Функциональное чтение и работа с текстом как одно из направлений работы с учащимися в условиях ФГОС | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Теория образования и обучения, дидактика

Опубликовано в Школьная педагогика №3 (13) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 02.09.2018

Статья просмотрена: 3343 раза

Библиографическое описание:

Гросс, И. С. Функциональное чтение и работа с текстом как одно из направлений работы с учащимися в условиях ФГОС / И. С. Гросс. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2018. — № 3 (13). — С. 15-17. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/104/3522/ (дата обращения: 19.04.2024).



«Как хорошо уметь читать», — твердим мы с детства. А хорошо уметь читать — ещё лучше! Сегодня недостаточно читать бегло и техника чтения не показатель читательской компетенции.

Министр Образования России Ольга Юрьевна Васильева считает, что итоговая аттестация школьников по всем предметам страдает из — за неумения внимательно читать, выделять главное, вступать в диалог с текстом. И корни проблемы, не в старшей и даже не в средней школе, а на самом начальном этапе обучения, где семья и школа должны научить воспринимать книгу не только как источник знаний, но и как лучшего друга и советчика.

Чем же информативное чтение отличается от функционального? К сожалению, гаджеты, интернет, бесконечный поток информации приучает детей и взрослых просматривать написанное бегло, по диагонали, не погружаясь мыслями и чувствами в суть текста.

Вспоминается из уроков литературы лакей Чичикова Петрушка, который читал только потому, что буквы причудливо складывались в непонятные слова. Неужели мы со всей информационной грамотностью обречены вернуться к читательской безграмотности?

Функциональное чтение учит прежде всего понимать, что и зачем мы читаем и где это можно применить. Читатель выходит на уровень собеседования с автором.

В методике начальной школы давно существует термин «Смысловое чтение» — учить думать над прочитанным, высказывать своё мнение, понимать авторскую позицию и выстраивать диалог с человеком, написавшим текст.

Не раз мы сталкиваемся с проблемой: техника чтения у ученика начальной школы отличная, читает он бегло и уверенно. Но не может ответить на поставленный вопрос к прочитанному, затрудняется пересказать то, что только воспроизвёл, тем более определить главную мысль отрывка. Мы понимаем, что без осознанного чтения пользы от прочитанного нет.

Какая же работа с текстом поможет на современном уроке указать детям путь к позиции компетентного читателя? Выделяются 3 этапа: восприятие — истолкование — оценка.

На этапе восприятия важно впечатлить ребёнка искусством слова. Здесь могут прийти на помощь аудиозаписи, мелодекламация самого учителя, с меняющейся фоновой музыкой, дополнение словесного ряда зрительным, образным с привлечением различных видов искусства и технических средств.

Главное здесь — заинтересовать будущих читателей тайнами текста, впечатлить их красотой художественной речи. При этом важно помнить, что главным должно оставаться СЛОВО, а другие виды искусства и технические средства играют прикладную роль.

Учитель по глазам и эмоциям детей понимает, что первое знакомство с текстом состоялось. А интригующие вопросы позволяют выявить самых внимательных слушателей и побудить всех перейти к самому ответственному этапу — ИСТОЛКОВАНИЕ текста.

Здесь ребята анализируют текст, находят в нём ключевые слова, цитаты, отвечающие на вопросы, отрывки, соответствующие рисункам, сами предлагают устное иллюстрирование эпизодов, думают над названием и приходят к пониманию авторских мыслей и чувств на уровне детского понимания мира.

Выразительное чтение ребят, в том числе и чтение по ролям, интонирование, выделение ключевых слов и важной информации, объяснение раннее непонятного, пересказ прочитанного корректно и лаконично — это знак того, что дети поднялись на новую ступеньку читательского мастерства.

Важно с начальной школы уделять внимание средствам языковой выразительности. Причём — дети должны понимать, что эпитеты, метафоры, олицетворения не просто есть в тексте — ни дают читателю ключ к авторским загадкам.

И заключительный, не менее важный этап работы с текстом — оценка прочитанного становится минутами сотворчества маленького читателя с большим писателем. Дети могут попытаться сами продолжить прочитанную историю, сформулировать авторский урок, порекомендовать другим ребятам прочитать произведение. А главное, понять: с прочтением текста они стали на страничку читательского опыта взрослее и теперь могут попытаться стать маленькими писателями и сочинить что — то своё, пусть даже это синквейн или самостоятельно построенный «дом понимания», — где фундамент, стены, крыша, окна олицетворяют основные мысли, ключевые слова, уроки текста.

