Конспект урока литературы (по рассказу В. Шукшина «Космос, нервная система и шмат сала») | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 сентября, печатный экземпляр отправим 11 сентября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин

Опубликовано в Школьная педагогика №1 (14) март 2019 г.

Дата публикации: 18.02.2019

Статья просмотрена: 402 раза

Библиографическое описание:

Овчинникова С. А. Конспект урока литературы (по рассказу В. Шукшина «Космос, нервная система и шмат сала») // Школьная педагогика. — 2019. — №1. — С. 29-32. — URL https://moluch.ru/th/2/archive/116/3957/ (дата обращения: 25.08.2019).



Предмет: литература

Класс: 7

Тема: «А чем плохо на телеге?» (по рассказу В. М. Шукшина «Космос, нервная система и шмат сала»)

Цель урока:

– знакомство учащихся с биографией В. М. Шукшина;

– определение роли автора и его творчества в русской и мировой культуре;

– знакомство с рассказом «Космос, нервная система и шмат сала».

Задачи урока:

– осветить факты биографии В. М. Шукшина, особенности его творчества;

– привлечь внимание учащихся к творчеству писателя;

– провести анализ рассказа, вызвать у учащихся желание задуматься о назначении жизни человека, о ценностях истинных и мнимых;

– определить особенности уникального стиля В. М. Шукшина;

– выявить характерные черты шукшинского рассказа.

Методические формы и приемы, используемые на уроке:

высказывания выдающихся людей, относящихся к теме урока; заголовок-вопрос; сравнение и аналогия; фишбоун; игра «Ромашка»; ассоциативные гипотезы; метод наглядности; аналитическая работа с текстом; дифференцированное домашнее задание.

Формы работы:

Индивидуальная, фронтальная, работа в паре.

Компьютерные технологии:

ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Ход урока.

  1. Здравствуйте, ребята.

Сегодня на уроке нам предстоит знакомство удивительно талантливым человеком, поистине уникальным явлением в русской литературе и культуре нашего народа.

  1. Прошу вас обратить внимание на экран. Здесь представлены иллюстрации: часть из них — портреты известных писателей, поэтов; остальные — фото мест, которые так или иначе связаны с ними.

Попробуйте вспомнить фамилии этих выдающихся людей, факты из их биографии и сопоставьте портреты с изображением местности (на доске они представлены в случайном порядке).


Картинки по запросу пушкин

(А. С. Пушкин)

Похожее изображение

(М. Ю. Лермонтов)

Картинки по запросу чехов

(А. П. Чехов)

Картинки по запросу шукшин

(В. М. Шукшин)

Картинки по запросу царское село

(Царское Село)

Похожее изображение

(горы Кавказа)

Картинки по запросу имение чехова

(Дом-музей в Мелихово)

Картинки по запросу алтай

(Алтайский край)

Рис. 1


Учащиеся достаточно легко сопоставляют изображение Царского Села и

А. С. Пушкина, вспоминают образ маленького Мишеля (Лермонтова) и бескрайний простор горячо любимого Кавказа, а также свежи в памяти образы А. Чехова (сравнительно недавно рассматриваемого на уроках литературы) и его знаменитой усадьбы.

Какое фото осталось без внимания? (Учащиеся указывают на портрет В. Шукшина)

А что за просторы открываются на последнем изображении? (Ребята отмечают красоту горных вершин, прозрачной реки, изумрудного леса. Возможно, кто-то догадается, что это виды Алтая).

Итак, давайте знакомиться. В центре нашего внимания сегодня — творческая личность Василия Макаровича Шукшина. (Инициалы и фамилия автора фиксируется в тетрадях).

  1. Скажите, что мы обычно узнаём, когда встречаемся с тем или иным автором впервые?

(Его биографию, названия произведений, темы, которые он затрагивал в своем творчестве).

Мы пойдем проверенным путем и как обычно начнем с биографии. Вот только сегодня вы будете представлять её вместе со мной, как самые настоящие исследователи. Готовы?

(Примеч.: цитаты, включенные в биографические сведения, выводятся на экран).

Автор родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Алтайского края. Окончил семилетнюю школу в 1943 году, поступил в Бийский автомобильный техникум. Однако вынужден был прекратить обучение. Сколько лет было тогда будущему писателю, ребята? (13 лет). Таким же, как вы сейчас. Он стал настоящим кормильцем семьи, главным мужчиной в доме, ведь время было непростое, нужно было зарабатывать деньги. Через три года он покидает родное село. [1, с.263–264]

«...проводила меня за село…села на землю и заплакала. Я понимал, ей больно и тоже страшно, но еще больней, видно, смотреть… на голодных детей», — это цитата из воспоминаний самого В. Шукшина. Как вы думаете, о ком речь? (О матери). [4]

