Конспект урока русского языка на тему «Суд над безударными гласными» | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 октября, печатный экземпляр отправим 9 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин

Опубликовано в Школьная педагогика №3 (13) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 13.10.2018

Статья просмотрена: 28 раз

Библиографическое описание:

Фетисова Т. Н. Конспект урока русского языка на тему «Суд над безударными гласными» // Школьная педагогика. — 2018. — №3. — С. 44-49. — URL https://moluch.ru/th/2/archive/104/3593/ (дата обращения: 22.09.2019).



Технологическая карта

Тема урока: «Суд над безударными гласными»

Дата урока:

Тип урока: повторительно-обобщающий

Форма урока: урок-суд

План урока:

1.«Подготовительная часть» 8 мин

‒ Организационный момент

‒ Минутка чистописания

‒ Объявление темы и целей урока

2. «Судебное следствие» 12 мин

‒ Словарная работа

‒ Первичное закрепление

3. «Прения сторон» 12 мин

‒ Физминутка

‒ Вторичное закрепление 0,5мин

4. «Последнее слово подсудимым» 5 мин

‒ Рефлексия учебной деятельности (итог урока)

5. «Постановление приговора»3 мин

Цели урока:

образовательные: создание условий для развития умения проверять написание безударных гласных в корне, овладения способами проверки; отработка алгоритма проверки безударной гласной буквы в корне слова.

развивающие: развитие внимания, устной и письменной речи учащихся, а также орфографической зоркости

воспитывающие: воспитание любознательности, культуры межличностного общения; любви к русскому языку

Задачи урока:

‒ расширять знания учащихся о безударной гласной в корне слова и правописание словарных слов;

‒ развивать логическое мышления и связную речь, внимание;

‒ воспитывать интерес к предмету и ответственное отношение к учёбе;

‒ обогащать словарный запас, развивать монологическую речь учащихся;

‒ повышать мотивацию в процессе обучения.

Формируемые УУД:

личностные: сохранять мотивацию к учёбе; ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе; развивать способность к самооценке;

регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия; планировать свои действия; адекватно воспринимать оценку учителя; выполнять учебные действия в материале, речи в уме;

коммуникативные: допускать существование различных точек зрения; учитывать разные мнения; формировать собственное мнение в высказываниях;

познавательные: анализировать объекты, проводить сравнения, строить рассуждения об объекте.

Оборудование: проектор, мультимедийная презентация, подготовленная доска, мантия (судебные атрибуты), учебник, карточки с индивидуальным заданием, фото-видеоматериал.

Используемые технологии: ИКТ, здоровьесберегающая технология (активный двигательный режим, частая смена видов деятельности, физминутки).

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

п/п (название этапа урока)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

М

Е

Т

О

Д

Ы

Ф

О

Р

М

Ы

С

Р

Е

Д

С

Т

В

А

«ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ»

1.Организационно-мотивационный.

Постановка учебной задачи

Приветствие. Встали, подровнялись, проверили готовность к уроку.

(вкл. музыка)

— Сегодня у нас необычный урок — урок-суд. И мы с вами находимся в зале судебных заседаний. Какую орфограмму мы будем судить, вы узнаете из минутки чистописания.

Поприветствовали учителя. Дети проверили свою готовность к уроку.

СЛОВЕСНЫЙ

КОЛЛЕКТИВНАЯ

Я

ЗЫКОВЫЕ

2. Минутка чистописания

— Откройте свои тетради, запишите число, «Классная работа». — Посмотрите на доску. Обратите внимание на соединение элементов букв. Какие буквы увидели в соединениях?

На доске: иБиЕиЗиУиДиАиРиНиЫиЕ иГиЛиАиСиНиЫиЕ

— Прочтите и запишите, спрятанные здесь слова. Не забываем следить за своей посадкой. Сядьте правильно.

(учитель ходит по классу и контролирует работу детей, следит за посадкой).

Кто может назвать тему нашего необычного урока?

(Учитель подводит итог, словесно оценивая работу учащихся.)

Тема урока: «Суд над безударными гласными»

— Прошу всех встать! Суд идёт! Объявляется состав суда:

Судья — Фетисова Татьяна Николаевна

Прокурор –Нектов Станислав

Адвокат — Гуров Савелий

Подсудимые — безударные гласные в корне.

Дети работают в своих тетрадях. Путем взаимодействия учеников и учителя выйти на проблемный вопрос и формулирование темы и цели урока.

