Особенности обучения продуктивным видам деятельности в начальных классах | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Школьная педагогика №2 (15) июль 2019 г.

Дата публикации: 14.06.2019

Статья просмотрена: 391 раз

Библиографическое описание:

Тесля, И. А. Особенности обучения продуктивным видам деятельности в начальных классах / И. А. Тесля. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2019. — № 2 (15). — С. 24-29. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/129/4298/ (дата обращения: 20.04.2024).



Цель: формирование изобразительных умений учащихся в 4 классе на уроках изобразительного искусства в процессе выполнения декоративного пейзажа

− изобразительные умения;

− 4 класс

− УМК Неменский Б. М., Неменская Л. А., Горяева Н. А., Коблова О. А., Мухина Т. А. — М.: Просвещение, 2015. — 128 c.

Методическая литература: Неменский Б. М. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1–4 классы//Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. и др. — М.: Просвещение, 2013. — 240 с.

Содержание планирования:

В соответствии с рабочей образовательной программой по ИЗО для 4 классов Б. М. Неменского, были составлены 11 уроков и 1 внеклассное занятие, которые включали в себя основы декоративного пейзажа: от основных понятий пейзажа до тематического рисунка, выполненного мягкими материалами и красками. В процессе планирования ставилась задача формирования изобразительных умений посредством изучения декоративного пейзажа.

Содержание уроков было нацелено на развитие когнитивного и операционно- технологического уровней изобразительных умений учащихся. Кроме того, ставилась задача развития творческого потенциала, позволяющая ребятам реализовать свой творческий замысел в процессе создания пейзажа.

Основная идея: декоративный пейзаж — как средство формирования художественных навыков. Предлагаемый комплекс уроков построен с целью ознакомления с аспектами декоративного пейзажа, как жанра изобразительного искусства, освоения живописных средств художественной выразительности, выявления уровня развития художественных навыков у учащихся, с учетом их возрастных особенностей.

Использование наблюдений ребенка, рефлексия как совместная деятельность преподавателя и ученика, актуальность зрительного ряда и раздаточного материала, коллективное и индивидуальное творчество — все это способствовало успешному выполнению заданий и творческому подходу к изобразительной деятельности.

В представленном комплексе уроков ученикам предлагаются задания по выполнению декоративного пейзажа. Вначале происходит знакомство с пейзажем, его основными понятиями, выявляются отличия декоративного пейзажа и реалистичного, происходит знакомство с художниками, работающими в этом жанре.

Каждый урок заканчивается творческим заданием. Все задания учат детей видеть прекрасное, через различные аспекты действительности, показывают мир с разных сторон: реальность, фантастичность, времена суток, проявление эмоций. Итогом проведения данного комплекса уроков станет творческое задание, цель которого выполнение декоративного пейзажа живописными материалами.

Осознание творческой значимости личного вклада детей через итоговый результат, т. е. через готовый рисунок, рождает интерес к изобразительной деятельности и способствует развитию изобразительный умений учащихся.

Комплекс уроков «Декоративный пейзаж» по предмету изобразительное искусство в 4 классе»

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Цели урока:

Основное содержание работы

1

Жанры в изобразительном искусстве

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Цель: изучить жанры и правила изображения в изобразительном искусстве.

Задачи:

Обучающие:

развивать умение понимать особенности творчества великих русских художников.

Развивающие:

развивать творческое воображение.

Воспитательные:

воспитывать любовь к изобразительному искусству, творчеству русских художников.

Теоретическая часть:

Дать определение понятиям: жанр, натюрморт, портрет, пейзаж, анималистический жанр, бытовой и исторический жанры. Рассказать о возможностях использования нетрадиционных техник рисования в различных жанрах изобразительного искусства. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника.

Практическая часть урока:

Выполните фантазийное изображение пейзажа.

Завершение практической части урока: Просмотр работ учащихся.

2

Изображение пространства

Урок систематизации знаний

Цель: расширить знания учащихся о перспективе как способе передачи глубины пространства в искусстве.

Задачи:

Обучающие

дать понятие точки схода, точки зрения;

— познакомить с правилами линейной и воздушной перспективы и изменения контрастности;

Развивающие:

научить учащихся изображать предметы с соблюдением правил перспективы;

— совершенствовать технику работы карандашом.

Воспитательные:

воспитывать любовь к изобразительному искусству, творчеству русских художников.

