Туристическая деятельность как направление развития дошкольного образовательного учреждения в современных условиях | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 сентября, печатный экземпляр отправим 2 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Деятельность дошкольного учреждения

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (14) июль 2018 г.

Дата публикации: 16.05.2018

Статья просмотрена: 33 раза

Библиографическое описание:

Головина М. В., Марковникова Е. Ю. Туристическая деятельность как направление развития дошкольного образовательного учреждения в современных условиях // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — №4. — С. 1-3. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/99/3364/ (дата обращения: 20.09.2019).



Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна их главных задач страны, а оздоровительная деятельность в дошкольных учреждениях — это долгосрочная инвестиция государства в семью, которая вернется ему в виде здоровых и полноценных граждан. В соответствии с основными нормативными документами приоритетной задачей дошкольного образования является воспитание свободного, инициативного, любознательного, самостоятельного, уверенного в своих силах человека с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций. Для того, чтобы достичь данных целевых ориентиров ребенок, прежде всего, должен быть здоровым и социально благополучным.

Многочисленные исследования в области здоровьесберегающих технологий позволяют отметить, что особенно глубокий и значительный оздоровительный эффект достигается в результате использования естественных сил природы в сочетании с двигательными действиями. Именно поэтому, коллектив нашего детского сада широко использует туристические прогулки, экскурсии и походы в качестве эффективного средства воспитания здорового и закаленного человека, а так же для расширения его кругозора, познания законов и красоты окружающего природного мира.

Проанализировав изменения в законодательстве, запрос современного общества, а также окружающий социум, который включаюет в себя: парк Лесоводов Башкирии, музей леса, ботанический сад, лимонарий, и реку Уфа, мы определили концепцию дальнейшего развития своего учреждения.

Основной целью данной концепции стало всестороннее развитие личности ребенка средствами туристической деятельности. Данная концепция включала в себя стратегию управления модернизацией здоровьесберегающей деятельности.

На данном этапе мы определили основные направления деятельности, включающие в себя:

– организация здоровьесберегающей предметно-прострснтвенной среды;

– организация детской деятельности;

– организация деятельности коллектива;

– организацию сетевого взаимодействия;

– включение родителей воспитанников в здоровьесберагеющую деятельность.

В рамках формирования здоровьесберегающей предметно-пространственной среды на территории детского сада была создана тропа здоровья и палаточный городок, а так же подготовлено снаряжение юного туриста: туристические палатки, походная аптечка, компасы, рюкзаки, коврики, подобраны атрибуты для спортивных и подвижных игр.

Средства туризма так же обладают большим познавательным потенциалом и позволяют развивать познавательные способности детей. Именно поэтому в группах детского сада были оформлены мини-музеи, такие как «Удивительный мир насекомых», «Цветы вокруг нас», «Королевство камней». Они позволяют погрузить дошкольников в интересный и таинственный, красочный и завораживающий мир природы, вызвать интерес к изучению его тайн и загадок.

Созданная медиатека с набором видеосюжетов, аудиозаписей, картинок и картин о родном крае дополняет предметную среду и позволяет в доступной форме продемонстрировать детям их природные богатства и обсудить мировые экологические проблемы и найти пути их решения.

В рамках организации детской деятельности, на начальном этапе мы использовали пешие прогулки за пределы детского сада, которые представляют собой простейший вид детского туризма. Многолетние наблюдения показали, что различные виды туризма по-разному влияют на отдельные системы. Например, на увеличение силы мышц верхнего плечевого пояса эффективнее влияют лыжные походы, мышц спины — пешие. Так же активный отдых на природе заметно улучшает эмоциональное состояние детей. Туристы обычно меньше подвержены депрессии, тревожности и напряженности. Они становятся более собранными, уверенными в себе, доброжелательными, терпимыми к недостаткам других.

Нами были организованы зимние походы по парку им. Лесоводов Башкирии и летние походы к реке Уфа. Данный вид деятельности позволили выявить уровень выносливости и силы воли каждого ребенка, а также скорректировать маршрут его индивидуального физического развития.

В подготовительной к школе группе была оформлена сюжетно — ролевая игра «Туристическое агентство». В рамках данного сюжета дети учатся рассказывать об удивительных местах, родного края, страны и мира в целом, передавая в рассказах свои впечатления об уникальной природе, памятниках древних культур и значимых архитектурных сооружениях.

Коллектив детского сада уверен, что это то самое наследство, которое мы должны не только использовать по назначению в жизни, но и беречь, как зеницу ока, развивая и распространяя ее среди потомков.

Данная деятельность невозможна без поддержки и участия родителей. В детском саду действует туристический клуб «Детство-ТУР». Родители, дети и коллектив детского сада совершили восхождение на Мамбет, провели выходные дни на турбазе Артыш, осуществили воздушную переправу через реку Зилим, посетили знаменитые Аскинскую и Кунгурскую ледяные пещеры¸ полюбовались красотами водопада «Атыш». Посещение данных мест оставило не только яркие впечатления, но и показало важность совместного активного семейного отдыха на природе.

Путешествуя по просторам родного края, бывая в других странах, дети видят и другую — негативную сторону деятельности человека в природе. Это места стоянок, привалов, которые наносят непоправимый урон нашей природе, экологии. В рамках решения данной проблемы нами были разработаны памятки о правилах поведения на водоемах и в лесу.

С 2013 года детский сад проводит акцию «Возвращенный лес». За это время было собрано 4,5 тонны макулатуры. Если посмотреть статистику, нами было спасено более 70 деревьев.

В целях создания системы взаимовыгодного сотрудничества для создания у ребенка целостного представления об окружающем мире, развития познавательной мотивации мы установили тесные связи с Республиканским музеем леса. Ежегодный поход — прогулка с посещением музея пополнили знания детей о животном и растительном мире республики.