(ответы детей)

«И» с чередованием «Б,Е,З,У,Д,А,Р,Н,Ы,Е,Г,Л,А,С,Н,Ы,Е»

(дети пишут)

(Один ученик отвечает)

Тема нашего урока «Безударные гласные»

П

Р

О

Б

Л

Е

М

Н

О

П

О

И

С

К

О

В

Ы

Й

С

Л

О

В

Е

С

Н

Ы

Й

Ф

Р

О

Н

Т

А

Л

Ь

Н

А

Я

И

Н

Д

И

В

И

Д

У

А

Л

Ь

Н

А

Я

П

Р

Е

З

ЕНТАЦИЯ

К

Л

А

С

С

Н

А

Я

Д

О

С

К

А

«СУДЕБНОЕ СЛЕДСТВИЕ»

3. Словарная работа

- Мы начинаем слушание по делу. Прокурор вам слово.

— Адвокат, вам есть что добавить?

Сейчас разберёмся! Скажите мне, ребята, как называются эти птицы?

— Вот видите, ребята назвали всех птиц правильно.

— Попрошу всех записать названия этих птиц, а потом проверим предположение прокурора?

(Проверка работы).

—В каких словах безударный гласный можно было проверить? А что нужно делать с остальными словами?

ПРОКУРОР: — Ваша честь, сколько можно говорить о безударных гласных?! Я считаю, хватит мучить детей! Пусть как слышат, так и пишут!

АДВОКАТ: — А я считаю, что проверять безударные гласные надо! Иначе все будем безграмотными.

ПРОКУРОР: Ваша честь, в суд поступило заявление от птиц. Прошу ознакомиться с материалами.

«Мы страдаем больше всех. Наши названия постоянно пишут неправильно»

(учащиеся называют птиц на слайдах презентации)

— Назвали правильно, но пишут их совсем по-другому.

(дети пишут СОРОКА, ВОРОНА, ДЯТЕЛ, ВОРОБЕЙ, СНЕГИРЬ, СИНИЦА)

(дети отвечают)

— Это словарные слова. Их нужно запомнить.

И

Г

Р

О

В

О

Й

С

Л

О

В

Е

С

Н

Ы

Й

К

О

Л

Л

Е

К

Т

И

В

Н

А

Я

И

Н

Д

И

В

Д

У

А

Л

Ь

Н

А

Я

П

Р

Е

З

ЕНТАЦИЯ

4. Первичное закрепление

СУДЬЯ: — Прошу подойти сюда свидетелей (вызывает 6 учеников) На книге законов («Русский язык») поклянитесь говорить правду и только правду.

СУДЬЯ: — Получите документы, ознакомьтесь с их содержанием, выполните задания и сдайте суду.

А мы продолжаем наше заседание.

У суда есть видеозапись, которая подтверждает тот факт, что безударные гласные надо проверять. Так ли это, мы сейчас выясним.

— Господа присяжные, какой вывод вы можете сделать? Каким способом можно проверять безударные гласные в корне?

— Запишите слова, которые были представлены в видеофрагменте и подберите к ним проверочные.

— Ребята, которые получили индивидуальное задание, сдайте документы суду.

(адвокат проверяет работу)

Савелий Иванович, вам слово.

СВИДЕТЕЛИ: — Клянёмся!

(дети работают по карточкам

самостоятельно.)

(просмотр видеоматериала)

(дети отвечают)

Для того чтобы проверить безударную гласную, надо множ.число изменить на ед.число и наоборот.

(дети пишут: нога- ноги, вода -воды, трава- травы)

АДВОКАТ: — А вот ещё доказательство того, что дети знают и умеют проверять безударные гласные. Об этом говорят сданные мне документы. (читает фамилии и оценки).

Н

А

Г

Л

Я

Д

Н

Ы

Й

И

Н

Д

И

В

И

Д

У

А

Л

Ь

Н

А

Я

К

О

Л

Л

Е

К

Т

И

В

Н

А

Я

И

Н

Д

И

В

И

Д

У

А

Л

Ь

Н

Ы

Е

К

А

Р

Т

О

Ч

К

И

П

Р

Е

З

Е

Н

Т

А

Ц

И

Я

«ПРЕНИЯ СТОРОН»

5. Физминутка

- В зале суда объявляется перерыв. Всем встать.

