Интеграция в проектной деятельности учащихся | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Теория образования и обучения, дидактика

Опубликовано в Школьная педагогика №3 (16) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 11.07.2019

Статья просмотрена: 846 раз

Библиографическое описание:

Василенко, Т. К. Интеграция в проектной деятельности учащихся / Т. К. Василенко. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2019. — № 3 (16). — С. 4-6. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/136/4356/ (дата обращения: 18.04.2024).



В данном исследовании рассматриваются вопросы, касающиеся актуальности проектной деятельности, уделяется внимание задачам интеграции в школьном образовании, интеграции различных уровней образования, а также транспредметной интеграции в рамках осуществления школьных проектов.

Ключевые слова: проектная деятельность, транспредметная интеграция, внеурочная деятельность, дополнительное образование, образовательный процесс, проектная работа.

Различные виды исследовательской, в том числе проектной деятельности учеников, за последние десятилетия стали привычным явлением в нашей системе образования.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы основного общего образования. Современные учебные программы включают проектную деятельность в содержание различных предметных курсов и внеурочной деятельности. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и прочих образовательных организациях.

Проект позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.

Что касается основного образовательного смысла учебной проектно-исследовательской деятельности, то и по данному вопросу на сегодня особых разногласий нет. Разные источники педагогического знания, с небольшими модификациями, называют примерно следующие задачи проектной деятельности:

– приобретение учащимся навыка исследования как универсального способа освоения действительности;

– развитие исследовательского мышления;

– активизация личностной позиции учащихся в образовательном процессе.

Интеграция характеризуется как процесс установления связей между информацией, знаниями, науками, обеспечение их целостности, охватывающей все компоненты в их единстве. Интеграция предполагает:

– рассмотрение любых явлений с различных точек зрения;

– развитие умений применять знания из различных областей в решении конкретной творческой задачи;

– формирование способности проводить творческие исследования [2]

Предметы области «Искусство» по сути своей направлены как раз на формирование и развитие личностного отношения и оценки произведений искусства, предполагают решение творческих задач в процессе обучения. Поэтому учителям музыки близки принципы проектной деятельности.

Работа над проектом осуществляется с учетом следующих педагогических принципов:

– Непрерывность образования как механизма полноты и целостности образования

– Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

– Системность организации учебно-воспитательного процесса;

– Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

В течение учебного года учениками нашей школы были подготовлены проекты «Служение муз не терпит суеты», «Школа мечты» и «Золотой век русской культуры». В ходе осуществления планов проектов деятельность была разнообразной:

– Экскурсии в Пушкинские горы, в музей СОШ № 321 (история Благородного пансиона и Первой Санкт-Петербургской гимназии)

– Исследование исторической литературы, интернет-источников

– Чтение художественной литературы

– Прослушивание и разучивание музыкальных произведений

– Создание видеоролика, электронной презентации

– Написание статьи для школьного журнала

– Подбор иллюстраций

– Подготовка творческого выступления

– Создание сценария и компьютерной презентации для представления итогов проекта.

Приведенный перечень показывает, что в процессе проектной деятельности ученики, как правило, используют навыки, полученные на уроках из разных предметных областей, то есть возникает межпредметная интеграция.

Проектная работа прекрасно способствует реализации принципов внутрипредметной интеграции — систематизирование знаний внутри определенной дисциплины, переход от разрозненных фактов к их системе в процессе открытия нового. Способствует этому и участие детей разного уровня знаний в одном проекте (ученики разных возрастов, занимающиеся в учреждениях дополнительного образования).

Стало очевидным, что при подготовке проектной работы возникает необходимость интеграции основного общего и дополнительного образования школьников. Например, разучивание музыкальных фрагментов для проекта «Служенье муз» — это работа во внеурочное время, участвуют дети, которые занимаются в вокальной студии.

При распределении обязанностей в рамках проекта появляется несколько рабочих групп, где каждый участник может реализовать свои способности в соответствии с желанием, склонностями. Так как группы бывают разновозрастными, то образовательный процесс включает не только общение с источниками научными и художественными, но и общение внутри группы.

Например, в проекте «Служенье муз не терпит суеты» были заняты ученики начальной школы, 5-х, 6-х, 7-х, 8-х, 9-х классов. Актуальность выбора темы обусловлена особым вниманием к творчеству классиков русского искусства, чьи юбилейные даты отмечаются в текущем 2019 году. Прежде всего — 220 годовщина со дня рождения А. С. Пушкина, наследие которого во многом определило пути дальнейшего развития русского искусства. Сюжеты пушкинских произведений заняли важное место в творчестве композиторов-юбиляров 2019 года: М. И. Глинка (215 лет), М. П. Мусоргский (180 лет), Н.А Римский-Корсаков (175 лет).

В ходе работы участники проекта знакомились с биографиями и творчеством названных корифеев русского искусства, прослеживали взаимосвязь событий истории создания, сюжетов произведений, разучили фрагменты известных опер.

Таким образом возникает еще один вид интеграции, который уже исследует современная педагогика — транспредметная интеграция.

Транспредметная интеграция — это синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования. [2]

Именно интеграция общего и дополнительного образования детей обеспечивает условия:

– эффективной реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;

– успешного жизненного и профессионального самоопределения;

– развития разносторонних способностей разных категорий детей;

– формирования ключевых компетенций учащихся.