Вы правы. Мама оказала большое влияние на развитие творческих способностей и талантов автора. По словам известного писателя и главного редактора журнала «Новый мир» С. П. Залыгина, она «оставалась человеком небольшой грамотности, но душа ее была развита и сильна сама по себе, от природы и своего народа. Она была чуткой к слову, к песне, картине, любому искусству, и не только чуткой, но и способной к нему». [3, с. 170]

Несмотря ни на что, Шукшин всегда отличался тягой к знаниям, к новому. Кем только ни приходилось ему работать: строителем, разнорабочим, слесарем, маляром, грузчиком, срочником на флоте. Как такое отношение к жизни и труду характеризует писателя? (Он был разносторонне развит, получил большой опыт в разных сферах жизни и труда, был мастером на все руки и т. п.) Как вы думаете, чем следует заниматься человеку, накопившему достаточный жизненный опыт и знания? (Делиться им с окружающими). Верно. А кто этим занимается? (Учителя).

«Одно время я был учителем сельской школы для взрослых. Учитель я был, честно говоря, неважнецкий (без специального образования, без опыта), но не могу и теперь забыть, как хорошо, благодарно смотрели на меня наработавшиеся за день парни и девушки, когда мне удавалось рассказать им что-нибудь важное, интересное и интересно… Я любил их в такие минуты. И в глубине души не без гордости и счастья верил: вот теперь, в эти минуты, я делаю настоящее, хорошее дело. Жалко, мало у нас в жизни таких минут. Из них составляется счастье», — признавался Шукшин. [4]

Новая жизнь началась, когда он поступил во ВГИК. С 1957 года Шукшин начал сниматься в кино, а с 1958 года в печати стали регулярно выходить его произведения. Они были разными: рассказы, напоминающие пословицы своим лаконизмом и остротой образов; романы, в том числе и модные «сибирские семейные романы поколений». Но самое интересное, что вы можете увидеть Шукшина в роли актера достаточно известных кинофильмов: «Калина красная», «Печки-лавочки» и др. [1, с. 263–264]

Подводя итог услышанному, попробуйте нарисовать словесный портрет личности писателя.

  1. Без чего не может существовать писатель? (Без произведений).

А потому мы с вами продолжаем и обращаемся к рассказу, представленному в ваших учебниках. Он называется «Космос, нервная система и шмат сала».

– Что интересного вы заметили уже в самом названии рассказа? (Оно кажется каким-то непривычным/длинным/непохожим на обычные названия).

– А давайте попробуем подключить ваше воображение и прибегнуть к миру ассоциаций. Символом чего может служить космос? (Жизни, разума, Вселенной, мистики, путешествий, знаний и проч.) нервная система? (науки, анатомии/биологии, человеческого организма) шмат сала? (еда)

В каких отношениях находятся эти понятия: родственных или противоречивых? (Противоречивых). Что и чему противопоставляется в этом рассказе и соответствует ли ему название? (Да, соответствует. Так как все эти образы встречаются в тексте. А еще главные герои всё время спорят, у них разные взгляды на жизнь).

Дома вы познакомились с текстом. Давайте отметим черты, которые заметно отличают этот рассказ от других.

1) Сколько героев представлено в рассказе? (Всего двое).

2) Какова временная протяженность действия, происходящего в рассказе? (Один вечер).

3) На чём держится сюжет произведения, а чего он лишен? (По большому счёту сюжет — это диалог героев, зато в тексте нет пейзажных зарисовок, длинных описаний). О чем это говорит? (Для автора большей ценностью обладает предмет разговора, а не что-то другое).

4) Можете ли вы представить себе героев? Нарисовать их? Описать? (Да). Но ведь в рассказе нет ни слова о портретных характеристиках персонажей. Как же автору удается передать особенности образов своих героев? (С помощью их речи: реплики старика изобилуют просторечиями, бранными словечками, а речь мальчика полна терминов, даже иностранных фраз, он старается говорить правильно, как завещает наука).

Обратите внимание на тему урока (на доске; фиксируется в тетрадях). Кому принадлежат эти слова? (Науму Евстигнеевичу)

– Давайте подумаем, чему соответствует образ телеги, что символизирует? (Старый жизненный уклад, вековые традиции и в то же время неграмотность, ограниченность, «приземлённость» героя). Какой образ антонимичен телеге, и чему соответствует он? («ираплан» = аэроплан, который в понимании старика является непременным символом прогресса, современности).

Итак, какова же тема произведения? (Столкновение различных взглядов, спор героев).

Чтобы лучше разобраться с предметом их спора, предлагаю обратиться к методу под названием «фишбоун» (примеч.: если класс работает с ним впервые следует объяснить правила). Для этого вы должны обратиться к тексту, а чтобы работа шла быстрее и продуктивнее, предлагаю вам объединиться в пары с соседом по парте.

