Программа школьного образовательного лагеря по естествознанию «Робинзон»
Автор: Намёткина Светлана Александровна
Рубрика: Внеучебная работа
Опубликовано в Школьная педагогика №1 (14) март 2019 г.
Дата публикации: 03.03.2019
Статья просмотрена: 178 раз
Библиографическое описание:
Намёткина, С. А. Программа школьного образовательного лагеря по естествознанию «Робинзон» / С. А. Намёткина. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2019. — № 1 (14). — С. 44-46. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/116/4001/ (дата обращения: 16.11.2024).
Организация летних школьных лагерей важная часть воспитательной работы школы. Программа этого лагеря для учащихся 5–6-х классов, которые начали изучать курс «Основы естественно-научных исследований» (далее ОЕНИ) учителя физики Е. И. Африной. [1] Группа педагогов разработала программу и провела в рамках летнего лагеря дневного пребывания естественно-научную образовательную смену. В основу содержания программы была положена книга Д.Дефо «Робинзон Крузо» [2] и педагогические технологии: игровая педагогика, технология осознанного чтения, технология «невмешательства».
Изученный во внеурочной деятельности курс ОЕНИ дал учащимся необходимые навыки наблюдения, исследовательской и проектной деятельности, научил вести лабораторный журнал и представлять результаты своих исследований, изготавливать простейшие приборы из подручных материалов. Книга о Робинзоне дала возможность создания сквозной легенды, которая мотивировала ребят на исследование и выполнение различных проектных задач.
Программа смены позволила участникам проявить себя индивидуально и в группе, приложить свои знания и полученные умения, показать публично достигнутый результат. Деятельность участников направлена на решение интересной для них проблемы. Результат этой деятельности — носит практический характер, и значим для участников образовательной смены (детей, педагогов, родителей). В каждом конкретном случае это решение имеет собственное неповторимое воплощение. Этим воплощением является «конечный продукт», который создается участниками в ходе работы и становится средством решения проблемы.
Цель программы: способствовать формированию, развитию умений и навыков учащихся для решения практических задач, используя игровую педагогику.
Задачи: ранняя профориентация учащихся; возможность раскрытия творческого потенциала учащихся; развитие коммуникативных навыков; овладение методами естественно-научных исследований.
Формирование команды началось с тренинга командообразования. За каждой командой закрепили куратора (учителя), у которого была особенная роль. Куратор вручал легенду станции и пакет с заданиями и наблюдал за ходом событий, в экстренных случаях направляя действие команды в нужное русло. В его обязанности входило ежедневное подведение итогов дня и проведение рефлексии в команде.
В первый день лагерной смены ребята посмотрели отрывок из фильма «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», о том, как герой оказался на необитаемом острове. Это позволило ввести их в игру и познакомить с легендой. Согласно легенде юные исследователи, «оказались» на необитаемом острове.
Каждый день на станции начинался с чтения, соответствующего отрывка (в соответствии с тематикой станции) из книги о Робинзоне Крузо. Ребята читали вслух и по очереди, это дало возможность выявить и поощрять лучших чтецов. Затем они читали легенду и задание.
На следующем этапе составляли карту понятий, чтобы выявить и визуализировать свои знания по данной теме. В галерее разместили и символическую карту «необитаемого» острова, на котором оказались участники. На карте были отмечены все станции, которые предстояло пройти каждой команде.
В журнале «исследователя» каждая команда записывала ежедневный отчет, в котором описывались все этапы работы, все возникшие проблемы и способы их преодоления, проведенные эксперименты и наблюдения. В течение всей лагерной смены каждая команда вела «Летопись» (рулон обоев), куда записывала каждый день наиболее яркие и значимые события.
Большое значение приобретает в образовательной смене оценка достижений конкретного ученика. Оценка успешности учащихся на лагерной смене была многоаспектной и преследовала в первую очередь цели мотивационные и развивающие. Во второй день лагерной смены ребята посмотрели и обсудили отрывок из фильма, когда Робинзон находит зерна пшеницы в мешке и засевает поле, чтобы получить хлеб. Ребята заготовили и раскрасили в различных оформительских техниках «колоски», вырезанные по шаблону. Символические «колоски» стали символом победы над трудностями и желанной наградой. По итогам дня во время рефлексии учащиеся сами решали кто и за что сегодня заслужил «колосок». Именные «колоски» вручались после рефлексии на общей линейке, а затем ими «засаживали «поле Робинзона». Все очень старались получить «именной колосок» и радовались награде. В последний день лагерной смены была организована выставка в форме стендовой защиты. На неё были приглашены учителя, родители, друзья и ребята из другой смены.
