Интеграция в проектной деятельности учащихся | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 октября, печатный экземпляр отправим 9 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Теория образования и обучения, дидактика

Опубликовано в Школьная педагогика №3 (16) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 11.07.2019

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Василенко Т. К. Интеграция в проектной деятельности учащихся // Школьная педагогика. — 2019. — №3. — URL https://moluch.ru/th/2/archive/136/4356/ (дата обращения: 23.09.2019).

Препринт статьи



В данном исследовании рассматриваются вопросы, касающиеся актуальности проектной деятельности, уделяется внимание задачам интеграции в школьном образовании, интеграции различных уровней образования, а также транспредметной интеграции в рамках осуществления школьных проектов.

Ключевые слова: проектная деятельность, транспредметная интеграция, внеурочная деятельность, дополнительное образование, образовательный процесс, проектная работа.

Различные виды исследовательской, в том числе проектной деятельности учеников, за последние десятилетия стали привычным явлением в нашей системе образования.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы основного общего образования. Современные учебные программы включают проектную деятельность в содержание различных предметных курсов и внеурочной деятельности. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и прочих образовательных организациях.

Проект позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.

Что касается основного образовательного смысла учебной проектно-исследовательской деятельности, то и по данному вопросу на сегодня особых разногласий нет. Разные источники педагогического знания, с небольшими модификациями, называют примерно следующие задачи проектной деятельности:

– приобретение учащимся навыка исследования как универсального способа освоения действительности;

– развитие исследовательского мышления;

– активизация личностной позиции учащихся в образовательном процессе.

Интеграция характеризуется как процесс установления связей между информацией, знаниями, науками, обеспечение их целостности, охватывающей все компоненты в их единстве. Интеграция предполагает:

– рассмотрение любых явлений с различных точек зрения;

– развитие умений применять знания из различных областей в решении конкретной творческой задачи;

– формирование способности проводить творческие исследования [2]

Предметы области «Искусство» по сути своей направлены как раз на формирование и развитие личностного отношения и оценки произведений искусства, предполагают решение творческих задач в процессе обучения. Поэтому учителям музыки близки принципы проектной деятельности.

Работа над проектом осуществляется с учетом следующих педагогических принципов:

– Непрерывность образования как механизма полноты и целостности образования

– Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

– Системность организации учебно-воспитательного процесса;

– Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

В течение учебного года учениками нашей школы были подготовлены проекты «Служение муз не терпит суеты», «Школа мечты» и «Золотой век русской культуры». В ходе осуществления планов проектов деятельность была разнообразной:

– Экскурсии в Пушкинские горы, в музей СОШ № 321 (история Благородного пансиона и Первой Санкт-Петербургской гимназии)

– Исследование исторической литературы, интернет-источников

– Чтение художественной литературы

– Прослушивание и разучивание музыкальных произведений

– Создание видеоролика, электронной презентации

– Написание статьи для школьного журнала

– Подбор иллюстраций

– Подготовка творческого выступления

– Создание сценария и компьютерной презентации для представления итогов проекта.

Приведенный перечень показывает, что в процессе проектной деятельности ученики, как правило, используют навыки, полученные на уроках из разных предметных областей, то есть возникает межпредметная интеграция.

Проектная работа прекрасно способствует реализации принципов внутрипредметной интеграции — систематизирование знаний внутри определенной дисциплины, переход от разрозненных фактов к их системе в процессе открытия нового. Способствует этому и участие детей разного уровня знаний в одном проекте (ученики разных возрастов, занимающиеся в учреждениях дополнительного образования).

Стало очевидным, что при подготовке проектной работы возникает необходимость интеграции основного общего и дополнительного образования школьников. Например, разучивание музыкальных фрагментов для проекта «Служенье муз» — это работа во внеурочное время, участвуют дети, которые занимаются в вокальной студии.

При распределении обязанностей в рамках проекта появляется несколько рабочих групп, где каждый участник может реализовать свои способности в соответствии с желанием, склонностями. Так как группы бывают разновозрастными, то образовательный процесс включает не только общение с источниками научными и художественными, но и общение внутри группы.

Например, в проекте «Служенье муз не терпит суеты» были заняты ученики начальной школы, 5-х, 6-х, 7-х, 8-х, 9-х классов. Актуальность выбора темы обусловлена особым вниманием к творчеству классиков русского искусства, чьи юбилейные даты отмечаются в текущем 2019 году. Прежде всего — 220 годовщина со дня рождения А. С. Пушкина, наследие которого во многом определило пути дальнейшего развития русского искусства. Сюжеты пушкинских произведений заняли важное место в творчестве композиторов-юбиляров 2019 года: М. И. Глинка (215 лет), М. П. Мусоргский (180 лет), Н.А Римский-Корсаков (175 лет).

В ходе работы участники проекта знакомились с биографиями и творчеством названных корифеев русского искусства, прослеживали взаимосвязь событий истории создания, сюжетов произведений, разучили фрагменты известных опер.

Таким образом возникает еще один вид интеграции, который уже исследует современная педагогика — транспредметная интеграция.

Транспредметная интеграция — это синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования. [2]

Именно интеграция общего и дополнительного образования детей обеспечивает условия:

– эффективной реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;

– успешного жизненного и профессионального самоопределения;

– развития разносторонних способностей разных категорий детей;

– формирования ключевых компетенций учащихся.

Обучающийся овладевает целым рядом интегрированных умений:

– способностью ориентироваться в различных предметных областях знания;

– эффективно работать с большими потоками информации, создавать собственные базы данных;

– развивать основы критического, творческого, продуктивного мышления;

– способностью к продуктивному творчеству.

Таким образом в современной педагогической практике учителя музыки в рамках руководства проектной деятельностью применяются все виды интеграции в образовании: внутрипредметная, межпредметная и транспредметная интеграция.

Литература:

  1. Никитина А. Современное понимание проблем интеграции в образовании / А. Никитина, Л. Савенкова // Учительская газета [Электронный ресурс]. — 2016. — 6 мая. — Режим доступа: http://www.ug.ru/method_article/1092
  2. Созыкина Т. К. Эффективность интеграции общего и дополнительного образования в современном образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС. / Т. К. Созыкина // «Интерактивное образование», № 25, апрель 2014.
Задать вопрос