«Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Образ природы в сказке-были. Внеклассное мероприятие, посвящённое 145-летию со дня рождения М. М. Пришвина | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 октября, печатный экземпляр отправим 9 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин

Опубликовано в Школьная педагогика №3 (13) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 30.10.2018

Статья просмотрена: 252 раза

Библиографическое описание:

Русанова Н. В. «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Образ природы в сказке-были. Внеклассное мероприятие, посвящённое 145-летию со дня рождения М. М. Пришвина // Школьная педагогика. — 2018. — №3. — С. 33-35. — URL https://moluch.ru/th/2/archive/104/3620/ (дата обращения: 23.09.2019).



«Где согласие и лад — там дело клад»

В последнее время усиленно говорят о метапредметных связях в обучении и интегрированных уроках в школе. Метапредметность занимает далеко не последнее место в процессе обучения. Чтобы урок был интересным, а процесс обучения нескучным, можно не делить знания по отдельным предметам, а использовать их в сумме, давая ребёнку возможность творить и удивлять. Пересечение знаний из разных предметов положительно влияет на память, развивает воображение и креативность, а возможность действовать — сознание. На данном внеклассном мероприятии мы попытались это показать.

Цели и задачи.

  1. Познакомить учащихся с фактами биографии Пришвина.
  2. Раскрыть замысел писателя в сказке были через единство человека и природы.
  3. Развивать творческие способности учащихся, используя метапредметные связи.
  4. Воспитывать доброе отношение друг к другу, бережное отношение к природе.

Ход мероприятия.

Учитель: В 2018 году исполнилось 145 лет со дня рождения замечательного русского писателя М. М. Пришвина. Пришвин- один из своеобразнейших писателей. Он родился 23 января 1873 года недалеко от города Ельца Орловской губернии в купеческой семье.

Первый ученик: — отец у Пришвина умер рано, все заботы о семье взяла на себя мать, любовь к которой писатель сохранил до смерти.

Второй ученик: Пришвин вспоминал: “Мать вставала очень рано. Однажды я проснулся вместе с ней и она угостила меня чаем с молоком, который мне так понравился, что я каждый день стал вставать рано, чтобы напиться этого вкусного чаю. Повзрослев, я стал ходить на охоту. Моя охота была в находках. Нужно было найти такое, чего я ещё не видел и, может быть, ещё никто не видел. Хозяйство было большое, тропы бесчисленные…”.

Третий ученик: Пришвин обратился к будущим поколениям: “Мои молодые друзья! Мы — хозяева нашей природы, и она для нас — кладовая Солнца с великими сокровищами жизни”.

Четвёртый ученик: — Пришвин закончил гимназию, затем реальное училище в Тюмени, затем политехникум в Риге. Дальнейшее образование он получил за

границей в Лейпцигском университете. В Россию вернулся агрономом, но с широким общегуманитарным образованием. Он был знаком с известными русскими этнографами Шахматовым и Ончуковым.

Учитель: — Языковеды уговорили Пришвина поехать на север России, собирать народные сказания, поверья, пословицы и поговорки. В этот момент и решилась его судьба. Он согласился на уговоры и уехал на Онежское озеро.

Существует мнение, что у Пришвина нет учителей и предшественников. Это неверно. Учитель у Пришвина есть. Тот единственный учитель, которому обязана своей силой, глубиной и задушевностью русская литература. Этот учитель — русский народ. В произведениях Пришвина всё объединено человеком — беспокойным, думающим, человеком с открытой и смелой душой. Пришвин говорил: “Пишу о природе, а только о человеке и думаю”. Великая любовь Пришвина к природе родилась из его любви к человеку.

Пятый ученик: — Во время Великой Отечественной Войны М. М. Пришвин, несмотря на свои 70 лет, отказался от эвакуации и жил недалеко от Москвы, около старинного русского города Переславля-Залесского. В это трудное военное время со всей силой раскрылась перед ним духовная красота русского человека. Глубоко взволновала его судьба детей, особенно эвакуированных из Ленинграда. Вместе со всеми писатель стремился облегчить их сиротскую участь. И в нём крепла мысль осуществить свою давнишнюю мечту — написать современную сказку-быль.

Сегодня мы поговорим о книге Пришвина «Кладовая солнца».

Учитель: А что такое сказка-быль? Почему сказка-быль? (ответы учащихся)

“Содержание всякой сказки, — писал Пришвин, — это борьба героя с какими-нибудь представителями зла… и сказка в этом смысле — отражение общечеловеческой веры в победу добра над злом”. Сказка-быль «Кладовая солнца» и была выражением горячей веры писателя в победу добра и света. Она была написана вскоре после войны, в мае-июне 1945 года. В ней чувствуется дыхание войны, но она согрета радостными ощущениями победы.