Теоретическая часть:

Опираясь на опыт и наблюдательность учащихся, а также на наглядный материал учителя, разъясняются выше изложенные понятия и правила линейной и воздушной перспектив и как их использовать при изображении пространственных предметов на переднем, среднем и заднем планах, как меняется цвет предметов в зависимости от расположения на плоскости.

Практическая часть урока:

Выполнить рисунок уходящей вдаль дороги с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы карандашом.

Завершение практической части урока: Просмотр работ учащихся.

3

Пейзаж. Организация изображаемого пространства

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Цель: расширить знания учащихся о пейзаже и его видах.

Задачи:

Обучающие:

сконцентрировать внимание на краски осеннего деревенского пейзажа, выбор формата для картины;

— уметь правильно определить линию горизонта находить правильное композиционное решение при заполнении пространства,

Развивающие:

развивать творческое воображение, ознакомиться с техникой работы с красками и нетрадиционной техникой изображения.

Воспитательные:

воспитывать любовь к изобразительному искусству, творчеству русских художников.

Теоретическая часть:

Ознакомить учащихся с пейзажем, как жанром живописи, его видами, историей его развития и характерными особенностями его написания в разных странах. Рассказать об особенностях написания пейзажа: с чего начинать, как изображать деревья, небо, озеро, как заполнять пространство, накладывать масляные краски, ознакомить с нетрадиционными техниками изображения пейзажа при помощи специально подобранных картин.

Практическая часть урока:

Изображение эпического пейзажа «Озеро» монотипия, пальчиковая палитра, рисование карточками.

Завершение практической части урока: Просмотр работ учащихся.

4

Декоративный пейзаж живописными материалами

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Цель: Познакомить с особенностями декоративного пейзажа, применить полученные знания на практике

Задачи:

Обучающие

— Раскрыть понятие декоративного пейзажа и стилизации

— Показать способы стилизации пейзажа

Развивающие

Развивать эмоционально-чувственную сферу любовь к творчеству.

— Развивать творческое мышление и практические навыки.

Воспитательные:

воспитывать любовь к изобразительному искусству, творчеству русских художников.

Теоретическая часть:

Провести опрос:

— Что такое пейзаж?

—Какие виды пейзажа вы знаете?

—Что такое декоративный пейзаж?

—В чем отличие декоративного пейзажа от живописного?

—Что такое стилизация?

—Какие приемы стилизации вы знаете?

— Какие цвета можно использовать в декоративном пейзаже?

— Что такое стаффаж?

— Как можно получить сложные цвета?

— В чем особенность композиции в декоративном пейзаже?

Обратить внимание на экран, что бы еще раз проверить своё представление о декоративном пейзаже. (Демонстрируется слайд-шоу) Обсудить с учащимися увиденные работы.

Практическая часть урока: Учащимся предлагается нарисовать декоративный пейзаж с помощью живописных материалов. Помощь ученикам в процессе работы.

Завершение практической части урока: Просмотр работ учащихся.

5

«Декоративный пейзаж графическими материалами»

Урок рефлексии

Цель: создание пейзажа по памяти или представлению с использованием графических материалов Задачи:

Обучающие:

— Повторить понятия декоративный пейзаж и стилизация — Вспомнить способы стилизации пейзажа

Развивающие

Развивать эмоционально-чувственную сферу любовь к творчеству

— Развивать творческое мышление и практические навыки.

Воспитательные:

воспитывать любовь к изобразительному искусству, творчеству русских художников.

Теоретическая часть:

Подготовить и продемонстрировать наглядный материал и объяснить детям основные отличительные черты декоративного пейзажа, выполненного графическими материалами. Поскольку работаем карандашами то важным правилом, при выполнении пейзажа графическими материалами является разделение изображения на 3 и более тонов. Самый темный тон; средний тон и светлый тон. Соблюдая это правило ваше графическое изображение не будет казаться серым.

Сегодня на уроке школьники будут выполнять пейзаж, пользуясь выразительными средствами графики: точкой, штрихом, линией, пятном.

Работать можно простыми карандашами, соусом или углем.

В конце урока устроить выставку работ. Практическая часть: Учащимся предлагается выполнить творческое задание –декоративный пейзаж, отталкиваясь от наглядного материала либо по памяти и представлению. Учащиеся используют графические материалы.

Завершающий этап. Просмотр работ. Выставление оценок.