Пример такой работы с текстом стихотворения Фёдора Ивановича Тютчева «Зима недаром злится».

На этапе восприятия мы говорим о радостном настроении, об ощущении пробуждения, движения в природе.

Музыка помогает пробудить отклик в душах слушателей на этапе истолкования мы соберём: подснежники: средств выразительности, оценивающих красоту поэтического слова. С помощью разбора интонирования текста дети придумывают ритм и тональность произведения, а сам инструмент (гитара) аккомпанирует детское исполнение.

Олицетворения весна и зима делают стихотворение похожим на сказку, где «ведьма злая» должна уступить «доброй красавице».

На уровне оценки дети говорят, что душа просит весны, тепла, радости и красоты.

В 4 классе введены всероссийские проверочные работы, в которых задания даны в больших объемах, что обычно пугает учащихся, вызывает тревогу. Но, при внимательном и неторопливом чтении, делении текста на смысловые части, задания становятся не такими «страшными и невыполнимыми». Это касается задач по математике, логических задач по окружающему миру и работы с текстом во второй части ВПР по русскому языку.

Рассмотрим одну из трудных задач. А решим её с помощью расписания и выделения из текста ключевой информации.

По русскому языку выполнить домашнее задание Оле помогает бабушка, по английскому языку — старшая сестра, а по математике — дедушка. Оля тратит ровно 40 минут на выполнение домашнего задания по каждому предмету. Бабушка готовит завтрак с 8 до 9 часов, сестра гуляет с сыном с 9 до 10 часов 20 минут, а дедушка возвращается из шахматного клуба в 11 часов 15 минут. Оля пришла с тренировки по теннису в 9 часов 45 минут, в 10 часов начала делать уроки и управилась с домашним заданием ровно в 12 часов.

Кто помогал Оле в 10:05?

Задание по какому предмету Оля выполняла последним?

Режим дня семьи Оли

Бабушка

8.00–9.00 — готовит завтрак

С 9.00 до 12.00 свободное время

Старшая сестра

9.00–10.20 — гуляет с сыном

С 10.20 до 12.00 свободное время

Дедушка

Приходит с шахматного клуба в 11.15

С 11.15 до 12.00 свободное время

Оля

Приходит с тренировки по теннису в 9.45

Начинает делать уроки в 10.00 и заканчивает в 12.00

Составив это расписание не сложно ответить на поставленные вопросы. По таблице видно, что в 10.05 Оле помогала делать уроки бабушка, а последним предметом, по которому девочка выполняла задание — математика, т. к. дедушка приходит с шахматного клуба позже всех.

Функциональное чтение, по моему мнению, очень актуально в современной начальной школе. Оно научит не только внимательному, выразительному, осознанному чтению, им наши читатели будут пользоваться всю жизнь. Задача, правильно использовать методы современного чтения, систематически работать над этим, контролировать и корректировать результаты учащихся, которые, непременно, будут меняться в лучшую сторону.

Основные термины (генерируются автоматически): текст, начальная школа, свободное время, шахматный клуб, домашнее задание, русский язык, старшая сестра, техник чтения, функциональное чтение, этап восприятия.

Похожие статьи

Формирование навыков выразительного чтения в начальных...

«Чтение,- писал виднейший представитель отечественной методики начального обучения Н. Ф. Бунаков,- главное орудие начальной школы, которым она может действовать как умственное, так и нравственное развитие своих учеников, развивать и укреплять их мысль и сознательность».

Чтение как вид речевой деятельности на начальном этапе...

Ключевые слова: чтение, навык, обучение, начальный этап, русский язык.

Чтение — чрезвычайно сложный процесс. Этому вопросу посвящено достаточное количество методической литературы, но нам хотелось бы остановиться на начальном этапе обучения чтению, так как...

Развитие навыка грамотного чтения у школьников

Чтение — это мощное средство образования, воспитания и развития: умственного, языкового, нравственного, культурного, эстетического

Одна из важнейших задач начальной школы — формирование у каждого ученика полноценного и обстоятельно усвоенного навыка чтения...

Использование в начальной школе технологий обучения детей...

