Технология «Ситуация» системно-деятельностного подхода — технология нового поколения педагогов дошкольного образования | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Методика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (13) май 2018 г.

Дата публикации: 25.04.2018

Статья просмотрена: 268 раз

Библиографическое описание:

Черниговских, Е. В. Технология «Ситуация» системно-деятельностного подхода — технология нового поколения педагогов дошкольного образования / Е. В. Черниговских, Н. В. Муляр. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 3 (13). — С. 98-100. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/92/3313/ (дата обращения: 19.04.2024).



Инновационное развитие и модернизация — это современный путь Российского государства. Основным звеном формирования гражданского потенциала является образование, главным аспектом которого становится инновационность, реализация новаторских решений [3]. На уровне дошкольного образования, в настоящее время на федеральном и региональных уровнях проводятся соответствующие научно — методические исследования; создаются инновационные площадки, образовательные программы инновационной направленности; проводятся конференции и форумы. Педагоги-дошкольники овладевают, апробируют и внедряют технологии, отвечающие современным требованиям.

Центром системно-деятельностной педагогики, научным руководителем которого является Л. Г. Петерсон, была разработана и предложена педагогам образовательная технология «Ситуация». Суть данной технологии — это создание педагогом развивающей ситуации, способствующей появлению у ребенка «детской» цели, мотива и способов достижения данной цели, т. е. формирования спектра универсальных умений, способствующих саморазвитию и самореализации воспитанников. Накопления ребенком культурного опыта деятельности, решения задач и проблем как основы для формирования в его сознании целостной картины мира. При этом педагог становится организатором, помощником, консультантом, выполняет миссию проводника в мир общечеловеческой культуры [1].

Ситуации могут изменяться по форме организации и времени локализации, но имеют постоянную структуру, состоящую из шести этапов, вытекающих друг из друга:

  1. введение в ситуацию — педагог создает условия для включения воспитанников в деятельность, на этом этапе у детей появляется цель и реализуется механизм мотивации «надо» — «хочу» — «могу»;
  2. актуализация уже имеющихся у ребенка знаний, умений, навыков — педагог создает условия для практического использования детского опыта, полученного ранее;
  3. ситуации затруднения — на данном этапе педагог создает условия для самоорганизации и развития познавательного интереса у воспитанников. На данном этапе ребенок, благодаря системе вопросов педагога, конкретизирует затруднение и причину его возникновения. Оно становится значимым для ребенка и возникает потребность преодолеть его;
  4. «открытие» нового знания — это этап самостоятельного поиска воспитанниками решений и пробных действий. В итоге, дети получают опыт выбора способа преодоления затруднения, нахождения ресурса для получения необходимой информации для решения проблемной ситуации;
  5. включение нового знания в систему знаний — педагогом создается ситуация, в которой новое знание включается в систему знаний, умений, навыков ребенка;
  6. осмысление — этап, осознания детьми своих сил, фиксирование достижения цели и определение способов, которые помогут добиться этой цели.

Составление логической основы организованной образовательной деятельности является первым шагом к конструированию целостного сценария занятия в технологии «Ситуации». Развитие игрового сюжета, методы и приемы организованной деятельности детей, — все строится в определенной последовательности, где ключевым моментом является затруднение. А.Эйнштейн утверждал, что в затруднении содержится возможность. Возможность для реализации своих знаний, умений, навыков, саморазвития, самоутверждения, принятия самостоятельных решений.

Технология «Ситуации» — является технологией, всем отвечающей требованиям современного образования. Она способствует самореализации ребенка, формированию у него практического опыта, познавательного интереса, предпосылок учебной деятельности, развитию деятельностных способностей и коммуникативно — нравственных качеств личности, ведущих детей к дальнейшему самообразованию и успешному будущему в жизни.

Данная технология отвечает требованиям ФГОС — является технологией приемлемой как в дошкольных образовательных учреждениях, так и в школах.

Инновационная деятельность способствует улучшению педагогической системы, достижению более высоких результатов. Образовательные программы, разработанные на современном этапе, обеспечивают вариативность педагогического процесса, ориентируются на индивидуальные особенности ребенка и запросы семьи как ячейки социального общества [2].

Литература:

  1. Петерсон Л. Г. Проект примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Мир открытий»/Л. Г. Петерсон, И. А. Лыкова — ЮВЕНТА, 2016–383с.
  2. Щербакова Е. В. Инновационные процессы и тенденции в образовательном процессе // Е.В Щербакова Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С.238–241.
  3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: из послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации (2008г.) // Российская газета. — 2008. — 6 ноября. — С. 6–12.
Основные термины (генерируются автоматически): педагог, познавательный интерес, ребенок, система знаний, этап.

Похожие статьи

Развитие и формирование познавательного интереса у детей...

Цель статьи:раскрыть сущность понятия «познавательный интерес», его структуру, этапы становления

У ребенка постепенно начинает формироваться система знаний.