(дети выполняют физминутку под музыку)

ИГРОВОЙ

КОЛЛЕКТИВНАЯ

6. Вторичное закрепление знаний

- Продолжим наше заседание и на следующем этапе докажем, что вы умеете проверять безударные гласные. Для этого откройте свои учебники на стр. 58 упр.401. Запишите отрывок, решая задачи и отмечая все орфограммы.

— Каким способом проверки гласных вы воспользовались?

—Молодцы, ребята, вы справились с заданием, но всем ли вам было легко это сделать? Перед вами дерево знаний, но на нём нет плодов. В конце урока вы оцените свою работу с заданиями по трём критериям:

я легко справился с заданием (красный)

— я затруднялся в выполнении (жёлтый)

— я не справился бы с заданием сам (зелёный) и поднимите соответствующий цвет карточки. А мы продолжаем.

СУДЬЯ: — Я считаю, что надо провести еще один следственный эксперимент. Станислав Игоревич, вы согласны со мной?

— А теперь слушаем задание. Записать слово, вставив безударную гласную. Записать к нему проверочное слово. Каким правилом надо пользоваться, выполняя это задание?

СУДЬЯ: — Следующее задание. Запишите под диктовку слова. Докажите, какие из них являются проверочными. Это поможет разбирательству.

Боль, болит, болеет.

Свет, светло, светлеет.

Тёмный, темнота.

— Как называются слова, имеющие общую часть? Выделите корень

— Маша, прочти слова, которые ты выписала в 1 вариант. Это верно.

— Во 2 варианте Сережа прочти слова. Молодец, ты не допустил ошибок.

— Все справились с заданием?

(дети выполняют задание; один ученик поднимается и комментирует, а остальные проверяют и исправляют недочеты)

В слове «трОпинка» пропущена буква О, т. к. проверочное слово «ТРОПЫ», в слове «подвЕла» пропущена гласная Е, т. к. проверочное слово «ПОДВЁЛ», в слове «прошЕл» я вставил (а) Е, т. к. проверочное слово «шедший», в слове «брОжу» О, т. к. проверочным является «БРОДИТ» и в слове «обхожу» гласная О, т. к. проверочное «ОБХОДИТ»

(ответы детей)

Для того чтобы проверить безударную гласную, мы гласный поставили под ударение.

ПРОКУРОР: Да, согласен. Предлагаю выполнить следующее задание. Отгадайте загадки:

Пятак есть, аничего не купить.

(св_ нья)

С бородой, ане старик, срогами, ане бык, доят, ане корова.

(к_за)

У меня большая грива ушки икопытца. Прокачу того игриво, кто не побоится. Моя шерстка гладка, кто же я?

(л-шадка)

(Самостоятельная работа, проверка с использованием вееров)

(дети отвечают)

—Свинья — свиньи

—Коза — козы

—Лошадка — лошадь

(дети с помощью веера гласных звуков показывают букву, которую они вставили и называют проверочное слово)

— Слова, которые имеют общую часть, называются однокоренными.

ПРОКУРОР: — А я попрошу усложнить задание и провести следственный эксперимент.

На доске слова: ст_лы, шк_фы, ш_ры, м_сты, тр_ва, в_лна, д_ска, д_ма.

Задание: 1-й вариант выпишите слова с безударной гласной А

2-й вариант выпишите слова с безударной гласной О.

— Теперь поменяйтесь тетрадями, проверьте задание у своего соседа и поручитесь, что задание выполнено верно.

Маша читает:

Шкафы, шары, трава

Сережа читает:

Столы, мосты, волна, доска, дома.

АДВОКАТ. — Следственный эксперимент доказал, что ребята умеют проверять безударные гласные.

С

Л

О

В

Е

С

Н

Ы

Й

И

Г

Р

О

В

О

Й

Н

А

Г

Л

Я

Д

Н

Ы

Й

П

Р

А

К

Т

И

Ч

Е

С

К

И

Й

В

З

А

И

М

О

П

Р

О

В

Е

Р

К

А

М

О

Т

И

В

А

Ц

И

И

О

Н

Н

Ы

Й

И

Н

Д

И

В

И

Д

У

А

Л

Ь

Н

А

Я

Ф

Р

О

Н

Т

А

Л

Н

А

Я

К

О

Л

Л

Е

К

Т

И

В

Н

А

Я

И

Н

Д

И

В

И

Д

У

А

Л

Ь

Н

А

Я

И

Н

Д

И

В

И

Д

У

А

Л

Ь

Н

А

Я

П

А

Р

Н

А

Я

У

Ч

Е

Б

Н

И

К

П

Р

Е

З

Е

Н

Т

А

Ц

И

Я

ДОСКА

П

Р

Е

З

Е

Н

Т

А

Ц

И

Я

ДОСКА

«СЛОВО ПОДСУДИМЫМ»

СУДЬЯ: — В зал суда приглашаются безударные гласные. Что вы можете сказать в свою защиту?