Обучающийся овладевает целым рядом интегрированных умений:

– способностью ориентироваться в различных предметных областях знания;

– эффективно работать с большими потоками информации, создавать собственные базы данных;

– развивать основы критического, творческого, продуктивного мышления;

– способностью к продуктивному творчеству.

Таким образом в современной педагогической практике учителя музыки в рамках руководства проектной деятельностью применяются все виды интеграции в образовании: внутрипредметная, межпредметная и транспредметная интеграция.

Литература:

  1. Никитина А. Современное понимание проблем интеграции в образовании / А. Никитина, Л. Савенкова // Учительская газета [Электронный ресурс]. — 2016. — 6 мая. — Режим доступа: http://www.ug.ru/method_article/1092
  2. Созыкина Т. К. Эффективность интеграции общего и дополнительного образования в современном образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС. / Т. К. Созыкина // «Интерактивное образование», № 25, апрель 2014.
Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, транспредметная интеграция, внеурочная деятельность, образовательный процесс, проектная работа, вид интеграции, дополнительное образование, проект, русское искусство, учитель музыки.

Похожие статьи

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в начальной...

Учебно-воспитательный процесс начальной школы состоит из трех блоков: урочной деятельности первого школьного блока, внеурочной деятельности и дополнительного образования второго школьного блока и дополнительного образования внешкольного блока.

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном...

В этом отличие внеурочной деятельности от дополнительного образования.

Каждый из этих видов работы предполагает различную психическую деятельность на этапе ориентировки в задании.

Внеурочная деятельность — это не механическая добавка к основному общему...

Интеграция дополнительного и общего образования...

При организации внеурочной деятельности обучающихся общеобразовательными

Учебно-исследовательская деятельность — особый вид образовательной деятельности, в

Потенциал интеграции дополнительного и общего образования не исчерпывается выше...

проект, начальная школа, проектная деятельность, ребенок...

начальная школа, образовательный процесс, внеурочная деятельность, дополнительное образование, проектная деятельность

проектная деятельность, проект, тип проекта, окружающий мир, младший школьный возраст, метод проектов, паспорт проекта, задача...

Реализация комплексной программы дополнительного...

В статье анализируется взаимосвязь понятий «внеурочная деятельность» и «дополнительное образование». Рассмотрена роль дополнительной общеобразовательной программы в управлении педагогическим процессом в системе дополнительного образования.

Использование метода учебного проекта в учебном предмете...

Эта сторона деятельности образовательного учреждения реализуется в процессе изучения учебных предметов «Русский язык». Внеурочная деятельность — это не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с...

Проектная деятельность как эффективная форма организации...

Образовательный процесс — это совокупность учебно-воспитательного и самообразовательного процессов, направленная на решение задач образования, воспитания и развития личности в соответствии с государственным образовательным стандартом.

Теоретические положения интеграции предметных областей при...

Особенность интеграции в образовании заключается в формировании продуктивной

Строя образовательный процесс по принципу интеграции образовательных областей, решаю

Интеграция музыки с учебными дисциплинами образовательного процесса выполняет.

Предметная неделя как средство развития индивидуальности...

- Проект осуществляется в урочной и внеурочной деятельности, используя интеграцию образовательного процесса без увеличения учебной нагрузки на ребенка. - Проект предполагает разработку положения, регулирующего все тонкости оценивания мероприятий.

Похожие статьи

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в начальной...

Учебно-воспитательный процесс начальной школы состоит из трех блоков: урочной деятельности первого школьного блока, внеурочной деятельности и дополнительного образования второго школьного блока и дополнительного образования внешкольного блока.

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном...

В этом отличие внеурочной деятельности от дополнительного образования.

Каждый из этих видов работы предполагает различную психическую деятельность на этапе ориентировки в задании.

Внеурочная деятельность — это не механическая добавка к основному общему...

Интеграция дополнительного и общего образования...

При организации внеурочной деятельности обучающихся общеобразовательными

Учебно-исследовательская деятельность — особый вид образовательной деятельности, в

Потенциал интеграции дополнительного и общего образования не исчерпывается выше...

проект, начальная школа, проектная деятельность, ребенок...

начальная школа, образовательный процесс, внеурочная деятельность, дополнительное образование, проектная деятельность

проектная деятельность, проект, тип проекта, окружающий мир, младший школьный возраст, метод проектов, паспорт проекта, задача...

Реализация комплексной программы дополнительного...

В статье анализируется взаимосвязь понятий «внеурочная деятельность» и «дополнительное образование». Рассмотрена роль дополнительной общеобразовательной программы в управлении педагогическим процессом в системе дополнительного образования.

Использование метода учебного проекта в учебном предмете...

Эта сторона деятельности образовательного учреждения реализуется в процессе изучения учебных предметов «Русский язык». Внеурочная деятельность — это не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с...

Проектная деятельность как эффективная форма организации...

Образовательный процесс — это совокупность учебно-воспитательного и самообразовательного процессов, направленная на решение задач образования, воспитания и развития личности в соответствии с государственным образовательным стандартом.

Теоретические положения интеграции предметных областей при...

Особенность интеграции в образовании заключается в формировании продуктивной

Строя образовательный процесс по принципу интеграции образовательных областей, решаю

Интеграция музыки с учебными дисциплинами образовательного процесса выполняет.

Предметная неделя как средство развития индивидуальности...

- Проект осуществляется в урочной и внеурочной деятельности, используя интеграцию образовательного процесса без увеличения учебной нагрузки на ребенка. - Проект предполагает разработку положения, регулирующего все тонкости оценивания мероприятий.

Задать вопрос