной социализации, профессионально-личностного развития; формируют отношения. Например, на уроке географии при изучении особо охраняемых природных территорий проводится ролевая игра «Заповедник». Суть игры — существует 2 заповедника, браконьеры, счётная палата, СМИ и министерства природных ресурсов и экологии РФ. Каждый игровой год происходят изменения, с которыми должны все справится, по окончанию 5 лет, подводиться итог. Смогли ли заповедники существовать, выделяла ли счётная палата финансы и на что, смогли ли браконьеры достичь своих целей, как СМИ работало с заповедниками. В игре среди школьников определяются роли, после чего запускается она и все выполняют свои роли согласно правилам, но каждый раз решают неожиданную ситуацию, которая произошла.

Игровая технология является традиционной в сфере образования, но также она отвечает всем современным параметрам, которые так способствуют развитию конкурентоспособной личности школьника. Из этого следует, что использование данной технологии соответствует Федеральному Государственному образовательному стандарту.

Литература:

  1. Емельянова, Т. В. Игровые технологии в образовании: электронное учеб.-метод. пособие / Т. В. Емельянова, Г. А. Медяник. — Тольятти: Изд-во ТГУ, 2015
  2. Коджаспирова, Г. М. Педагогика: учебник / Г. М. Коджаспирова.– М.: КноРус, 2010–744 с.
  3. Миронова, Р. М. Игра в развитии активности детей: кн. для учителя / Р. М. Миронова. — Минск: Народная, 1989–176 с.
  4. Образовательные технологии в вузе: учеб. пособие / И. В. Руденко [и др.]. — Тольятти: ТГУ, 2011–287 с.
  5. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. / Г. К. Селевко. — М.: НИИ школьных технологий. — 2006. — Т.1. — 816 с.
  6. Современные образовательные технологии: учеб. пособие /Н. В. Бордовская [и др.]; под ред. Н. В. Бордовской. — М.: КноРус, 2010–432 с.
Задать вопрос