Использование здоровьесберегающих технологий как приоритетное направление образовательной деятельности с дошкольниками | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Авторы: ,

Рубрика: Воспитание и развитие

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (13) май 2018 г.

Дата публикации: 04.05.2018

Статья просмотрена: 53 раза

Библиографическое описание:

Паршина И. В., Левыкина Л. В. Использование здоровьесберегающих технологий как приоритетное направление образовательной деятельности с дошкольниками // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — №3. — С. 37-39. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/92/3298/ (дата обращения: 19.11.2018).



В статье авторы рассматривают проблему здоровья в дошкольном образовании, которая стала одной из ключевых в современное время. Это связано с одной стороны, со сменой образовательной парадигмы, ориентированной на личностное развитие каждого ребенка, а с другой стороны, интенсивное внедрение инноваций в современных дошкольных образовательных учреждениях, оставляющих очень мало шансов для сохранения здоровья ребенка.

Ключевые слова: дошкольное образование; дети дошкольного возраста, здоровьесбережение.

Охрана и укрепление здоровья — одна из важнейших задач дошкольного образования. Здоровье в настоящее время рассматривается как условие и базис для формирования и совершенствования социальных, духовных и интеллектуальных достижений человека. Такой взгляд на здоровье требует серьезного внимания к ребенку, так как ключевые вопросы количества и качества жизни человека сконцентрированы в периоде детства.

Понимая под здоровьем дошкольника интеграцию разнообразных характеристик его физического, психического и социально-нравственного развития, обеспечивающих определенный уровень умственной и физической работоспособности и быстрой, адекватной адаптации к непрерывно изменяющейся природной и социальной среде, работу по здоровьесбережению детей дошкольного возраста можно рассматривать в нескольких аспектах — коррекция, сохранение и приумножение.

Традиции системы дошкольного образования и их развитие обеспечивают положительные тенденции охраны и укрепления здоровья воспитанников. Однако, по данным системы здравоохранения, в настоящее время состояние здоровья детей дошкольного возраста снижается. И поэтому актуально значимым и востребованным сегодня становится поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях. Усилия работников ДОО сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Не случайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий в конкретном детском саду зависит от:

– конкретных условий дошкольного образовательной организации;

– организации здоровьесберегающей среды;

– от ООП ДО;

– от показателей здоровья детей;

– профессиональной компетентности педагогов.

Целью, которых является обеспечение возможности сохранения здоровья детей за период нахождения в детском саду; формирование необходимых знаний и навыков и использование полученных знаний в повседневной жизни. Чтобы результативно реализовать здоровьесберегающие технологии в образовательной деятельности, необходимо применять некоторые технологии по их здоровьесберегающей направленности.

Во-первых, это личностно-ориентированные, где в центр образовательной системы ставится личность ребенка, где необходимо обеспечить комфортные условия его развития и реализация природных возможностей.

Во-вторых, — педагогика сотрудничества. Приоритет воспитания над обучением позволяет в рамках формирования общей культуры личности, последовательно воспитывать культуру здоровья дошкольника и их родителей.

В-третьих, — технологии развивающего обучения, которые строятся на идеях Л. С. Выготского, в частности — его гипотезе о том, что знания являются не конечной целью обучения, а лишь средством развития детей. Ориентация на “зону ближайшего развития” дошкольника позволяет в максимальной степени учесть его способности, возможности, темпы развития, влияние окружающей среды и условий.