ПОДСУДИМЫЕ (Ученики с буквами А, О, Е, И, Я)

Безударный — хитрый гласный,

Слышим мы его прекрасно!

А на письме какая буква?

Здесь поможет нам наука:

Гласный ставь под ударенье.

Чтоб развеять все сомненья!

И

Г

Р

О

В

О

Й

К

О

Л

Л

Е

К

Т

И

В

Н

А

Я

СУДЬЯ: Господа присяжные, давайте удостоверимся в этом. Я называю слово, а вы показываете на веере безударную гласную и проверяете её:

село, гнездо, сосна, зима, вода, беда, число.

(дети показывают на веере выбранную букву и называют проверочное слово хором)

сЕло- сЁла, гнЕздо-гнЁзда, сОсна-сОсны, зИма- зИмы, вОда- вОды, бЕда-бЕды, чИсло- чИсла.

И

Г

Р

О

В

О

Й

И

Н

Д

И

В

И

Д

У

А

Л

Ь

Н

А

Я

«ВЫНЕСЕНИЕ ПРИГОВОРА»

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

СУДЬЯ: — Для вынесения окончательного приговора прошу всех встать!

Посовещавшись, мы пришли к единому мнению:

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ ОПРАВДАТЬ И ПОСТОЯННО ИХ ПРОВЕРЯТЬ!

СУДЬЯ: — Вы сегодня плодотворно поработали, но какими же плодами наполнилось ваше дерево знаний? Легко вам было выполнять задания или вы испытывали затруднения, или поняли, что без помощи вы бы не справились?

— Мне хочется пожелать Вам, чтобы в будущем Ваше дерево знаний наполнилось только спелыми плодами, чтобы Вам легко было выполнять любые задания.

(дети «зажигают» плоды на Дереве Знаний.)

(показ карточек, выборочный самоанализ как ответ на предыдущий вопрос)

С

Л

О

В

Е

С

Н

Ы

Й

С

Т

И

М

У

Л

И

Р

О

В

А

Н

И

Я

Ф

Р

О

Н

Т

А

Л

Ь

Н

А

Я

К

О

Л

Л

Е

К

Т

И

В

Н

А

Я

8. Инструктаж по домашнему заданию.

Дети записывают домашнее задание в дневник.

С

Л

О

В

Е

С

Н

Ы

Й

К

О

Л

Л

Е

К

Т

И

В

Н

А

Я

Д

О

С

К

А

Литература:

  1. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk
  2. http://kopilkaurokov.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): слово, задание, ГЛАСНЫй, ребенок, проверочное слово, Следственный эксперимент, урок, гласная, СУДЬЯ, минутка чистописания.

Похожие статьи

Орфографическая работа в первом классе | Статья в журнале...

написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить самопроверку.

А теперь мне надо написать слово, в котором есть безударный гласный звук .

Выбирается одно из слов и таблица приобретает такой вид: На следующих уроках в процессе закрепления таблицу...

Урок русского языка во 2 классе на тему: "Корень слова."

Минутка чистописания. Цель: отработка каллиграфического написания определённых букв.

Дополняют буквы гласными, получают и записывают в тетрадь слово «корень».

Предлагает учащимся задание на развитие орфографической зоркости и умение видеть родственные слова.

Развитие орфографической зоркости в начальной школе

Предлагаю детям найти слово с безударной гласной е (и, а, о), выписать его, найти в «Орфографическом словарике» однокоренное, выделить гласную. Ученики выписывают из своей памятки все слова, состоящие только из одного корня, из корня и приставки, и так далее

Словарная работа по русскому языку в начальных классах

Учитель предлагает детям либо карточки-картинки, либо карточки-слова, в которых пропущена безударная гласная, либо слова на слух и задания. Диктант с использованием загадок. Учитель читает загадку, дети отгадывают ее и объясняют, по каким признакам они догадались об отгадке.

