Педагогика: воспитательная деятельность педагога | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 31 августа, печатный экземпляр отправим 4 сентября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Вопросы воспитания

Опубликовано в Школьная педагогика №2 (15) июль 2019

Дата публикации: 20.05.2019

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Нерсисян Л. Р. Педагогика: воспитательная деятельность педагога // Школьная педагогика. — 2019. — №2. — С. 1-4. — URL https://moluch.ru/th/2/archive/129/4203/ (дата обращения: 18.08.2019).



Воспитательная система существует как педагогический феномен и имеет следующую структуру: цели, выраженные в исходной концепции; деятельность, обеспечивающая ее реализацию; субъекты деятельности, ее организующие и в ней участвующие; рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъекты в некоторую общность; среда системы, освоенная субъектом, и управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.

Человек, Семья, Труд, Знание, Культура, Отечество, Земля, Мир — определяющие главные содержательные направления воспитательной деятельности педагогов.

Ключевые слова: воспитательная, педагогическому, воспитания, школьников, обучения, освоенная, этикета, результат.

Педагогика (от греч. paidagogike детоводство) — это наука, изучающая процесс обучения и воспитания личности. В качестве предмета педагогики традиционно было принято считать обучение и воспитание как подготовку ребенка и молодого человека к жизни. Предметом педагогики выступает разработка методических средств, правил и приемов учебно-воспитательной деятельности.

Теоретический аспект педагогики как действительно научной дисциплины заключается в том, что обучение и воспитание не выступает отдельной автономной деятельностью, а является составной частью системы средств подготовки подрастающего поколения к жизни, развития у него необходимых общественных свойств и качеств.

Педагогика исследует проблемы изучения сущности и закономерностей развития и формирования мышления и личности человека. Предмет педагогики содержит также определение целей обучения и воспитания и содержание учебно-воспитательного процесса в детских учреждениях, средней и высшей школе, в процессе организации и проведения последипломного обучения. Таким образом, предметом педагогики является исследование сущности развития и формирования мышления и личностных свойств человека и разработка на этой основе теории и методики обучения и воспитания как специально организованного учебно-воспитательного процесса.

Цель воспитания — ключевая категория педагогической науки. Ее выявление, формулировка, разработка — центральный момент создания педагогической концепции.

Цель и мотив — сущностные элементы человеческой деятельности. Без цели нет деятельности. И без мотива целевая активность остается в рамках элементарного действия.

Целью профессиональной деятельности педагога по организации воспитания является цель воспитания.

Цель определяет содержание воспитательного процесса, цель обусловливает воспитательный результат; цель служит критерием оценки профессиональной деятельности педагога; и цель является постоянным объектом осмысления, к которому неизменно возвращается сознание педагога.

Целеполагание — это система профессионального осмысления объективной социально-психологической и культурологической необходимости некоторого уровня развития личности современного человека, способного жить в контексте современной культуры и творить жизнь; это поиск максимально точной формулировки общего идеального образа такого человека; это аналитическая оценка природы детства, сущности развития личности и природы индивидуальности как условий, допускающих принятие цели воспитания; это система анализа конкретных обстоятельств, в которых находится конкретный ребенок, и соотнесение их с содержанием и поставленной цели воспитания.

Целеобразование входит в деятельность учителя, вузовского преподавателя как неотъемлемая часть его профессионального труда. Чтобы уяснить его как компонент учительского профессионализма, по мнению профессора И. П. Раченко, студенту надлежит освоить такие истины, как научный смысл проблемы целеполагания, сущность целеобразования, место и значение цели в структуре педагогической деятельности, классификацию целей по различным основаниям.

Человек формируется на протяжении всей своей жизни в зависимости от объективных и субъективных условий его онтогенеза. Но поскольку педагогические системы (дошкольная, школьная, послешкольная) имеют определенные хронологические границы, на которых фиксируются уровни и качество сформированности личности, можно говорить и об относительно конечных результатах обученности и воспитанности на этапах. Цель — исходный момент, первый элемент профессиональной деятельности педагога.

Достижение цели происходит не прямым путем, а через решение системы задач.

Задача — это ступень в общем движении к цели, это частичное достижение результата деятельности, без которого не достигается общий желаемый результат.

Задача — часть цели, ее составная, ее слагаемое. Однако выполнение задачи должно совершаться в контексте цели, несмотря на то, что акт выполнения задачи автономен, как бы существует сам по себе. Например, педагог, обучая детей правилам этикета, ни в коем случае не может упустить контекста цели; достойный человек — это «homo moralis», умеющий быть всегда ориентированным на другого человека.

