Уроки нравственности в пьесе Виктора Розова «В добрый час!» (11 класс) | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 14 декабря, печатный экземпляр отправим 18 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин

Опубликовано в Школьная педагогика №3 (13) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 21.09.2018

Статья просмотрена: 471 раз

Библиографическое описание:

Ефименко Н. В. Уроки нравственности в пьесе Виктора Розова «В добрый час!» (11 класс) // Школьная педагогика. — 2018. — №3. — С. 17-20. — URL https://moluch.ru/th/2/archive/104/3565/ (дата обращения: 06.12.2019).



Разговор об уроках нравственности в пьесе В. Розова «В добрый час!» мы с учениками 11 класса начали незадолго до окончания ими школы, когда ещё не отзвенел последний звонок, но когда уже остро и они, и я начинали ощущать наступление какой-то пустоты.

Как здорово, когда героями художественного произведения становятся твои ровесники, когда их волнуют те же проблемы, что и тебя, когда им приходится решать точно такие же вопросы, что и тебе. Как они их решают? А ты бы смог так же? Или тебе никогда и ни при каких обстоятельствах не захочется делать шаг, противный голосу совести?

Цели:

1) познакомить обучающихся с жизнью и творчеством драматурга;

2) разобраться в нравственной проблематике пьесы;

3) составить характеристики главных героев.

Оборудование:

1) Компьютер

2) Проектор

3) Презентация «Виктор Розов»

Методические приемы: частичная лекция, доклад обучающихся, аналитическая характеристика героев (метод беседы).

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя. Постановка целей и задач урока.
  2. Жизненный и творческий путь драматурга. Презентация, подготовленная обучающейся.
  3. Анализ пьесы В. Розова «В добрый час». Беседа с обучающимися.

В пьесе «В добрый час!» трое сверстников из Сибири, приехавших в Москву поступать в институт, встречаются с тремя московскими ребятами. Вечные проблемы. Поиск своего пути, своего места в жизни. И столкновение еще не окрепших характеров. И появление первых ростков любви, принятие первых самостоятельных решений. Ничего нового. На сцене сама жизнь. Так было больше полувека назад, когда писалась пьеса, так есть и сейчас, с той лишь разницей, что честность и совестливость тогда культивировались повсеместно и имели иную цену. И тем любопытнее было сегодняшним школьникам смотреть на взаимоотношения ребят из прошлого века.

— Обратимся к афише пьесы. Можно ли по представленным в ней действующим лицам определить одну из основных проблем данной пьесы?

(Возможно. Проблема отцов и детей. Становление личности (возраст большинства героев 17–18 лет — время определения себя в самостоятельной жизни, выбор: кем быть и какими).

Семья Авериных. Обстановка в доме.

(Квартира пятидесятилетнего доктора биологических наук Петра Ивановича Аверина. Современная, комфортабельная. «Квартира в новом доме. Обставлена добротной мебелью, большей частью новой, но есть и старинные вещи, например, большие часы, стоящие слева, у стены. Рояль. Люстра. Просторно, чисто. Есть балкон» (действие 1, картина 1)).

Как вы считаете, быт воспринимается Розовым как естественная основа человеческого существования или орудие испытания героев на нравственную прочность? Докажите. [3, c. 34]

(Это орудие испытания героев, описание быта даёт ему возможность нелицеприятно судить об уровне их моральных принципов. Характеры героев во много создаются через подробные ремарки описания быта: комически обыгрываемая экзотическая раковина-пепельница (в доме, где никто не курит). Когда Вадим стряхивал пепел, Анастасия Ефремовна возмутилась. Андрей удивлён, так ведь для гостей же.

Андрей: Да, с виду у нас чистота, уют…Мать старается. Иногда мне хочется пройтись по нашим чистым комнатам и наплевать во все углы…

Страсть к вещизму, к благополучию любой ценой противопоставляется доброте. Пётр Иванович говорит жене: «Когда мы жили в одной комнате, ты как-то добрее была, Настя». А Андрей в укор сытому, благополучному настоящему напоминает о военных годах, которые он провёл у сибирских родственников: «Ничего не помню, только бревенчатые стены и ходики…Мягко тикали…)

Кто в доме является олицетворением мещанства, уюта и быта любой ценой?