(Работа оформляется в тетради или на карточках).

https://arhivurokov.ru/multiurok/e/b/a/eba245edd233b7056c52c82a4f87aa22096ccade/fishboun-priiom-kritichieskogho-myshlieniia-na-sta_1.jpeg

Рис. 2

Проблема (проблемный вопрос): почему спорят герои?

Причины: разный возраст; Юрка уже 8 лет как обучается разным наукам, а Наум Евстигнеевич не имеет образования; мальчик стремится к достижению благородной цели — стать хирургом, а главное развлечение старика — пьянство и лежка на печи.

Факты: доводы Наума Евстигнеевича строятся на жизненном опыте деревенского мужика, а Юркины — на научном опыте; образование, наука облегчают жизнь людей, даже самых простых (у старика в доме есть радио); прогресс в медицине, развитие космоса вызывают интерес даже у равнодушного старика.

– Вспомните, ребята, чья личность особенно увлекла и поразила Наума Евстигнеевича? (Павлова).

– Как вы думаете почему? (Он проникся к нему сочувствием, разглядел в ученом простого=смертного человека, возможно, почувствовал с ним некоторую связь. Ведь недаром старик спросил Юрку о том, были ли у исследователя дети).

– Отчего он задал последний вопрос? (Наум Е. тосковал по собственным детям, которые жили в городе и редко навещали отца. От этого он и казался строгим, вредным и жадным).

– Но был ли на самом деле Наум Евстигнеевич так жаден и строг? Что произошло в финале рассказа? (Он принёс Юрке шмат сала, чтобы тот перекусил).

– А почему? (Раньше старик видел в нем ребенка, а теперь зауважал).

  1. Ребята, на слайде изображена ромашка, каждый лепесток которой содержит литературный термин, так или иначе относящийся к теме сегодняшнего урока. «Сорвите» те лепестки, на которых представлен хорошо известное вам понятие, дайте его определение (устно), а неизвестные запишем в тетради.

(Экспозиция — предшествующая завязке часть сюжета; трагикомедия — произведение, обладающее признаками как комедии, так и трагедии; открытый финал — концовка художественного произведения, которая не дает однозначный ответ о судьбе героев, оставляя возможность читателю сделать собственный вывод; юмор — вид комического, в котором пороки осмеиваются не беспощадно, как в сатире, а доброжелательно подчеркиваются недостатки и слабости человека или явления, напоминая о том, что они часто лишь продолжение или изнанка наших достоинств; диалог — это вид прямой речи, представляющий собой разговор двух или более лиц).

Рис. 3

  1. Подведём итоги.

Тонкий психолог, Шукшин умело передает все оттенки душевных движений старика, обнажая все его нехитрые пороки и достоинства. Евстигнеевич малограмотен и испытывает огромный интерес к Юркиным занятиям. Его интересуют вопросы веры, астрономии, физиологии. Старик, загораясь интересом, обнаруживает всю свою искренность, простоту, безыскусность, что и делает его образ привлекательным. Он, несмотря на возраст, вступает в горячие споры с Юркой, веря и не веря ему одновременно, относясь к его рассказам с подозрением и в то же время радуясь тем новшествам науки, о которых так легко рассказывает восьмиклассник. Юрка приоткрывает старику такие стороны жизни, о которых старик и не знал. И это касается не только науки, но и жизненных ценностей.

  1. Оценка работы учащихся.
  2. Дифференцированное домашнее задание:
  1. Написать сочинение-размышление на тему: «В споре рождается истина?»
  2. Придумать продолжение рассказа — как сложились отношения и судьбы главных героев в дальнейшем.

Литература:

  1. Б. А. Ланин, Л. Ю. Устинова, В. М. Шамчикова Литература: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций.- М.: Вентана-Граф, 2016: в 2 ч.; под ред. Б. А. Ланина
  2. Литература: 7 класс: методические рекомендации/ Б. А. Ланин, Л. Ю. Устинова, В. М. Шамчикова.- М.: Вентана-Граф, 2016. — 240с.
  3. Залыгин С. Критика и публицистика. — М.: 1987.
  4. http://www.host2k.ru/library/vasiliy-shukshin-veschee-slovo3.html
Основные термины (генерируются автоматически): рассказ, нервная система, Алтайский край, Пушкин, Лермонтов, жизнь, дифференцированное домашнее задание, герой, время, шмат сала.

Похожие статьи

Печорин — вечный герой нашего времени | Статья в журнале...

Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля… В. Г. Белинский. Творчество великого русского поэта М. Ю. Лермонтова, проникнуто призывом к свободе и счастью, к борьбе за раскрепощение человека...