План лагерной смены:
1 день Командообразование, тренинг знакомства.
2 день Закладка огорода, подготовка именных «колосков» для награждения.
3–12 день Работа на станциях. Каждая команда проходит все станции.
13 день Образовательная игра «Поиски клада», подготовка к выставке.
14 день Стендовая защита проектов каждой командой, процедура награждения.
По окончании смены был проведён опрос участников лагеря. Ребята писали в отзывах, что на следующий год они очень хотят попасть в такой лагерь. О том, что смена была успешной, можно было судить и по огромному количеству гостей, которые пришли на выставку. Значимым было большое количество родителей, которые в будний рабочий день смогли посетить выставку.
С каждым днём ребятам становилось всё легче справляться с заданиями. Предлагаемые ими решения задач становились более разнообразными и интересными. Кураторам на некоторых станциях со временем пришлось усложнять и корректировать задания. Например, на станции «Дневник Робинзона» им необходимо было сделать чернила из овощей и написать письмо о помощи, запечатав его в бутылку. На станции был сундучок, в нем собраны различные предметы, которые могут пригодиться для выполнения заданий. В первые дни там лежала тёрка для натирания овощей, а затем её убрали. Но ребята, проявив изобретательность, прекрасно справились. Они мелко нарезали овощи и самодельным пестиком толкли их в чашке, а затем отжимали сок.
Станция «Дневник Робинзона».
Даниель Дефо «Приключения Робинзона Крузо», прочитать часть главы 8 (что касается календаря и дневника). Проанализировать его действия по воплощению идеи. Как и чем вёл свои записи Робинзон? Нашёл ли он замену чернилам? Почему? Как сделал календарь Робинзон? Из какого материала? Почему он не стал использовать бумагу? Прочитайте «Легенду». Вы начали вести свой дневник и заполняете его каждый день.
Всё своё имущество я перенёс в пещеру. Со временем я натесал длинных досок и приладил несколько полок, одну над другой. На одну полку я сложил инструменты, гвозди, а на другую чернила, сложил всю имеющуюся у меня бумагу, линзы от пенсне, лупу, нож и другие мелочи.
Ранним утром я проснулся от странного шума, который доносился из моего склада. Набравшись смелости, заглянул в склад. Я, плохо закрыл вход, и мартышки воспользовались моей беспечностью. Циничные животные пробрались внутрь и устроили настоящий погром. В результате баночка с чернилами была разбита, все пишущие инструменты были ими захвачены, испорченной и разорванной оказалась почти вся бумага для записей. Как только мартышки меня увидели, то предпочли бежать.
Я всё время думал о том, как покинуть остров, мне хотелось сообщить миру: «Я здесь, я жив!» Но как это сделать я не знал. Пока меня не осенила идея — послать письмо в бутылке. Шансов, что его найдут мало, но они есть! И я решил воплотить её в жизнь.
Задание 1: Составить карту понятий по теме.
Задание 2: Записи для любого исследователя очень важны! Предложите свои варианты замены чернил. Подумайте, как и чем Вы можете написать письмо с просьбой о помощи. Продумайте текст письма, напишите его, не используя ручки и карандаши. Не забудьте, что ваше письмо в бутылке не должно намокнуть, продумайте как запечатать письмо так, чтобы вода его не повредила.
Задание 3: Выполните задания в Журнале исследователя: подготовьте необходимые материалы, распределите обязанности, в процессе работы фотографируйте, записывайте этапы реализации проекта, ведите летопись и журнал исследователя на этой станции, напишите письмо и запечатайте бутылку.
Вопрос-задание |
Рисунок |
Ответ |
|
Предложите способы получения сока из овощей |
|||
Придумайте способ отвесить по 100 г чистых овощей: картофеля, моркови, свёклы |
Зарисуйте полученный прибор |
Опишите способ взвешивания |
|
Предложите способ определения объёма сока, полученного из овощей |
Используемые материалы |
Опишите способ определения объёма |
|
Заполните таблицу |
Овощи |
Мелкая тёрка |
Крупная тёрка из |
из 100 г овощей Количество сока, мл |
|||
Картофель |
|||
Морковь |
|||
Свёкла |
|||
Соки, каких овощей лучше подходят для письма? Ответ подтвердите |
|||
Опишите ваш способ нанесения надписи соком овощей |
|||
Какие овощи наиболее эффективно использовать для нанесения надписи, почему? |
|||
Продумайте способ запечатать бутылку с письмом, опишите его. Проверьте на водопроницаемость. Опишите результат. |
|||
Литература:
- Африна Е. И. Материалы курса «ОЕНИ». http://www.internetclass.ru
- Д.Дефо «Робинзон Крузо»