(Анастасия Ефремовна. Успешно обустраивает комфортный быт семьи и пытается по запискам, по блату пристроить младшего сына в Баумановское училище, чтобы сын «в люди вышел». Прагматично относится к современной жизни, живёт, как велит здравый смысл, сварливая, суетливая, лукавая, она вместе с тем добра, мягкосердечна, хорошая хозяйка, заботливая жена и мать).

Муж разделяет все убеждения жены, её устремления?

(Нет. Он человек науки, занятой, но не принимает мелочности жены, сохраняет рыцарское отношение к идеалам добра. Сцена с определением Алексея в их доме (действие 1, картина 1). Ему не нравится стремление жены пристроить сына.

Анастасия Ефремовна. За Андрюшу надо как-то похлопотать.

Пётр Иванович. Пусть занимается лучше — вот и всё.

Анастасия Ефремовна. Он занимается…Но конкурс огромный. (Многоточие говорит о том, что пытается найти оправдание своим словам).

Пётр Иванович. Не нравится мне это «похлопотать». «Всё ещё пеленаешь их, пеленаешь…От чего ты его оберегаешь? Сама до сих пор полы моешь, не стесняешься»).

Аркадий. Старший сын. 28 лет. Определился ли он в жизни?

(Он артист, но считает себя неудачником: нет главных, интересных ролей. Мечется в поисках ответа: а стоит ли заниматься профессией и быть в ней средним, посредственностью?)

Молодое поколение. Андрей. Каким мы его видим в начале?

(Он выглядит веселым, заводным шалопаем, спорит с братом, ворчит и огрызается с мамой).

Почему мама всё время боится, что сын не поступит или попадёт под плохое влияние? [3, c. 42]

(Не уверена в нём, так как он кажется легкомысленным, ветреным, ни к чему не приспособленным, живущим поверхностно. «Андрюша такой восприимчивый, неуравновешенный. Больше всего боюсь дурного влияния. А тут непременно начнут ходить приятели, девицы какие-нибудь появятся»).

Такой ли на самом деле Андрей? Проследите становление его характера.

(Нет. Он, конечно, не осознаёт себя, характер не сформировался. Он весел, ироничен, в нём много наивности, ребяческого озорства, задиристости, но это не пустое злопыхательство, не внутреннее его состояние. Он обаятелен, мысль его активна, пытлива. Он пытается отстаивать то, в чём считает себя правым (история с устройством Алексея в его комнате.

Анастасия Ефремовна. С какой стати на моих подушках будет кто-то спать…

Андрей (взорвавшись). Ну, вот что: ты свои фокусы брось! Не дашь — сам на полу лягу, без одеяла, без простыни, на голых досках — запомни!).

Приведите примеры его противоречивого характера.

(Порой он неразборчив к добру и злу: то, как романтик, заявляет, что желает уехать «хоть на край света», то говорит, что после института устроится в Москве.

Соглашается отнести рекомендательную записку к декану («Считай, что я Бауманское попал»), но, мучимый угрызениями совести, рвёт её.)

Как вы думаете, откуда эта двуплановость характера Андрея?

(В Андрее словно борются два начала — высокое, отцовское, и недостойное, прагматичное, воспринятое им от матери. Вот он в разговоре с Машей рассуждает: «Мать заставляет идти в Высшее техническое имени Баумана: говорят — солидно. (Для этого и произносит название всё полностью, ощутить степень солидности)…Ладно, срежусь — в какой-нибудь другой пристроюсь». За внешней лёгкостью, беспринципностью таится взрослое чувство: «Думаешь, весёлый дурачок? Это ведь так…Тоска». Он протестует против лицемерия (разговор об отношении к жизни страны). Именно эта неудовлетворённость собой — самое главное и ценное качество героя).

Что мы узнаём о жизни Алексея. [3, c. 58]

(Алексей рос без отца, воспитывался в большой семье, учёбу в школе совмещал с работой на лесопильном заводе, в мастерских, чистил тротуары: «А дома, не считая матери, я четвёртый. Денег — в обрез. Тротуары чистил, дрова колоть нанимался. Летом из реки брёвна вытаскивал, там у нас лесопильный завод. Последние два года в мастерских работал, при МТС». Это закалило его характер, поэтому он разумен, самостоятелен, горд, но достаточно сдержан, не хочет быть ни для кого обузой (попытка уйти, когда его холодно встречают:

Анастасия Ефремовна. Конечно, ты немножко поспешил. Мы только сегодня получили письмо…Как-то всё это неожиданно.

Алексей. Понимаю…(Берёт рюкзак, чемодан, собирается уходить.) Извините…).