6

Пейзаж в графике

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Цель: научиться видеть художественное и эстетическое своеобразие графических пейзажей, грамотно рассказывать об этом на языке изобразительного искусства.

Задачи:

Обучающие:

научить выполнять гравюру на картоне с передачей фактуры поверхности.

Развивающие

Развивать эмоционально-чувственную сферу любовь к творчеству.

— Развивать творческое мышление и практические навыки.

Воспитательные:

воспитывать любовь к изобразительному искусству, творчеству русских художников.

Теоретическая часть:

Дать представления о гравюре и о технике выполнения ксилографии, линогравюры, литографии. Содействовать приобретению опыта выполнения пейзажа в гравюре.

Творческое задание

Выполнить оттиски с картонной формы.

Завершение практической части урока: Просмотр работ учащихся.

7

Пейзаж со стаффажем

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Цель: создание пейзажа со стаффажем по памяти или представлению с использованием графических материалов Задачи:

Обучающие:

Повторить понятия декоративный пейзаж стилизация.

— Познакомиться с понятием стаффаж

— Закрепить способы стилизации пейзажа.

Развивающие

Развивать эмоционально-чувственную сферу любовь к творчеству.

— Развивать творческое мышление и практические навыки.

Воспитательные:

воспитывать любовь к изобразительному искусству, творчеству русских художников.

Теоретическая часть: Учитель рассказывает о понятии «стаффаж» и его особенностях. Стаффаж получил распространение в 16–17 вв., в тот период художники часто включали в свои произведения религиозные и мифологические сцены. Нередко стаффаж вписывался в картины не автором пейзажа, а другим художником. Для придания пейзажу определенной живости создания обжитого пространства пейзажистами в свои работы вписывались фигуры человека или животного — стаффаж. Появление стаффажа может зависеть от задумки художника или от композиции изображения. Практическая часть: Ребята, рассмотрите представленные на слайдах картины. Вы можете отталкиваться от них или от тех, которые стоят у доски. Можете сами вспомните пейзаж, который когда-то видели. Вначале мы сделаем набросок простым карандашом, а затем будем работать в цвете. Помните, что в вашем пейзаже обязательно должен быть стаффаж. Внимательно отнеситесь к компоновке объектов вокруг изображения человека.

8

Декоративные пейзажи Василия Кандинского

Внеклассное мероприятие

Цель: Ознакомить учащихся с Декоративными пейзажами Василия Кандинского» Задачи:

Обучающие:

Расширить кругозор учащихся. Вспомнить сказки русских писателей.

Развивающие:

Уметь определять характерные особенности пейзажей Василия Кандинского

Воспитательные:

Воспитать уважение к творчеству русских писателей и художников

Сегодня мы познакомимся с декоративными пейзажами Василия Кандинского (Просмотр презентации)

После просмотра презентации учитель в форме дискуссии обсуждает с детьми увиденные работы.

Ребята делятся мнением. Рассказывают, что понравилось больше всего, а что было им не понятно.

Завершающий этап Предложить ребятам в качестве домашнего задания выбрать несколько наиболее понравившихся работ и рассказать о них одноклассникам на следующем занятии

9

Стилизация в изобразительном искусстве

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Цель урока: Формирование художественных навыков у учащихся 4-го класса

Задачи:

Обучающие:

— Познакомить с понятием стилизация и ее приемами.

Развивающие:

Развить способность стилизовать;

Воспитательные:

Воспитать любовь к изобразительному искусству и природе.

Теоретическая часть:

Тема сегодняшнего урока стилизация. Как вы думаете, что это такое?

— Стилизация — обобщение и упрощение фигур.

А кто из вас скажет мне, какие приемы стилизации бывают?

— Упрощение и обобщение по форме и цвету.

— А теперь обратите внимание на экран, что бы проверить своё представление о стилизации. (Демонстрируется слайд-шоу) Так вот, ребята, изображение объектов не такими, какими мы их видим в действительности, называется стилизация. Стилизация — обобщение и упрощение изображаемых фигур по рисунку и цвету, произведение фигур в удобную для орнамента форму.

Стилизация применяется как средство дизайна, монументального искусства и в декоративном искусстве для усиления декоративности.