Сотрудничество с Центром защиты леса Республики Башкортостан помогло сформировать систему экологических знаний, доступных для дошкольного возраста, расширить и закрепить знания о природе, привить бережное отношение к лесу и окружающему миру в целом.

С детьми проводился цикл бесед по темам: «Лес — начинается с семени», «Вредные и полезные насекомые леса», «Красная книга Республики Башкортостан», «Птицы — санитары леса», «Правила поведения в лесу». На практике в туристическом походе дети закрепляли полученные знания, устанавливали кормушки и скворечники для птиц.

Посетив выставку картин художницы в Уфимском ботаническом саду, дети перенеслись в атмосферу путешествий и солнечного Средиземноморья, а прогулка по оранжерее познакомила с миром экзотических растений в заснеженной Уфе.

Результатом работы коллектива стало оформление бренда детского сада «Юные туристы». Разработка новых маршрутов, развитие экотуризма и создание базы виртуальных экскурсий, соляная шахта позволят развить устойчивый интерес детей к туризму, как к увлекательному, познавательному и полезному виду деятельности.

Таким образом, туристическая деятельность, мотивирует дошкольника к ведению здорового образа жизни и является прекрасным средством всестороннего развития личности.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, родной край, ребенок, природа, окружающий мир, Уфа, Правило поведения, Башкортостан, туристическая деятельность.

Похожие статьи

Познание родного края посредством эколого-туристической...

природа, детский сад, экологическое воспитание, ребенок, экологическая культура, поход, окружающая среда, дошкольный возраст, экологическое образование, мир природы.

Похожие статьи. Познание родного края посредством эколого-туристической деятельности.

Приобщение детей старшего дошкольного возраста...

- с воспитания любви к детскому саду, родной улице, родному краю, своей малой Родине.

- Непосредственное участие в краеведческой деятельности и взрослых, и детей.

Интегрированный подход в работе различных специалистов...

ребенок, окружающий мир, экологическое воспитание, природа, экологическое воспитание детей, детский сад, игра, животное, явление природы, дошкольное учреждение.

Экологический проект «Музей природы родного края»

родной край, природа, ребенок, реализация проекта, бережное отношение, Красная книга, образовательная деятельность, дошкольный возраст, детский сад, старооскольский район.

Экскурсия – педагогический процесс | Статья в журнале...

ребенок, окружающий мир, экологическое воспитание, природа, экологическое воспитание детей, детский сад, игра, животное, явление природы, дошкольное учреждение. Экологический проект «Музей природы родного края».

Учите детей любить природу | Статья в сборнике международной...

ребенок, природа, растение, экологическое воспитание, окружающий мир, окружающая среда, животное, детский сад, родная природа, бережное отношение.

Краеведение в детском саду | Статья в журнале «Образование...»

Для малыша это, прежде всего, родной дом, детский сад, улица, город. Это природа, люди, дома, окружающие их, которые они видят повседневно. Нам взрослым необходимо помочь ребенку открыть это чудо, приобщая к природе и быту, истории, культуре родного края.

Основные задачи и формы краеведческой работы в ДОУ

детский сад, родной город, малая родина, окружающая среда, развивающая среда, Омутнинск, Александров, ближайшее окружение

Краеведение в детском саду | Статья в журнале «Образование...» родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город...

Моя малая Родина | Статья в журнале «Молодой ученый»

родной город, Ребенок, образовательная деятельность, детский сад, малая родина, патриотическое воспитание, город, дошкольный возраст, родной край, труд людей.

Похожие статьи

Познание родного края посредством эколого-туристической...

природа, детский сад, экологическое воспитание, ребенок, экологическая культура, поход, окружающая среда, дошкольный возраст, экологическое образование, мир природы.

Похожие статьи. Познание родного края посредством эколого-туристической деятельности.

Приобщение детей старшего дошкольного возраста...

- с воспитания любви к детскому саду, родной улице, родному краю, своей малой Родине.

- Непосредственное участие в краеведческой деятельности и взрослых, и детей.

Интегрированный подход в работе различных специалистов...

ребенок, окружающий мир, экологическое воспитание, природа, экологическое воспитание детей, детский сад, игра, животное, явление природы, дошкольное учреждение.

Экологический проект «Музей природы родного края»

родной край, природа, ребенок, реализация проекта, бережное отношение, Красная книга, образовательная деятельность, дошкольный возраст, детский сад, старооскольский район.

Экскурсия – педагогический процесс | Статья в журнале...

ребенок, окружающий мир, экологическое воспитание, природа, экологическое воспитание детей, детский сад, игра, животное, явление природы, дошкольное учреждение. Экологический проект «Музей природы родного края».

Учите детей любить природу | Статья в сборнике международной...

ребенок, природа, растение, экологическое воспитание, окружающий мир, окружающая среда, животное, детский сад, родная природа, бережное отношение.

Краеведение в детском саду | Статья в журнале «Образование...»

Для малыша это, прежде всего, родной дом, детский сад, улица, город. Это природа, люди, дома, окружающие их, которые они видят повседневно. Нам взрослым необходимо помочь ребенку открыть это чудо, приобщая к природе и быту, истории, культуре родного края.

Основные задачи и формы краеведческой работы в ДОУ

детский сад, родной город, малая родина, окружающая среда, развивающая среда, Омутнинск, Александров, ближайшее окружение

Краеведение в детском саду | Статья в журнале «Образование...» родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город...

Моя малая Родина | Статья в журнале «Молодой ученый»

родной город, Ребенок, образовательная деятельность, детский сад, малая родина, патриотическое воспитание, город, дошкольный возраст, родной край, труд людей.

Задать вопрос