Как складываются отношения Андрея и Алексея?

(Андрей рад появлению в их доме своего сверстника, им есть о чём спорить, что обсудить. Андрея привлекает независимость Алексея:

Андрей. У тебя что, ещё есть где ночевать?

Алексей. Нет.

Андрей. Что ж ты, прямо на улицу бы пошёл?

Алексей. Ну и что?

Андрей (разглядывая Алексея). Занятно…

Алексей правдив, ему не нужно притворяться, познакомившись немного с Андреем, он говорит ему: «…телёнок ты или подлая душа?» Это вопрос возник потому, что Андрей чистосердечен, не скрывает своих сомнений и метаний).

Как вы воспринимаете друзей Андрея Алексея? Зачем их ввёл в действие автор?

(Вызывают уважение поступки Афанасия (история с тем, что всё время жил, где придётся, не становясь обузой), заботливость Кати. Перемена или открытие настоящего в Гале. Автор вводит их в действие пьесы, чтобы ярче определить положение главных героев, высветить их, показав ценность и значительность происходящего).

Вокруг чего в большей степени ведутся споры молодых людей?

(Споры о выборе своей дороги в жизни. О честности и порядочности).

Кто в пьесе становится идейным противником Алексея?

(Вадим, друг Андрея).

Как к нему относится Анастасия Ефремовна?

(Постоянно приводит его в пример сыну: «подтянутый», «опрятный, вежливый, да ещё и умница).

Приведите яркие примеры его речи. Что настораживает нас, когда мы слышим его мнение о чём-либо?

(«Выбираем себе дорогу на всю жизнь», «в наше время учиться шаляй-валяй — недостойно», «в любой профессии можно прозябать и стать человеком», «плох тот солдат, который не хочет быть генералом. Ты обязан ставить перед собой большую цель и добиваться её», «кроме способностей есть воля настойчивость, упорство в достижении цели». Эта не искренние слова, а выученные или услышанные где-то фразы, так называемые штампы, не отражающие ничуть его настоящего).

Откуда в Вадиме такая уверенность во всём?

(Его отец — известный академик. Никаких сомнений в том, что по протекции отца он сможет поступить в престижный институт внешней торговли, кроме того, он «не намерен затеряться в должности какого-нибудь делопроизводителя в министерстве», скорей всего, рассчитывает на работу за границей).

В пьесе нет внешнего, явного конфликта, но фигурами Вадима и Алексея, стоящих на разных нравственных полюсах, Розов создал возможность построения драматического конфликта в виде открытого, обнажённого столкновения. В каком эпизоде это происходит?

(Алексей возмущён хвастливой, демагогической болтовнёй Вадима и «взрывается», изменяя своей привычной сдержанности:

Алексей. Есть и такое приспособление, довольно модное: городить из хороших слов этакие высоченные заборы, а что за этими заборами — не видно.

Алексей. «Воля!», «Упорство!», «Комсомол воспитал!» Ты зачем хорошие слова поганишь?

Вадим. Взбесился ты что ли?

Алексей. «Все двери открыты!», «В жизнь вступаем!» Что ж ты в неё с чёрного хода заползаешь?

Вадим. С какого это — «с чёрного»?

Алексей. Не по-ни-маешь? Где — так умён, а где — святой…

Алексей. Чести у тебя нет, совести! Подлец ты…Ничтожество! Кривая душа! Таких, как ты, ненавижу!).

Конфликт не получает развития в дальнейшем. Вадим и Андрей не меняются. А вот кого и достаточно серьёзно коснулись изменения?

(Меняется Андрей. Укрепляются его здоровые моральные устои. Разговор с родителями об устройстве в другой институт. «А Вадька, подлец, все экзамены сдал. Такие, как он, они, знаешь настырные». «А я сам хочу. Место своё найти…Моё место!..Мне жить интересно…только по-настоящему, а не так, чтобы выучиться, зарплату получать, в кино ходить, спать».).

Оцените неожиданный поступок Андрея?

(Герой отказывается сдавать последний экзамен и уезжает с Алексеем в Сибирь, чтобы начать новую трудовую жизнь.