А декоративный пейзаж, в свою очередь, и есть стилизованный пейзаж. Практическая часть урока: Учащимся предлагается нарисовать декоративный пейзаж (вид из окна, выдуманный или по памяти), активно используя стилизацию. Помощь ученикам в процессе работы. Завершение практической части урока: Просмотр работ учащихся

10

История развития декоративного искусства

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Цель: Ознакомление с понятием декоративное искусство и его особенностями Задачи:

Обучающие:

— Рассмотреть процесс развития декоративного искусства

— Вспомнить особенности стилизации.

Развивающие:

Рассмотреть стилизации на примере картин художников

— Развивать эмоционально-чувственную сферу любовь к творчеству.

Воспитательные:

Воспитать любовь к изобразительному искусству и природе.

Теоретическая часть: Учитель приветствует учащихся и демонстрирует презентацию, посвященную развитию декоративного искусства и стилизации, одновременно отвечая на вопросы учащихся. Практическая часть урока:

Учащимся предлагается разделиться на группы и сформулировать плюсы и минусы декоративного искусства. После чего команды объединяются и беседуют вместе с учителем о важности и особенностях декоративного искусства, делающих его необходимой частью искусства в целом.

11

Декоративный пейзаж по замыслу

Урок рефлексии

Цель: создание пейзажа по памяти или представлению с использованием живописных или графических материалов Задачи:

Обучающие:

Повторить понятие декоративного пейзажа и стилизации

— Закрепить на практике способы стилизации пейзажа

Развивающие:

Развивать эмоционально-чувственную сферу любовь к творчеству.

— Развивать творческое мышление и практические навыки.

Воспитательные:

воспитывать любовь к изобразительному искусству, творчеству русских художников.

Теоретическая часть:

Проведение опроса:

— Что такое пейзаж?

—Какие виды пейзажа вы знаете?

—Что такое декоративный пейзаж?

—В чем отличие декоративного пейзажа от живописного?

—Что такое стилизация

—Какие приемы стилизации вы знаете? — Какие цвета можно использовать в декоративном пейзаже? — Что такое стаффаж?

— Как можно получить сложные цвета?

— В чем особенность композиции в декоративном пейзаже? Учитель: Молодцы ребята. Вижу, вы хорошо усвоили пройденный материал и верно ответили на вопросы. Практическая часть урока: Учащимся предлагается нарисовать декоративный пейзаж с помощью живописных или графических материалов по выбору. Помощь ученикам в процессе работы. Завершение практической части урока:

Просмотр работ учащихся. Подведение итогов.

12

Сельский пейзаж

Урок развивающего контроля

Цель: Изобразить сельский пейзаж в нетрадиционной технике (выполнения рисунка мятой бумагой).

Задачи:

Обучающие:

Изучить построения рисунка (план, горизонт, колорит);

— научить работать в технике рисования мятой бумагой

Развивающие:

Развивать эмоционально-чувственную сферу любовь к творчеству.

— Развивать творческое мышление и практические навыки.

Воспитательные:

воспитывать любовь к изобразительному искусству.

Теоретическая часть:

Сегодня вы будете изображать пейзаж цветущего луга.

— Посмотрите фотографии с изображением луга.

— Какие полевые или луговые цветы вы знаете?

Как я уже сказала работать мы будем в необычной технике — вместо кисти мы будем использовать мятую бумагу.

— Можно изобразить солнце, но если вы хотите изобразить солнце, то его нужно нарисовать в первую очередь, а затем уже облака, как вы думаете, почему нельзя сделать наоборот.

Практическая часть урока:

Индивидуальная работа и работа в парах.

Завершение практической части урока:

Просмотр и анализ работ учащихся (демонстрация наиболее удачных работ)

Основные термины (генерируются автоматически): декоративный пейзаж, изобразительное искусство, практическая часть урока, теоретическая часть, творчество русских художников, декоративное искусство, обретение новых умений, просмотр работ учащихся, урок открытия новых знаний, эмоционально-чувственная сфера.

Похожие статьи

Эмоционально-чувственный компонент в изобразительном...

Эмоционально-чувственный компонент в изобразительном творчестве младших школьников, творческое переживание на уроках изобразительного искусства.

Педагогу важно развивать чувственную сферу ребенка, умение эмоционально проживать то, что...

Эстетическое воспитание учащихся на уроках изобразительного...

Эстетическое воспитание (от греч. aisthetikos — чувствующий, чувственный) — формирование эстетического восприятия явлений действительности или произведений искусства, которое выражается в виде переживаний и чувств...