Первый ученик: — В деревне осиротели двое детей — Настя и Митраша Весёлкины. О них рассказывает Пришвин в своей сказке-были. (Презентация)

“Настя была, как золотая курочка на высоких ножках… Веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх”.

Настя ласковая, добрая, работа горит у неё в руках. Она внимательна, умна, умеет успокоить “хозяина”. Она, как, бывало, её мать, встаёт засветло, управляется со скотиной, готовит еду. Она бережно хранит образ матери и старается во всём ей подражать.

Второй ученик: — Вот как об этом говорит Пришвин: “Точно так же, как и покойная мать, Настя вставала далеко до солнца, в предрассветный час, по трубе пастуха. С хворостиной в руке выгоняла она своё любимое стадо и катилась обратно в избу. Не ложась уже больше спать, она растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед и так хлопотала по хозяйству до ночи”.

Третий ученик: — Митраша был мальчик упрямый и сильный, “мужичок в мешочке”, как называли его учителя в школе. Он тоже был весь в золотых веснушках, а носик его, чистенький, тоже глядел вверх. Митраша суровее сестры. У него привычка “хорохориться” и повторять “Вот ещё!”. От отца он перенял мужицкую трудовую хватку и бондарное ремесло — он умеет делать деревянную посуду: бочонки, шайки, лохани. У него есть фуганок, ладило, длиной больше, чем два его роста. Он бывает на собраниях, старается понять общественные заботы. (Презентация деревянной посуды).

Учитель:

Какая фамилия была у детей? Можно ли её считать говорящей? (ответы детей)

— Какое хозяйство им досталось? (Презентация домашних животных)

— Почему автор называет это богатством?

Настя и Митраша собираются на Блудово болото за клюквой.

(Презентация — внутреннее убранство деревенской избы)

Инсценировка Настя и Митраша собираются за клюквой.

Куда идут дети и зачем?

— Что такое палестинка?

— Почему туда так стремились дети?

Четвёртый ученик: — Читает о Блудовом болоте из текста сказки-были. (звучит музыка Чайковского)

Учитель: — “Серая хмарь плотно надвинулась и закрыла всё солнце с его живительными лучами. Злой ветер резко рванул. Сплетённые деревья, прокалывая друг друга, на всё болото зарычали, завыли, застонали…”

Как вы думаете, о чём предупреждает природа? (ответы детей)

Презентация (болото и две расходящиеся тропинки). Настя и Митраша подошли к Блудову болоту.

Инсценировка. (ссора детей у Блудова болота).

Почему поссорились дети?

— О чём предупреждала их природа, деревья?

— Какое чувство нарастает у читателя?

Писатель предупреждает нас: нельзя ссориться, можно сгинуть, пропасть. В семье должен быть лад. Лад — ладить — жить в согласии.

Пятый ученик: — Дети разошлись по разным тропкам. Настя шла долго и наконец попала на ту палестинку, о которой рассказывал им отец. Там было столько клюквы, что она, забыв обо всём, ползала и собирала её.

А с Митрашей случилась беда! Он пошёл по прямой тропинке, рядом с которой росла трава белоус, и дошёл бы быстрее Насти до палестинки, если бы не Слепая елань, о которой предупреждал отец.

Презентация (Слепая елань). Объяснить, что это такое.

Учитель: — Митрашу засосало болото! А вот как он выбрался, кто ему помог — вы сами сможете прочитать в книге «Кладовая солнца».

Задание учащимся — составьте синквейн о Насте (девочке) и о Митраше (мальчике).

Учитель: — Я надеюсь, поговорив о Пришвине, о его удивительной сказке-были, вы стали чуточку добрее, поняли, что не надо ссориться, нельзя быть легкомысленными и равнодушными. И в этом нам помог удивительный писатель М. М. Пришвин.

Стихотворение о Пришвине читает ученик.

Рефлексия.

— Мне понравилось…

— У меня получилось…

— Мне запомнилось…

Основные термины (генерируются автоматически): ученик, учитель, презентация, болото, Ребенок, процесс обучения, победа добра, ответ детей, деревянная посуда, природа.

Похожие статьи

Педагог в школе будущего. Педагогические размышления

Учитель практически существует в режиме эксперимента в каждую минуту урока, так как основным предметом его исследовательской деятельности является учебная ситуация. Роль учителя в современном мире чрезвычайно велика. Задача учителя заключается не в передаче...

Учительученик — родитель: взаимоотношения | Статья...

Ребенок, получивший образование только в учебном заведении, — необразованный ребенок. Джордж Сантаяна, философ, писатель. Успешность воспитательного и образовательного процесса зависит от того, как складываются отношения между учителями...

Нетрадиционные формы и методы обучения на уроках...

Инструктором урока может быть учитель или подготовленный ученик.

Заканчивается урок-сказка развязкой, победой добра над злом, знанием над незнанием, учитель называет

Особенностью урока-экскурсии является то, что процесс обучения реализуется не в условиях...

Формирование познавательных универсальных учебных действий...

И здесь учитель при участии учеников выстраивает через систему вопрос-ответ следующую

Болота — это летопись природы. Именно на болотах до сих пор растет единственный на

В целях усиления мотивации при решении данной проблемы учитель сообщает детям, что в...

Внедрение ФГОС на уроках | Статья в журнале «Молодой ученый»

Изменились требования к обучению, изменились учителя и ученики, другой стала наша жизнь. Современный урок — это урок, воспитывающий

Уходит в прошлое практика, когда учитель работает фронтально с целым классом. Чаще организуются индивидуальные и групповые...

Конструкторские компетенции учителя при создании мультимедиа...

Разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления

Немаловажным фактором является конструкторские способности учителя при создании презентации в сочетании со здоровье...

Дидактические игры на уроках «Окружающий мир», или Как...

Используя игру, мы ускоряем, усиливаем процесс развития ребенка, его приобщения к

Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в

Для того чтобы дидактические игры на уроках окружающего мира развивали у детей...

Проектная деятельность как форма работы с одаренными детьми

– активизирует субъективную позицию ребенка в образовательном и воспитательном процессе

– выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир

В начальной школе работа с одаренными детьми и детьми с повышенной мотивацией к...

Использование средств наглядного обучения на уроках русского...

Опыт ребенка ограничен, дети могут не понять, о чем говорится в книгах. Ребенку для понимания книги необходимо соотнести ее содержание с тем, что ему известно.

Успех обучения также зависит от правильной организации всей мыслительной деятельности ребенка.

Эффективность использования презентации на уроке...

Важно, чтобы учитель открыл для ребёнка такие способы действий, которые позволят ему

Можно выделить четыре основные цели использования презентации в процессе обучения

особенности произвольного внимания: ребенок должен уметь сосредоточиться на учебном...

Похожие статьи

Педагог в школе будущего. Педагогические размышления

Учитель практически существует в режиме эксперимента в каждую минуту урока, так как основным предметом его исследовательской деятельности является учебная ситуация. Роль учителя в современном мире чрезвычайно велика. Задача учителя заключается не в передаче...

Учительученик — родитель: взаимоотношения | Статья...

Ребенок, получивший образование только в учебном заведении, — необразованный ребенок. Джордж Сантаяна, философ, писатель. Успешность воспитательного и образовательного процесса зависит от того, как складываются отношения между учителями...

Нетрадиционные формы и методы обучения на уроках...

Инструктором урока может быть учитель или подготовленный ученик.

Заканчивается урок-сказка развязкой, победой добра над злом, знанием над незнанием, учитель называет

Особенностью урока-экскурсии является то, что процесс обучения реализуется не в условиях...

Формирование познавательных универсальных учебных действий...

И здесь учитель при участии учеников выстраивает через систему вопрос-ответ следующую

Болота — это летопись природы. Именно на болотах до сих пор растет единственный на

В целях усиления мотивации при решении данной проблемы учитель сообщает детям, что в...

Внедрение ФГОС на уроках | Статья в журнале «Молодой ученый»

Изменились требования к обучению, изменились учителя и ученики, другой стала наша жизнь. Современный урок — это урок, воспитывающий

Уходит в прошлое практика, когда учитель работает фронтально с целым классом. Чаще организуются индивидуальные и групповые...

Конструкторские компетенции учителя при создании мультимедиа...

Разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления

Немаловажным фактором является конструкторские способности учителя при создании презентации в сочетании со здоровье...

Дидактические игры на уроках «Окружающий мир», или Как...

Используя игру, мы ускоряем, усиливаем процесс развития ребенка, его приобщения к

Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в

Для того чтобы дидактические игры на уроках окружающего мира развивали у детей...

Проектная деятельность как форма работы с одаренными детьми

– активизирует субъективную позицию ребенка в образовательном и воспитательном процессе

– выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир

В начальной школе работа с одаренными детьми и детьми с повышенной мотивацией к...

Использование средств наглядного обучения на уроках русского...

Опыт ребенка ограничен, дети могут не понять, о чем говорится в книгах. Ребенку для понимания книги необходимо соотнести ее содержание с тем, что ему известно.

Успех обучения также зависит от правильной организации всей мыслительной деятельности ребенка.

Эффективность использования презентации на уроке...

Важно, чтобы учитель открыл для ребёнка такие способы действий, которые позволят ему

Можно выделить четыре основные цели использования презентации в процессе обучения

особенности произвольного внимания: ребенок должен уметь сосредоточиться на учебном...

Задать вопрос