Андрей. Вхожу, понимаешь, в училище, народищу, как всегда, — тьма. У всех глаза беспокойные, волнуются, переживают, а мне — хоть бы хны, абсолютно равнодушен. Вижу, в углу какая-то девчонка стоит: худенькая, белобрысая, косички висят жиденькие, во! — в палец с толщиной, одета так себе, неважно; прижала к себе книжки и что-то шепчет, не поймёшь — не то зубрит, не то молится…Тоска меня взяла. Ну чего, думаю, лезу, может, ей поперёк дороги становлюсь. Мне-то всё равно, а ей охота…и другим тоже…призвание, наверное; взял, повернулся и ушёл. Глупо? Да?

Андрей совершает достойное действие, перечёркивающее его благополучную и безответственную жизнь. Это не мгновенный порыв, о котором потом пожалеет герой, не бравада самостоятельности. Это глубоко обдуманный, выстраданный сомнениями и поисками свой собственный путь в жизни.

Андрей. Я вот думаю: у каждого человека должна быть своя точка. Ну, место своё. Оно — одно единственное. Попал на место — и все твои способности наружу выходят. Всё, что есть! Тут, понимаешь, человек обязательно счастливый бывает. И другие его любят, ценят. Самое важное — найти эту точку... А я понять не могу: где она? Но где-то есть это моё место. Оно — только моё. Моё! Вот я и хочу его найти. Призвание — это, наверное, тяга к этой точке…И я найду её. Обязательно найду…найду…найду…).

Почему Андрей не хотел сообщать о своём решении до отъезда, а предполагал написать впоследствии? Эгоизм? Равнодушие?

(Нет, не это движет им. Боязнь родительского, в большей степени материнского, непонимания, возможность авторитарного запрета, своего рода покушение на свободу выбора).

Трудно далось решение мамы отпустить сына?

(Да, Анастасии Ефремовне совсем нелегко было. Борьба между слепым желанием оградить сына от всего, всеми правильными и неправильными способами выстроить ему жизнь заканчивается победой разума, пониманием того, что у сына должен быть свой путь в жизни, и принятием его решения. «Мы с отцом решили отпустить тебя. Я сейчас ничего говорить не буду. Сегодня вечером сяду писать тебе письмо…»).

Основной мотив пьесы в том, что материальные блага, взлёты карьеры, общественный престиж — ценности, ставшие приоритетными, не принимаются молодыми людьми, которые отвергают всё мелочное, наносное и выбирают своё, настоящее, нравственное, чистое.

  1. Домашнее задание: Как, по-вашему, сложатся судьбы героев в дальнейшем? (эссе).
  2. Итог урока.

— Мы закончили обсуждение пьесы. Её герои — ваши сверстники, их мысли во многом сродни вашим, ведь через некоторое время вам, как и этим героям, выходить на свою дорогу, принимать ответственность за свои решения, отвечать за поступки. Надеюсь, что ваш жизненный путь будет светлым, не будет омрачаться угрызениями совести и сделками с самим собой. Старайтесь думать о той цене, которую вы будете платить. Быть может, герои этой пьесы помогут вам определиться в правильности своих убеждений, а кому-то подскажут верность решения. В добрый час!

Литература:

  1. Бугров Б. Герои и время // Розов В. С. В добрый час! Гнездо глухаря. Пьесы. — М.: Детская литература, 2001. — С. 5–14.
  2. Материалы программы «Экология литературы». — Телеканал «Культура», 2001.
  3. Розов В. С. В добрый час! Гнездо глухаря. Пьесы. — М.: Детская литература, 2001. — С.33–116.
  4. Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.
Основные термины (генерируются автоматически): добрый час, жизнь, герой, Сибирь, орудие испытания героев, Нет, Москва, мое место, лесопильный завод, угрызение совести.

Похожие статьи

Преступление как основа жизненной философии маркиза де Сада

Герой испытал разноречивые чувства: угрызение совести, крах своей теории и перемену мировоззрения... Раскольников-теоретик как эскапист | Статья в журнале... Раскольников не толькоисповедует теорию «крови по совести», но и пытается жить по ней же.

Моё восприятие романа «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова

Читая роман, рисуешь в воображении всех героев на сцене (театра жизни — только ли?) в

Роман начинается символической картиной вечерней Москвы (одновременно — современной и

Он появился в Москве, чтобы наказать алчных латунских, бесталанных, возомнивших себя...

Сравнительный анализ волшебных предметов из сказок...

Статья посвящена проведению сравнительного анализа между сказочными волшебными предметами и современными изобретениями, проведена аналогия волшебных диковинок, помогающих герою и облегчающих его существование, с техникой...