Сохраняя контекст общей цели деятельности, педагог попадает в удивительное поле постоянных преобразований цели в задачи, задачи в цели. Поэтому в педагогической практике бытует недоумение: что именно является целью? что есть задача?

Если сохраняется контекст цели воспитания, то все, что выдвигает и решает педагог, квалифицируется как задача. Как только общий целевой контекст исключен и педагог работает и мыслит в узком контексте одной задачи, то именно эта задача приобретает значение цели и обретает свои необходимые задачи.

Поэтому в педагогическом лексиконе мы встречаемся как с формулировкой «цель и задачи воспитания», так и с формулировкой «цели и задачи воспитания».

Движение начинается с постановки цели. Цель — это представление о результате. Ставя перед собой цель, человек представляет себе, какой результат он намерен получить, каким будет этот результат. Чтобы получить реальный результат, необходимо применить определенные средства.

Осознанная цель задает импульс деятельности. Осознание высокой и благородной цели мобилизует все творческие силы человека. Достижение цели порождает глубокое удовлетворение, составляющее основу человеческого счастья, в том числе профессионального.

Разбиение цели воспитания на задачи может совершаться разными путями. Путь социально-психологический выявляет три задачи воспитания: оснастить ребенка широкими знаниями о мире, оснастить его умениями взаимодействовать с миром, сформировать систему ценностей и ценностных отношений к миру. Путь индивидуального становления личности ребенка указывает на другой вариант задач: формирование способности жить по социально-культурным нормам, формирование способности выполнять роль человека, формирование способности вступать в социальные отношения, формирование образа достойной жизни, формирование жизненной позиции и способности регулировать содержание своей жизни. Если посмотреть на выдвинутую цель воспитания в ракурсе функций современного человека, то другая совокупность задач предстанет перед нами: готовить к труду жизни, готовить к семейной жизни, готовить к свободному досугу, готовить к творческому самовыражению. Понятно, что от ракурса рассмотрения цели зависит процесс определения задач. При условии высокого уровня профессионализма выявление круга воспитательных задач может быть предоставлено педагогическому коллективу отдельного воспитательного учреждения.

«Воспитательная система есть целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания (цели, субъекты, их деятель-ность, общение, отношения, материальная база) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат.

Воспитательными системами обладают те школы как целостности, которые создают условия социальной защищенности, психологической комфортности воспитанника и педагога, обеспечивают возможность их личностного роста и самореализации, этим они решают главную задачу педагогики — управление развитием ребенка.

Воспитывать — значит организовывать деятельность детей. Деятельность есть форма реализации активности человека. Только в деятельности возможно развитие, а, следовательно, воспитание ребенка.

Воспитательная система существует как педагогический феномен и имеет следующую структуру: цели, выраженные в исходной концепции; деятельность, обеспечивающая ее реализацию; субъекты деятельности, ее организующие и в ней участвующие; рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъекты в некоторую общность; среда системы, освоенная субъектом, и управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.

Человек, Семья, Труд, Знание, Культура, Отечество, Земля, Мир — определяющие главные содержательные направления воспитательной деятельности педагогов.

Любая воспитательная система является единством не только общего и особенного, но и единичного — того специфического, что свойственно конкретному учреждению с данным составом педагогов и школьников, с окружающей его средой». Отсюда следует, что в каждой школе, в зависимости от условий, в которых она функционирует, может и должна быть собственная, уникальная, адекватная условиям воспитательная система.

Литература:

  1. Вигман С. Л. Педагогика в вопросах и ответах — М.: Проспект, 2005.
  2. Бордовский Г. А. Реан А. А. Педагогика. — Питер, 2000.
  3. Погодаев В. И. Настольная книга учителя физической культуры. 2е изд., перераб. и доп. — М.: Физкультура и спорт, 2000.
  4. Воспитание индивидуальности/Под ред.Е. Н. Степанова.-М.: Творческий центр,2005–218с
  5. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий. — СПб.: Изд-во «Каро», 2002. — 290 с.
  6. Стратегии жизни в современных условиях (образование, профессия, карьера)/Учебное пособие для 10–11 кл. средней школы. Под ред. И. Т. Михайлова.- СПб.: Союз, 2004.–215 с.
  7. Ушаков Г. А. Некоторые аспекты совершенствования современной системы образования/ Вестник Удмуртского университета. Серия «Психология и педагогика».-2003. — С.181–184.

Ключевые слова

обучения, результат, воспитания, воспитательная, педагогическому, школьников, освоенная, этикета
Задать вопрос