В старшей и подготовительной к школе группе педагог учит детей на основе знакомых обобщенных...

Формирование познавательных интересов обучающихся

Уже в школе педагог должен привить ребенку стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования.

Тогда и результаты сказываются быстрее, особенно на первом этапе формирования познавательных интересов.

Основные этапы развития познавательного интереса при...

Интерес, и особенно познавательный интерес, психологи и педагоги изучают с различных

Ученики с интересом этого уровня характеризуются низким качеством знаний, познавательной инертностью.

Формирование познавательного интереса у детей младшего...

Педагогическое сопровождение развития познавательного...

Любознательность проявляется у ребенка в вопросах, которые он задает. Все дети по своей природе почемучки, но как достичь устойчивого и постоянного познавательного интереса у каждого ребенка — нелегкая задача для педагога.

Пути развития познавательного интереса у подростков

Ключевые слова: познавательная деятельность, познавательный интерес, универсальные учебные действия.

Тем самым, для педагога ставится важная задача — направить ребенка на изучение предмета, повышая интерес к определенному виду деятельности.

Психолого-педагогическая сущность познавательного интереса

Еще К. Д. Ушинский утверждал, что в ребенке необходимо развивать желание и способность самостоятельно, без педагога обогащать свой познавательный опыт.

С. Л. Рубинштейном установлена плотная взаимосвязь познавательного интереса со знаниями: последние...

О сущности познавательного интереса и его роли в обучении

Формирование познавательных интересов, как указывают отечественные педагоги, является сложным процессом

Именно поэтому учитель должен целенаправленно работать над формированием у детей познавательного интереса к преподаваемой дисциплине.

Формирование познавательного интереса к обучению путем...

Формирование познавательного интереса у детей младшего... В связи с этим ведется усовершенствование методических систем, с целью максимально активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе обучения.

Проблемная ситуация как условие развития познавательной...

Родители, а часто и мы, педагоги, как правило, озабочены развитием знаний и умений ребенка, а не

Мы не должны тормозить их способности к развитию познавательного интереса, а наоборот уже с раннего

Разберем этапы процесса решения проблемной ситуации на примере.

Познавательный интерес как средство обучения младших...

интерес, познавательный интерес, урок, познание деятельностью, предмет интереса, познавательный интерес учащихся

Развитие и формирование познавательного интереса у детей...

Основные этапы развития познавательного интереса при...

Похожие статьи

Развитие и формирование познавательного интереса у детей...

Цель статьи:раскрыть сущность понятия «познавательный интерес», его структуру, этапы становления

У ребенка постепенно начинает формироваться система знаний.

В старшей и подготовительной к школе группе педагог учит детей на основе знакомых обобщенных...

Формирование познавательных интересов обучающихся

Уже в школе педагог должен привить ребенку стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования.

Тогда и результаты сказываются быстрее, особенно на первом этапе формирования познавательных интересов.

Основные этапы развития познавательного интереса при...

Интерес, и особенно познавательный интерес, психологи и педагоги изучают с различных

Ученики с интересом этого уровня характеризуются низким качеством знаний, познавательной инертностью.

Формирование познавательного интереса у детей младшего...

Педагогическое сопровождение развития познавательного...

Любознательность проявляется у ребенка в вопросах, которые он задает. Все дети по своей природе почемучки, но как достичь устойчивого и постоянного познавательного интереса у каждого ребенка — нелегкая задача для педагога.

Пути развития познавательного интереса у подростков

Ключевые слова: познавательная деятельность, познавательный интерес, универсальные учебные действия.

Тем самым, для педагога ставится важная задача — направить ребенка на изучение предмета, повышая интерес к определенному виду деятельности.

Психолого-педагогическая сущность познавательного интереса

Еще К. Д. Ушинский утверждал, что в ребенке необходимо развивать желание и способность самостоятельно, без педагога обогащать свой познавательный опыт.

С. Л. Рубинштейном установлена плотная взаимосвязь познавательного интереса со знаниями: последние...

О сущности познавательного интереса и его роли в обучении

Формирование познавательных интересов, как указывают отечественные педагоги, является сложным процессом

Именно поэтому учитель должен целенаправленно работать над формированием у детей познавательного интереса к преподаваемой дисциплине.

Формирование познавательного интереса к обучению путем...

Формирование познавательного интереса у детей младшего... В связи с этим ведется усовершенствование методических систем, с целью максимально активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе обучения.

Проблемная ситуация как условие развития познавательной...

Родители, а часто и мы, педагоги, как правило, озабочены развитием знаний и умений ребенка, а не

Мы не должны тормозить их способности к развитию познавательного интереса, а наоборот уже с раннего

Разберем этапы процесса решения проблемной ситуации на примере.

Познавательный интерес как средство обучения младших...

интерес, познавательный интерес, урок, познание деятельностью, предмет интереса, познавательный интерес учащихся

Развитие и формирование познавательного интереса у детей...

Основные этапы развития познавательного интереса при...

Задать вопрос