Образ нигилиста в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»...

Герой испытал разноречивые чувства: угрызение совести, крах своей теории и перемену мировоззрения, которые поставили его на путь правильный, в итоге он отрекся от идеи и готов в финале романа к началу новой жизни, к началу новой иcтории.

Повышение эффективности уроков литературного чтения за счет...

Может быть использован для создания характеристик героев литературных произведений. •«Составление плана/раскадровка» для составления простого и развернутого плана прочитанного произведения. Проанализировав произведение можно предложить детям...

Особенности конструктивных решений зданий лесопильных...

Лесопильный амбар Мезенского лесопильного завода, построенный в 1927 году

На его месте построен новый лесопильный цех из металлических конструкций. Литература

Москва: Государственное словарно-энциклопедическое издательство «Советская...

Раскольников-теоретик как эскапист | Статья в журнале...

Герои-эскаписты у Достоевского встречаются довольно часто. Самым «антиэскапистским», т. е. в котором Достоевский обличает романтическое мироощущение как эскапистское, произведением можно по праву назвать одну из ранних повестей — повесть «Белые ночи».

Жорж Дюруа: феномен «Милого друга» | Статья в журнале...

Главный герой романа Жорж Дюруа, сын деревенского трактирщика, бывший унтер-офицер колониальных войск в Алжире, «развратившийся в покоренной стране», после демобилизации приезжает в Париж, «чтобы сделать карьеру».

Рыбный мир М. Е. Салтыкова-Щедрина | Статья в журнале...

Главный герой рассказа «Коза» – советский служащий государственного аппарата Забежкин. Читая рассказ, невольно в памяти всплывает образ Башмачкина из повести Н.В. Гоголя. Каждый из героев сосредоточил свою жизнь на каком-то материальном предмете.

Похожие статьи

Преступление как основа жизненной философии маркиза де Сада

Герой испытал разноречивые чувства: угрызение совести, крах своей теории и перемену мировоззрения... Раскольников-теоретик как эскапист | Статья в журнале... Раскольников не толькоисповедует теорию «крови по совести», но и пытается жить по ней же.

Моё восприятие романа «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова

Читая роман, рисуешь в воображении всех героев на сцене (театра жизни — только ли?) в

Роман начинается символической картиной вечерней Москвы (одновременно — современной и

Он появился в Москве, чтобы наказать алчных латунских, бесталанных, возомнивших себя...

Сравнительный анализ волшебных предметов из сказок...

Статья посвящена проведению сравнительного анализа между сказочными волшебными предметами и современными изобретениями, проведена аналогия волшебных диковинок, помогающих герою и облегчающих его существование, с техникой...

Образ нигилиста в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»...

Герой испытал разноречивые чувства: угрызение совести, крах своей теории и перемену мировоззрения, которые поставили его на путь правильный, в итоге он отрекся от идеи и готов в финале романа к началу новой жизни, к началу новой иcтории.

Повышение эффективности уроков литературного чтения за счет...

Может быть использован для создания характеристик героев литературных произведений. •«Составление плана/раскадровка» для составления простого и развернутого плана прочитанного произведения. Проанализировав произведение можно предложить детям...

Особенности конструктивных решений зданий лесопильных...

Лесопильный амбар Мезенского лесопильного завода, построенный в 1927 году

На его месте построен новый лесопильный цех из металлических конструкций. Литература

Москва: Государственное словарно-энциклопедическое издательство «Советская...

Раскольников-теоретик как эскапист | Статья в журнале...

Герои-эскаписты у Достоевского встречаются довольно часто. Самым «антиэскапистским», т. е. в котором Достоевский обличает романтическое мироощущение как эскапистское, произведением можно по праву назвать одну из ранних повестей — повесть «Белые ночи».

Жорж Дюруа: феномен «Милого друга» | Статья в журнале...

Главный герой романа Жорж Дюруа, сын деревенского трактирщика, бывший унтер-офицер колониальных войск в Алжире, «развратившийся в покоренной стране», после демобилизации приезжает в Париж, «чтобы сделать карьеру».

Рыбный мир М. Е. Салтыкова-Щедрина | Статья в журнале...

Главный герой рассказа «Коза» – советский служащий государственного аппарата Забежкин. Читая рассказ, невольно в памяти всплывает образ Башмачкина из повести Н.В. Гоголя. Каждый из героев сосредоточил свою жизнь на каком-то материальном предмете.

Задать вопрос