Приоритетными направлениями для детей дошкольного возраста является воспитание потребности в здоровье и здоровом образе жизни. Работая с детьми дошкольного возраста необходимо использовать следующие принципы:

  1. Принцип «Не навреди!». Учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, в конкретных условиях.
  2. Принцип сознательности. Нацеливать на формирование глубокого понимания, устойчивого интереса.
  3. Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи в совместной деятельности педагога с детьми.
  4. Принцип повторения является одним из важнейших. В результате многократного повторения вырабатываются динамические стереотипы.
  5. Принцип постепенности важен для формирования здоровьесберегающих условий всестороннего образования ребенка. Предполагает преемственность ступеней обучения
  6. Принцип индивидуализации и доступности. Опираясь на индивидуальные особенности каждого ребенка, необходимо планировать и прогнозировать его развитие.
  7. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития функциональных возможностей организма в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий.
  8. Принцип наглядности — обязывает строить образовательный процесс с максимальным использованием форм привлечения органов чувств к процессу познания.
  9. Принцип активности — предполагает высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества дошкольников.

К факторам образовательной среды, которые значимы для сохранения здоровья дошкольника, относятся:

методы и формы обучения;

психологический фон совместной деятельности;

санитарно-гигиенические условия;

двигательный режим дня;

рациональное питание;

медицинское обеспечение и оздоровительные процедуры в течение дня.

Важной составной частью здоровьесберегающей работы дошкольного образовательного учреждения- является рациональная организация образовательной деятельности с детьми в течении всего пребывания ребенка в саду. Показателем, которой является правильная организация совместной деятельности педагога с детьми — это и время проведения деятельности, и включение занятий активно-двигательного характера: (динамические паузы, занятия физической культурой, различные спортивные мероприятия). В образовательном процессе с детьми педагогам важно использовать оздоровительную технологию преодоления воздействия информационно-психогенных факторов, которая включает в себя:

– щадящий режим подачи информации;

– правильная дозировка заданий;

– использование элементов релаксации;

– использование элементов музыкальной терапии;

– проведение эмоциональной зарядки;

– определение и фиксирование психологического климата;

– организация контроля за соблюдением правильной осанки, позы, за её соответствием виду работы.

Важнейшей задачей совершенствования воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении является организация двигательной активности детей дошкольного возраста.

Недостаток двигательной активности — одна из наиболее распространенных причин снижения адаптационных ресурсов организма воспитанников. Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи и мышлением.

Таким образом, используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Применение в работе ДОО здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОО, если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку, то будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОО и родителей детей.

Литература:

  1. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие — М.; Сфера, 2008.
  2. Маханева М. Д. Воспитание здорового ребёнка// Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. — М.:АРКТИ, 1999.
  3. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3–7 лет). — М.: ВЛАДОС, 2002.
  4. Утробина К. К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5–7 лет. — М.,2006.
  5. Оздоровительный комплекс в детском саду: бассейн — фитобар — сауна/ Методическое пособие // Под ред. Б. Б. Егорова. — М.,2004.
  6. Рунова М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. — М.: Мозаика — Синтез, 2002.
  7. Каралашвили Е. А. Физкультурная минутка/ Динамические упражнения для детей 6–10 лет. — М.,2002.
  8. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. № 2. С.21–28.
  9. Алямовская В. Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении /В. Г. Алямовская //Дошкольное образование. — 2004. — № 17–24.
  10. Зедгенидзе В. Я. Формирование здоровья ребенка /В. Я. Зедгенидзе //Современный детский сад. — 2007. — № 1.
  11. Кучма В. Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. — М., 2001.
  12. Назаренко Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений. — М., 2002.
  13. СергиенкоТ. Е. Работа с педагогами по повышению их компетентности в области здорового образа жизни дошкольников /Т. Е. Сергиенко //Методист. — 2006. — № 10.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, ребенок, дошкольное образование, здоровый образ жизни, образовательный процесс, образовательная деятельность, дошкольное образовательное учреждение, детский сад, воспитательно-образовательный процесс, двигательная активность детей.

Ключевые слова

здоровьесбережение, дошкольное образование; дети дошкольного возраста

Похожие статьи

Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как...

Самостоятельная двигательная деятельность в учреждении дошкольного образования может быть индивидуальной и групповой, включает игры и упражнения, которые выбирают дети в соответствии с собственными желаниями, интересами и способностями.