текст, чтение, техника чтения, русский язык, ребенок, начальная школа, выразительное чтение, огромная роль, начальное обучение, грамотный читатель. Приёмы смыслового чтения как средство обучения решению... Формирование универсальных учебных действий в основной...

Технология продуктивного чтения как способ противостояния...

Технология имеет три этапа — до чтения, во время чтения, после чтения с вычитыванием трех видов информации: фактуальной (то, о чем

− Предлагаю пример работы с текстом до чтения на иллюстрации к произведению В. Драгунского «Англичанин Павля», учебник литературного...

Обучение чтению как способ развития речевых умений...

чтение, начальный этап, иностранный язык, английский язык, умение, текст, самостоятельное чтение, речевая деятельность, действие, языковой материал. Похожие статьи. Формирование лексических навыков на начальном этапе...

Некоторые вопросы обучения чтению в коррекционной школе

Наиболее распространенный вид чтения в коррекционной школечтение вслух.

3 этап-единицей чтения является предложение. Понимание начинает опережать читаемое.

Тексты, предлагаемые ученикам для чтения про себя, должны быть простыми по содержанию...

Приёмы выработки у детей навыков беглого чтения через...

Совершенствование техники чтения — одна из главных задач обучения младших школьников. От постановки обучения детей чтению во многом зависит формирование личности ученика, становление его отношения к учению, школе, учителю, товарищам, коллективу класса, к...

Развитие устной речи обучающихся на уроках литературы

Пушкин, литературное чтение, орфоэпическая работа, начальная школа, русский язык, словарная работа, урок чтения, художественное произведение, орфоэпическое комментирование, подготовительный этап. Способы языковой оценки в произведениях детских...

Похожие статьи

Формирование навыков выразительного чтения в начальных...

«Чтение,- писал виднейший представитель отечественной методики начального обучения Н. Ф. Бунаков,- главное орудие начальной школы, которым она может действовать как умственное, так и нравственное развитие своих учеников, развивать и укреплять их мысль и сознательность».

Чтение как вид речевой деятельности на начальном этапе...

Ключевые слова: чтение, навык, обучение, начальный этап, русский язык.

Чтение — чрезвычайно сложный процесс. Этому вопросу посвящено достаточное количество методической литературы, но нам хотелось бы остановиться на начальном этапе обучения чтению, так как...

Развитие навыка грамотного чтения у школьников

Чтение — это мощное средство образования, воспитания и развития: умственного, языкового, нравственного, культурного, эстетического

Одна из важнейших задач начальной школы — формирование у каждого ученика полноценного и обстоятельно усвоенного навыка чтения...

Использование в начальной школе технологий обучения детей...

текст, чтение, техника чтения, русский язык, ребенок, начальная школа, выразительное чтение, огромная роль, начальное обучение, грамотный читатель. Приёмы смыслового чтения как средство обучения решению... Формирование универсальных учебных действий в основной...

Технология продуктивного чтения как способ противостояния...

Технология имеет три этапа — до чтения, во время чтения, после чтения с вычитыванием трех видов информации: фактуальной (то, о чем

− Предлагаю пример работы с текстом до чтения на иллюстрации к произведению В. Драгунского «Англичанин Павля», учебник литературного...

Обучение чтению как способ развития речевых умений...

чтение, начальный этап, иностранный язык, английский язык, умение, текст, самостоятельное чтение, речевая деятельность, действие, языковой материал. Похожие статьи. Формирование лексических навыков на начальном этапе...

Некоторые вопросы обучения чтению в коррекционной школе

Наиболее распространенный вид чтения в коррекционной школечтение вслух.

3 этап-единицей чтения является предложение. Понимание начинает опережать читаемое.

Тексты, предлагаемые ученикам для чтения про себя, должны быть простыми по содержанию...

Приёмы выработки у детей навыков беглого чтения через...

Совершенствование техники чтения — одна из главных задач обучения младших школьников. От постановки обучения детей чтению во многом зависит формирование личности ученика, становление его отношения к учению, школе, учителю, товарищам, коллективу класса, к...

Развитие устной речи обучающихся на уроках литературы

Пушкин, литературное чтение, орфоэпическая работа, начальная школа, русский язык, словарная работа, урок чтения, художественное произведение, орфоэпическое комментирование, подготовительный этап. Способы языковой оценки в произведениях детских...

Задать вопрос