Современные подходы к формированию эстетических чувств...

Народный художник России, академик Российского Авторского Общества Б. М. Неменский большую

Он объясняет, что грамотно разработанный урок изобразительного искусства с применением музыки, песен

Эмоционально-чувственный компонент в изобразительном...

изобразительное искусство, знание, ребенок, декоративное...

Творчество присутствует на этапе открытия новых знаний и выступает признаком высшего

Технология и изобразительное искусство играют особую роль в начальном образовании.

На уроках ученикам дается творческое задание — это изучение произведений искусства, подбор...

Формирование творчества дошкольников средствами...

Изобразительное искусство — это введение детей в мир творчества, взаимосвязанных с

В творческой деятельности ребенок открывает для себя что-то новое, обнаруживает свое

Относительно объективной природы художественного творчества ребенка, то современная...

Организация внеклассной работы по изобразительному...

Внеклассная работа по изобразительному искусству должна протекать в атмосфере художественной школы, где учащиеся будут рисовать на мольбертах, устраивать выставки своих работ, беседовать на темы искусства и тем самым развивать свои творческие способности.

Методы обучения декоративной живописи на занятиях со...

Декоративно-прикладное искусство обычно определяют как сферу человеческой деятельности, направленную на получение, обоснование и систематизацию истинного знания о красоте мира, которую каждому необходимо усвоить с ранних лет обучения.

Использование креативных методов на уроках изобразительного...

Все методы изложенные ранее очень новые и необычные, их существует большое множество.

Применение данного метода уже существует на уроках изо, например при создании

В процессе воспитания учащихся на уроках изобразительного искусства...

Стратегия и тактика культурного развития личности на уроках...

Но показа на уроках изобразительного искусства объектов реальности недостаточно для активизации

Знакомя детей с основами изобразительной грамоты, обогащая их знанием

декоративно-прикладное искусство, многоуровневая аппликация, народное творчество, вид...

Похожие статьи

Эмоционально-чувственный компонент в изобразительном...

Эмоционально-чувственный компонент в изобразительном творчестве младших школьников, творческое переживание на уроках изобразительного искусства.

Педагогу важно развивать чувственную сферу ребенка, умение эмоционально проживать то, что...

Эстетическое воспитание учащихся на уроках изобразительного...

Эстетическое воспитание (от греч. aisthetikos — чувствующий, чувственный) — формирование эстетического восприятия явлений действительности или произведений искусства, которое выражается в виде переживаний и чувств...

Современные подходы к формированию эстетических чувств...

Народный художник России, академик Российского Авторского Общества Б. М. Неменский большую

Он объясняет, что грамотно разработанный урок изобразительного искусства с применением музыки, песен

Эмоционально-чувственный компонент в изобразительном...

изобразительное искусство, знание, ребенок, декоративное...

Творчество присутствует на этапе открытия новых знаний и выступает признаком высшего

Технология и изобразительное искусство играют особую роль в начальном образовании.

На уроках ученикам дается творческое задание — это изучение произведений искусства, подбор...

Формирование творчества дошкольников средствами...

Изобразительное искусство — это введение детей в мир творчества, взаимосвязанных с

В творческой деятельности ребенок открывает для себя что-то новое, обнаруживает свое

Относительно объективной природы художественного творчества ребенка, то современная...

Организация внеклассной работы по изобразительному...

Внеклассная работа по изобразительному искусству должна протекать в атмосфере художественной школы, где учащиеся будут рисовать на мольбертах, устраивать выставки своих работ, беседовать на темы искусства и тем самым развивать свои творческие способности.

Методы обучения декоративной живописи на занятиях со...

Декоративно-прикладное искусство обычно определяют как сферу человеческой деятельности, направленную на получение, обоснование и систематизацию истинного знания о красоте мира, которую каждому необходимо усвоить с ранних лет обучения.

Использование креативных методов на уроках изобразительного...

Все методы изложенные ранее очень новые и необычные, их существует большое множество.

Применение данного метода уже существует на уроках изо, например при создании

В процессе воспитания учащихся на уроках изобразительного искусства...

Стратегия и тактика культурного развития личности на уроках...

Но показа на уроках изобразительного искусства объектов реальности недостаточно для активизации

Знакомя детей с основами изобразительной грамоты, обогащая их знанием

декоративно-прикладное искусство, многоуровневая аппликация, народное творчество, вид...

Задать вопрос