Интегрированный урок «Когда говорят пушки, музы молчат?» | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин

Опубликовано в Школьная педагогика №3 (13) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 30.10.2018

Статья просмотрена: 1160 раз

Библиографическое описание:

Раздайводина, Л. А. Интегрированный урок «Когда говорят пушки, музы молчат?» / Л. А. Раздайводина, В. Н. Кулявцева. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2018. — № 3 (13). — С. 32-33. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/104/3619/ (дата обращения: 19.04.2024).



Задачи:

Образовательная: расширить представление обучающихся о жанрах литературных произведений, жанрах произведений изобразительного искусства и о роли искусства в годы Великой Отечественной войны.

Воспитательная: воспитывать патриотизм, гордость за свою страну, уважение к подвигу соотечественников в Великой Отечественной войне.

Развивающая: Развивать навыки работы с дополнительной литературой, развивать речь обучающихся.

Ход урока

Учитель литературы:

Война — страшное слово, страшное событие в жизни любой страны. Существует древнее выражение: «Когда говорят пушки, музы молчат».

— Как вы понимаете эти слова?[1]

В конце этой фразы мы поставили вопросительный знак. В течение урока вы должны собрать доказательства, чтобы подтвердить или опровергнуть эти слова.

Учитель ИЗО:

Художник А. Дейнека говорил: «Большое искусство рождается в результате большого естественного чувства, и это может быть не только радостью, но и гневом». Волна гнева охватила нашу страну, когда на нее вероломно напал враг — фашистская Германия. Народ всей душой откликнулся на это событие. А. Толстой в очерке «Я призываю к ненависти!» писал «Враг коварен и силы у него еще много. Мы должны объединиться в одной воле, в одном чувстве, в одной мысли — победить и уничтожить Гитлера и его армии, которые несут смерть и рабство, рабство и смерть и больше ничего.

Для этой великой цели нужна ненависть. В ответ на вторжение Гитлера в нашу страну — ненависть, в ответ на бомбардировки Москвы — ненависть. Сильная, прочная, смелая ненависть... Не черная, которая разрушает душу, но светлая, священная ненависть, которая объединяет и возвышает, которая родит героев нашего фронта и утраивает силы у работников тыла» («Правда», СССР).

Учитель литературы:

24 июня появилось стихотворение Василия Ивановича Лебедева-Кумача «Священная война», а уже на следующий день композитор Александр Александров положил его на музыку и родилась знаменитая песня, которая звучала из всех репродукторов, звала в бой на защиту родины.

(Песня «Священная война»)

Учитель ИЗО:

В изобразительном искусстве первыми произведениями, созданными сразу после начала войны, стали плакаты. Что такое плакат?

Учитель литературы:

Стихи, написанные в первые дни войны, отличались особой торжественностью. Это стихи-призывы, стихи-клятвы.

(Выразительное чтение ученицей стихотворения А. Ахматовой «Мужество»)

Учитель литературы:

Чтобы поддержать боевой дух народа писателями создавались публицистические очерки, статьи. Их целью было воздействовать на читателей, затрагивая самые важные проблемы. А что было самым важным в то время? Защита Родины.

(Слайд со словами А. Н. Толстого из очерка «Родина»: «Так неужели можно даже помыслить, что мы не победим! Мы сильнее немцев. Черт с ними! Их миллионы, нас миллионы вдвойне. Все опытнее, увереннее и хладнокровнее наша армия делает свое дело — истребления фашистских армий. Они сломали себе шею под Москвой, потому что Москва — это больше, чем стратегическая точка, больше, чем столица государства. Москва — это идея, охватывающая нашу культуру в ее национальном движении. Через Москву — наш путь в будущее. Как Иван в сказке, схватился весь русский народ с Чудом-юдом двенадцатиглавым на калиновом мосту. «Разъехались они на три прыска лошадиных и ударились так, что земля застонала, и сбил Иван чуду-юду все двенадцать голов и покидал их под мост».

Наша земля немало поглотила полчищ наезжавших на нее насильников. На западе возникали империи и гибли. Из великих становились малыми, из богатых — нищими. Наша родина ширилась и крепла, и никакая вражья сила не могла пошатнуть ее. Так же без следа поглотит она и эти немецкие орды. Так было, так будет. Ничего, мы сдюжим!..»)

Учитель литературы:

Почему А. Н. Толстой обращается к народной сказке? (Народный характер войны).

Какое народное, просторечное слово употребляет автор в конце очерка? (Сдюжим — одолеем, справимся). А чтобы одолеть сильного врага, нужно иметь недюжинную силу. Не случайно в русском фольклоре защитниками родной земли были…? (Богатыри).

Учитель ИЗО:

Образ богатыря появляется и на плакате 1941 г. А что же богатырского в солдате, изображенном рядом с ним. (Сила духа, решительность, мужество).

Учитель литературы:

О таких богатырях писал А. Твардовский в поэме «Василий Теркин». (Чтение отрывка).

Учитель литературы:

Как называются стихи, в которых говорится о любви к Родине о стремлении защищать ее? (Патриотические).

В годы войны создавались не только такие произведения. Что еще придавало бойцам силы на фронте? Оком они думали, беспокоились? (О родных, близких, любимых). Так рождались стихи о любви, согревающей бойца на войне, вселяющей в него веру в победу. Это — лирические стихи.

Одним из самых известных стихотворений, которое солдаты твердили как заклинание, было стихотворение Константина Симонова «Жди меня».

(Аудиозапись песни + слайд)

Многие стихи военных лет стали любимыми в народе песнями. (Стихотворения М. Исаковского «Катюша», «В лесу прифронтовом», «Синий платочек»).

(Исполнение песни ученицей)

Учитель ИЗО:

Особая страница в истории военного плаката связана с творчеством художников Кукрыниксов (Куприянов, Крылов, Соколов).

Учитель литературы:

Стихи-подписи к плакатам тоже сатирические. На что они похожи? (На частушки). В годы Великой Отечественной войны частушка получила новую жизнь. Почему? (Смех — тоже оружие против уныния, отчаяния, горя).

(Исполнение частушек военных лет учениками)

Учитель ИЗО:

Плакаты отразили все важнейшие события войны. В яркой, образной и в то же время лаконичной форме они говорили о самом главном, обращаясь к сердцу человека.

Учитель литературы:

В стихах о войне часто встречается образ дороги. Много пришлось пройти нашим солдатам за долгие 4 года войны. Пройти по своей земле и по земле Европы, освобождая её от фашизма. «Нам дороги эти позабыть нельзя». (Песня «Эх, дороги…», написанная Анатолием Новиковым на стихи Льва Ошанина в 1945 году).

Учитель ИЗО:

Итак, согласны ли вы, что во время войны музы молчали? (Нет). С какими жанрами литературных произведений и произведений изобразительного искусства вы встретились сегодня на уроке.

Домашнее задание: Создать свой мини-плакат на тему «Берегите мир!» и сделать подпись к нему.


[1] Выражение было создано на основе старой поговорки, употребительной еще в Древнем Риме: Когда гремит оружие, законы молчат — Inter arma silent leges (интэр арма силент легэс). Последняя поговорка известна из речи (52 до н. э.) Марка Туллия Цицерона в защиту Милона. Иносказательно: искусство отходит на второй план, когда страна ведет военные действия.

Основные термины (генерируются автоматически): учитель литературы, Москва, Великая Отечественная война, изобразительное искусство, война, защита Родины, плакат, произведение, стих, учитель.

Похожие статьи

Интегрированный урок по изобразительному искусству в шестом...

Тема урока № 1: «Великие темы жизни. Великая Отечественная война 1941–1945 годы». Тема урока № 2:«Графические серии. Война в моем сознании». (Уроки № 1 и № 2 проходят подряд один за другим).

«Отклик сердца на жестокий зов войны». Повышение уровня...

Основные термины (генерируются автоматически): Великая Отечественная война, изобразительное искусство, война, ребенок

Роль литературы о войне в нравственном воспитании. Великая Отечественная война стала одной из главных тем литературы ХХ века.

Изобразительное искусство 1941–1945 годов как важный фактор...

Из огня пожарищ Великой Отечественной войны наша страна вышла стойкой и духовно закаленной. Победу отстояло предвоенное поколение советских людей, которые не только самоотверженным подвигом, героическим трудом, но и высокой духовностью победили врага.

Плакатное искусство Сибири в годы войны первой половины XX в.

Великая Отечественная Война повлияла на изменение внутреннего мира художников всех видов искусств. В стороне от решения важнейших моральных общечеловеческих проблем, от попыток передать в художественных образах героическое напряжение народа не мог остаться...

Военная тематика в плакатном искусстве России первой...

Истории развития плаката в Первой мировой войне посвящены работы Березовой Л. Г

Плакат — броское изображение на крупном листе с кратким пояснительным текстом

Плакаты военного времени являются не только оригинальными художественными произведениями, но...

Преодолеть войну в умах детей! (по плану мероприятий КЦИТР...)

Ветеран Великой Отечественной войны и труда, участник обороны Москвы и Северного Кавказа Валентин

(Учитель предлагает участникам мероприятия на плакате «Агитокно «Чтобы не было войны

Выступления детей: — выразительное чтение стихов о войне и мире

Внеклассное занятие на тему: «Сталинград во время Великой...»

Произведения мастеров искусства: музыки, живописи, поэзии, кино и других жанров художественной

Великая Отечественная Война наложила отпечаток абсолютно на все сферы

Москва, слайд, Великая Отечественная Война, День, народ, Сталинград, Россия, III...

Проект «Детям о Великой Отечественной войне»

Проблема: у детей недостаточный уровень знаний о Великой Отечественной войне, поэтому важно сформировать у дошкольников ясные представления

Обогощать и развивать словарный запас детей, познакомить с произведениями художественной литературы и музыкой о ВОВ.

Методическая разработка мероприятия к 70-летию Победы...

Ведущий1: Великая Отечественная война. Ведущий2: Великие битвы. Ведущий1: Великие победы. Ведущий2: Битва за Москву.

Еще вчера мы, крепко стиснув зубы, говорили себе: «Ни шагу назад», а сегодня Родина приказала нам идти вперед.

Ведущий 1: Слово предоставляется члену союза писателей Берсеневу Сергею Витальевичу, стихи.

Особенности творческого процесса работы над советским...

Во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. социальный плакат «Родина Мать

Ефимов Б. Е. Вехи Победы: Великая Отечественная Война в плакатах и рисунках.

Школа изобразительного искусства: В 10 вып. Вып. 8. — М.: Изд-во Академия художеств СССР, 1960.

Похожие статьи

Интегрированный урок по изобразительному искусству в шестом...

Тема урока № 1: «Великие темы жизни. Великая Отечественная война 1941–1945 годы». Тема урока № 2:«Графические серии. Война в моем сознании». (Уроки № 1 и № 2 проходят подряд один за другим).

«Отклик сердца на жестокий зов войны». Повышение уровня...

Основные термины (генерируются автоматически): Великая Отечественная война, изобразительное искусство, война, ребенок

Роль литературы о войне в нравственном воспитании. Великая Отечественная война стала одной из главных тем литературы ХХ века.

Изобразительное искусство 1941–1945 годов как важный фактор...

Из огня пожарищ Великой Отечественной войны наша страна вышла стойкой и духовно закаленной. Победу отстояло предвоенное поколение советских людей, которые не только самоотверженным подвигом, героическим трудом, но и высокой духовностью победили врага.

Плакатное искусство Сибири в годы войны первой половины XX в.

Великая Отечественная Война повлияла на изменение внутреннего мира художников всех видов искусств. В стороне от решения важнейших моральных общечеловеческих проблем, от попыток передать в художественных образах героическое напряжение народа не мог остаться...

Военная тематика в плакатном искусстве России первой...

Истории развития плаката в Первой мировой войне посвящены работы Березовой Л. Г

Плакат — броское изображение на крупном листе с кратким пояснительным текстом

Плакаты военного времени являются не только оригинальными художественными произведениями, но...

Преодолеть войну в умах детей! (по плану мероприятий КЦИТР...)

Ветеран Великой Отечественной войны и труда, участник обороны Москвы и Северного Кавказа Валентин

(Учитель предлагает участникам мероприятия на плакате «Агитокно «Чтобы не было войны

Выступления детей: — выразительное чтение стихов о войне и мире

Внеклассное занятие на тему: «Сталинград во время Великой...»

Произведения мастеров искусства: музыки, живописи, поэзии, кино и других жанров художественной

Великая Отечественная Война наложила отпечаток абсолютно на все сферы

Москва, слайд, Великая Отечественная Война, День, народ, Сталинград, Россия, III...

Проект «Детям о Великой Отечественной войне»

Проблема: у детей недостаточный уровень знаний о Великой Отечественной войне, поэтому важно сформировать у дошкольников ясные представления

Обогощать и развивать словарный запас детей, познакомить с произведениями художественной литературы и музыкой о ВОВ.

Методическая разработка мероприятия к 70-летию Победы...

Ведущий1: Великая Отечественная война. Ведущий2: Великие битвы. Ведущий1: Великие победы. Ведущий2: Битва за Москву.

Еще вчера мы, крепко стиснув зубы, говорили себе: «Ни шагу назад», а сегодня Родина приказала нам идти вперед.

Ведущий 1: Слово предоставляется члену союза писателей Берсеневу Сергею Витальевичу, стихи.

Особенности творческого процесса работы над советским...

Во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. социальный плакат «Родина Мать

Ефимов Б. Е. Вехи Победы: Великая Отечественная Война в плакатах и рисунках.

Школа изобразительного искусства: В 10 вып. Вып. 8. — М.: Изд-во Академия художеств СССР, 1960.

Задать вопрос