Функциональное чтение и работа с текстом как одно из направлений работы с учащимися в условиях ФГОС
Автор: Гросс Ирина Сергеевна
Рубрика: Теория образования и обучения, дидактика
Опубликовано в Школьная педагогика №3 (13) ноябрь 2018 г.
Дата публикации: 02.09.2018
Статья просмотрена: 3618 раз
Библиографическое описание:
Гросс, И. С. Функциональное чтение и работа с текстом как одно из направлений работы с учащимися в условиях ФГОС / И. С. Гросс. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2018. — № 3 (13). — С. 15-17. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/104/3522/ (дата обращения: 16.12.2024).
«Как хорошо уметь читать», — твердим мы с детства. А хорошо уметь читать — ещё лучше! Сегодня недостаточно читать бегло и техника чтения не показатель читательской компетенции.
Министр Образования России Ольга Юрьевна Васильева считает, что итоговая аттестация школьников по всем предметам страдает из — за неумения внимательно читать, выделять главное, вступать в диалог с текстом. И корни проблемы, не в старшей и даже не в средней школе, а на самом начальном этапе обучения, где семья и школа должны научить воспринимать книгу не только как источник знаний, но и как лучшего друга и советчика.
Чем же информативное чтение отличается от функционального? К сожалению, гаджеты, интернет, бесконечный поток информации приучает детей и взрослых просматривать написанное бегло, по диагонали, не погружаясь мыслями и чувствами в суть текста.
Вспоминается из уроков литературы лакей Чичикова Петрушка, который читал только потому, что буквы причудливо складывались в непонятные слова. Неужели мы со всей информационной грамотностью обречены вернуться к читательской безграмотности?
Функциональное чтение учит прежде всего понимать, что и зачем мы читаем и где это можно применить. Читатель выходит на уровень собеседования с автором.
В методике начальной школы давно существует термин «Смысловое чтение» — учить думать над прочитанным, высказывать своё мнение, понимать авторскую позицию и выстраивать диалог с человеком, написавшим текст.
Не раз мы сталкиваемся с проблемой: техника чтения у ученика начальной школы отличная, читает он бегло и уверенно. Но не может ответить на поставленный вопрос к прочитанному, затрудняется пересказать то, что только воспроизвёл, тем более определить главную мысль отрывка. Мы понимаем, что без осознанного чтения пользы от прочитанного нет.
Какая же работа с текстом поможет на современном уроке указать детям путь к позиции компетентного читателя? Выделяются 3 этапа: восприятие — истолкование — оценка.
На этапе восприятия важно впечатлить ребёнка искусством слова. Здесь могут прийти на помощь аудиозаписи, мелодекламация самого учителя, с меняющейся фоновой музыкой, дополнение словесного ряда зрительным, образным с привлечением различных видов искусства и технических средств.
Главное здесь — заинтересовать будущих читателей тайнами текста, впечатлить их красотой художественной речи. При этом важно помнить, что главным должно оставаться СЛОВО, а другие виды искусства и технические средства играют прикладную роль.
Учитель по глазам и эмоциям детей понимает, что первое знакомство с текстом состоялось. А интригующие вопросы позволяют выявить самых внимательных слушателей и побудить всех перейти к самому ответственному этапу — ИСТОЛКОВАНИЕ текста.
Здесь ребята анализируют текст, находят в нём ключевые слова, цитаты, отвечающие на вопросы, отрывки, соответствующие рисункам, сами предлагают устное иллюстрирование эпизодов, думают над названием и приходят к пониманию авторских мыслей и чувств на уровне детского понимания мира.
Выразительное чтение ребят, в том числе и чтение по ролям, интонирование, выделение ключевых слов и важной информации, объяснение раннее непонятного, пересказ прочитанного корректно и лаконично — это знак того, что дети поднялись на новую ступеньку читательского мастерства.
Важно с начальной школы уделять внимание средствам языковой выразительности. Причём — дети должны понимать, что эпитеты, метафоры, олицетворения не просто есть в тексте — ни дают читателю ключ к авторским загадкам.
И заключительный, не менее важный этап работы с текстом — оценка прочитанного становится минутами сотворчества маленького читателя с большим писателем. Дети могут попытаться сами продолжить прочитанную историю, сформулировать авторский урок, порекомендовать другим ребятам прочитать произведение. А главное, понять: с прочтением текста они стали на страничку читательского опыта взрослее и теперь могут попытаться стать маленькими писателями и сочинить что — то своё, пусть даже это синквейн или самостоятельно построенный «дом понимания», — где фундамент, стены, крыша, окна олицетворяют основные мысли, ключевые слова, уроки текста.
Пример такой работы с текстом стихотворения Фёдора Ивановича Тютчева «Зима недаром злится».
На этапе восприятия мы говорим о радостном настроении, об ощущении пробуждения, движения в природе.
Музыка помогает пробудить отклик в душах слушателей на этапе истолкования мы соберём: подснежники: средств выразительности, оценивающих красоту поэтического слова. С помощью разбора интонирования текста дети придумывают ритм и тональность произведения, а сам инструмент (гитара) аккомпанирует детское исполнение.
Олицетворения весна и зима делают стихотворение похожим на сказку, где «ведьма злая» должна уступить «доброй красавице».
На уровне оценки дети говорят, что душа просит весны, тепла, радости и красоты.
В 4 классе введены всероссийские проверочные работы, в которых задания даны в больших объемах, что обычно пугает учащихся, вызывает тревогу. Но, при внимательном и неторопливом чтении, делении текста на смысловые части, задания становятся не такими «страшными и невыполнимыми». Это касается задач по математике, логических задач по окружающему миру и работы с текстом во второй части ВПР по русскому языку.
Рассмотрим одну из трудных задач. А решим её с помощью расписания и выделения из текста ключевой информации.
По русскому языку выполнить домашнее задание Оле помогает бабушка, по английскому языку — старшая сестра, а по математике — дедушка. Оля тратит ровно 40 минут на выполнение домашнего задания по каждому предмету. Бабушка готовит завтрак с 8 до 9 часов, сестра гуляет с сыном с 9 до 10 часов 20 минут, а дедушка возвращается из шахматного клуба в 11 часов 15 минут. Оля пришла с тренировки по теннису в 9 часов 45 минут, в 10 часов начала делать уроки и управилась с домашним заданием ровно в 12 часов.
Кто помогал Оле в 10:05?
Задание по какому предмету Оля выполняла последним?
Режим дня семьи Оли |
||
Бабушка |
8.00–9.00 — готовит завтрак |
С 9.00 до 12.00 свободное время |
Старшая сестра |
9.00–10.20 — гуляет с сыном |
С 10.20 до 12.00 свободное время |
Дедушка |
Приходит с шахматного клуба в 11.15 |
С 11.15 до 12.00 свободное время |
Оля |
Приходит с тренировки по теннису в 9.45 |
Начинает делать уроки в 10.00 и заканчивает в 12.00 |
Составив это расписание не сложно ответить на поставленные вопросы. По таблице видно, что в 10.05 Оле помогала делать уроки бабушка, а последним предметом, по которому девочка выполняла задание — математика, т. к. дедушка приходит с шахматного клуба позже всех.
Функциональное чтение, по моему мнению, очень актуально в современной начальной школе. Оно научит не только внимательному, выразительному, осознанному чтению, им наши читатели будут пользоваться всю жизнь. Задача, правильно использовать методы современного чтения, систематически работать над этим, контролировать и корректировать результаты учащихся, которые, непременно, будут меняться в лучшую сторону.