Лингвистический эксперимент в обучении младших школьников...

Ключевые слова: учебно-исследовательская деятельность; лингвистический эксперимент; урок исследовательского обучения; орфограмма. В настоящее время система образования в России находится в процессе поступательной модернизации. Уточняется целеполагание и содержание...

Работа над словарными словами в начальных классах (из опыта...)

Как пишется это слово? (открывается слово). Какую букву надо запомнить? (первую гласную О) Прочитайте слово орфографически.

Учащиеся вспоминают слова, с которыми познакомились на прошлом уроке. Прочитывают каждое из них орфографически и вставляют нужную гласную.

Развитие орфографической зоркости у младших школьников

2. Подбери к данным словам слова с безударными гласными. Сравни написание ударных и безударных гласных (косы — к.са, норы — н.ра, страны — стр.на). 3. Найди и подчеркни все гласные, которые надо проверить или запомнить: На языке у врага мир, а на сердце — война.

Как работать над ошибками в начальной школе | Статья в журнале...

Безударная гласная в корне слова. Напиши проверочное слово к слову, в котором была допущена ошибка, затем это слово.

Парные звонкие и глухие согласные. Подбери проверочное слово изменением слова так, чтобы после согласного стоял гласный, запиши...

Формирует ли орфографическую зоркость письмо «с окошками»?

Ключевые слова: орфографическая зоркость, письмо «с окошками», оценка качества орфографической зоркости, признаки орфограмм.

Только 7 учеников нашли «слово-ловушку» (берег), которое содержит сразу две орфограммы, и поэтому записали его в оба столбика.

Похожие статьи

Орфографическая работа в первом классе | Статья в журнале...

написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить самопроверку.

А теперь мне надо написать слово, в котором есть безударный гласный звук .

Выбирается одно из слов и таблица приобретает такой вид: На следующих уроках в процессе закрепления таблицу...

Урок русского языка во 2 классе на тему: "Корень слова."

Минутка чистописания. Цель: отработка каллиграфического написания определённых букв.

Дополняют буквы гласными, получают и записывают в тетрадь слово «корень».

Предлагает учащимся задание на развитие орфографической зоркости и умение видеть родственные слова.

Развитие орфографической зоркости в начальной школе

Предлагаю детям найти слово с безударной гласной е (и, а, о), выписать его, найти в «Орфографическом словарике» однокоренное, выделить гласную. Ученики выписывают из своей памятки все слова, состоящие только из одного корня, из корня и приставки, и так далее

Словарная работа по русскому языку в начальных классах

Учитель предлагает детям либо карточки-картинки, либо карточки-слова, в которых пропущена безударная гласная, либо слова на слух и задания. Диктант с использованием загадок. Учитель читает загадку, дети отгадывают ее и объясняют, по каким признакам они догадались об отгадке.

Лингвистический эксперимент в обучении младших школьников...

Ключевые слова: учебно-исследовательская деятельность; лингвистический эксперимент; урок исследовательского обучения; орфограмма. В настоящее время система образования в России находится в процессе поступательной модернизации. Уточняется целеполагание и содержание...

Работа над словарными словами в начальных классах (из опыта...)

Как пишется это слово? (открывается слово). Какую букву надо запомнить? (первую гласную О) Прочитайте слово орфографически.

Учащиеся вспоминают слова, с которыми познакомились на прошлом уроке. Прочитывают каждое из них орфографически и вставляют нужную гласную.

Развитие орфографической зоркости у младших школьников

2. Подбери к данным словам слова с безударными гласными. Сравни написание ударных и безударных гласных (косы — к.са, норы — н.ра, страны — стр.на). 3. Найди и подчеркни все гласные, которые надо проверить или запомнить: На языке у врага мир, а на сердце — война.

Как работать над ошибками в начальной школе | Статья в журнале...

Безударная гласная в корне слова. Напиши проверочное слово к слову, в котором была допущена ошибка, затем это слово.

Парные звонкие и глухие согласные. Подбери проверочное слово изменением слова так, чтобы после согласного стоял гласный, запиши...

Формирует ли орфографическую зоркость письмо «с окошками»?

Ключевые слова: орфографическая зоркость, письмо «с окошками», оценка качества орфографической зоркости, признаки орфограмм.

Только 7 учеников нашли «слово-ловушку» (берег), которое содержит сразу две орфограммы, и поэтому записали его в оба столбика.

Задать вопрос