Фольклорная и литературная традиции в сказке... | Молодой ученый

Сказка — это «один из жанров устного народнопоэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое

Образ центрального героя одинаков везде. Это бедный певец — ашыг, скитающийся из края в край, из страны в страну в надежде приобрести состояние.

Тема духовного опыта детства в произведениях Владимира...

История литературной жизни нашего Вятского края содержательна и интересна.

Особое место в творчестве В.Н. Крупина занимает тема детства, которая играет определяющую роль: «Детство – главное время нашей жизни.

Мифологическое начало в притче Чингиза Айтматова...

Многие произведения писателя тесно связаны с мифологией, т.е. с легендами народов, населявших огромные просторы степей, через них автор как бы предупреждал своего читателя о совершаемом, о поступках тех, кто ни с чем не считается в достижении своих целей.

Изучение надежности работы водителя в России и за рубежом

История становления транспортной психологии показывает, что практические задачи в ней ставились раньше научных.

Тогда еще не было как таковой системы в деятельности транспортных психологов, были лишь некоторые практические работы отдельных специалистов.

Уровневая дифференциация на уроках литературы — путь...

При изучении эпических произведений дифференцированные задания могут быть направлены как на исследование

Так, при изучении поэмы «Цыганы» А. С. Пушкина вопросы и задания минимального и среднего уровня можно ориентировать на развитие устной речи и...

Овчинникова Сабина Азеровна — Информация об авторе

Конспект урока литературы (по рассказу В. Шукшина «Космос, нервная система и шмат сала»). Школьная педагогика №1 (14) март 2019 г. Авторы: Овчинникова Сабина Азеровна. Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин. Страницы

Созвучие эпох: «Божественная комедия» Данте и роман Т. Толстой...

Герою романа Бенедикту не только пошел «третий десяток», но и стоит он перед началом

В романе «Кысь» наставником Бенедикта должен стать А. Пушкин – гениальный русский поэт.

Гайсина А.К. Время в художественном произведении: На материале произведения Т...

Музыкальность Лермонтова | Статья в журнале «Молодой ученый»

На последнем году жизни поэт положил на музыку свою «Казачью колыбельную песню», но ноты до нас не дошли. В переписке поэта с А. М. Верещагиной упоминаются музыкальные импровизации поэта и его проект какого-то музыкального произведения.

Похожие статьи

Печорин — вечный герой нашего времени | Статья в журнале...

Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля… В. Г. Белинский. Творчество великого русского поэта М. Ю. Лермонтова, проникнуто призывом к свободе и счастью, к борьбе за раскрепощение человека...

Фольклорная и литературная традиции в сказке... | Молодой ученый

Сказка — это «один из жанров устного народнопоэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое

Образ центрального героя одинаков везде. Это бедный певец — ашыг, скитающийся из края в край, из страны в страну в надежде приобрести состояние.

Тема духовного опыта детства в произведениях Владимира...

История литературной жизни нашего Вятского края содержательна и интересна.

Особое место в творчестве В.Н. Крупина занимает тема детства, которая играет определяющую роль: «Детство – главное время нашей жизни.

Мифологическое начало в притче Чингиза Айтматова...

Многие произведения писателя тесно связаны с мифологией, т.е. с легендами народов, населявших огромные просторы степей, через них автор как бы предупреждал своего читателя о совершаемом, о поступках тех, кто ни с чем не считается в достижении своих целей.

Изучение надежности работы водителя в России и за рубежом

История становления транспортной психологии показывает, что практические задачи в ней ставились раньше научных.

Тогда еще не было как таковой системы в деятельности транспортных психологов, были лишь некоторые практические работы отдельных специалистов.

Уровневая дифференциация на уроках литературы — путь...

При изучении эпических произведений дифференцированные задания могут быть направлены как на исследование

Так, при изучении поэмы «Цыганы» А. С. Пушкина вопросы и задания минимального и среднего уровня можно ориентировать на развитие устной речи и...

Овчинникова Сабина Азеровна — Информация об авторе

Конспект урока литературы (по рассказу В. Шукшина «Космос, нервная система и шмат сала»). Школьная педагогика №1 (14) март 2019 г. Авторы: Овчинникова Сабина Азеровна. Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин. Страницы

Созвучие эпох: «Божественная комедия» Данте и роман Т. Толстой...

Герою романа Бенедикту не только пошел «третий десяток», но и стоит он перед началом

В романе «Кысь» наставником Бенедикта должен стать А. Пушкин – гениальный русский поэт.

Гайсина А.К. Время в художественном произведении: На материале произведения Т...

Музыкальность Лермонтова | Статья в журнале «Молодой ученый»

На последнем году жизни поэт положил на музыку свою «Казачью колыбельную песню», но ноты до нас не дошли. В переписке поэта с А. М. Верещагиной упоминаются музыкальные импровизации поэта и его проект какого-то музыкального произведения.

Задать вопрос