Взаимодействие дошкольного общеобразовательного...

Детский сад, здоровый образ жизни, Родитель, дошкольное учреждение, ребенок, семья, дошкольное образовательное учреждение, физическое воспитание, дошкольный возраст, здоровый ребенок.

здоровый образ жизни, дошкольный возраст, утренняя...

Физическое оздоровление детей дошкольного возраста... дошкольное учреждение, родитель, физическое воспитание, ребенок, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, детский сад, здоровый ребенок, здоровье детей, семья.

Современные методики здоровьесберегающей деятельности...

здоровый образ жизни, детский сад, семья, ребенок, физическая культура, двигательная активность, дошкольное детство, дошкольное образование, дошкольный возраст, физическая нагрузка.

Формы и методы работы по формированию у детей здорового...

детский сад, здоровый образ жизни, дошкольное образование, педагогический процесс, здоровье, ребенок, дошкольный возраст, индивидуальный подход, воспитательно-образовательный процесс...

Современные тенденции обогащения образовательной среды...

образовательная среда, физическое воспитание, дошкольное учреждение, образовательный процесс, программа, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, двигательная активность, дошкольное образование...

Психолого-педагогические основы физического развития личности

дошкольный возраст, здоровый образ жизни, ребенок, дошкольная образовательная организация, физическое воспитание, образовательная область, принцип, дошкольное образование, физическая культура...

Инновационные методы оздоровления детей в дошкольном...

образовательное учреждение, ребенок, время занятий, дошкольное образование, дошкольный возраст, детский сад, двигательная активность, физическая культура, Физическое развитие, этап.

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе...

детский сад, здоровый образ жизни, дошкольное образование, педагогический процесс, здоровье, ребенок, дошкольный возраст, индивидуальный подход, воспитательно-образовательный процесс, безопасное...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как...

Самостоятельная двигательная деятельность в учреждении дошкольного образования может быть индивидуальной и групповой, включает игры и упражнения, которые выбирают дети в соответствии с собственными желаниями, интересами и способностями.

Взаимодействие дошкольного общеобразовательного...

Детский сад, здоровый образ жизни, Родитель, дошкольное учреждение, ребенок, семья, дошкольное образовательное учреждение, физическое воспитание, дошкольный возраст, здоровый ребенок.

здоровый образ жизни, дошкольный возраст, утренняя...

Физическое оздоровление детей дошкольного возраста... дошкольное учреждение, родитель, физическое воспитание, ребенок, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, детский сад, здоровый ребенок, здоровье детей, семья.

Современные методики здоровьесберегающей деятельности...

здоровый образ жизни, детский сад, семья, ребенок, физическая культура, двигательная активность, дошкольное детство, дошкольное образование, дошкольный возраст, физическая нагрузка.

Формы и методы работы по формированию у детей здорового...

детский сад, здоровый образ жизни, дошкольное образование, педагогический процесс, здоровье, ребенок, дошкольный возраст, индивидуальный подход, воспитательно-образовательный процесс...

Современные тенденции обогащения образовательной среды...

образовательная среда, физическое воспитание, дошкольное учреждение, образовательный процесс, программа, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, двигательная активность, дошкольное образование...

Психолого-педагогические основы физического развития личности

дошкольный возраст, здоровый образ жизни, ребенок, дошкольная образовательная организация, физическое воспитание, образовательная область, принцип, дошкольное образование, физическая культура...

Инновационные методы оздоровления детей в дошкольном...

образовательное учреждение, ребенок, время занятий, дошкольное образование, дошкольный возраст, детский сад, двигательная активность, физическая культура, Физическое развитие, этап.

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе...

детский сад, здоровый образ жизни, дошкольное образование, педагогический процесс, здоровье, ребенок, дошкольный возраст, индивидуальный подход, воспитательно-образовательный процесс, безопасное...

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос