«Муки» педагогического творчества. Тактика работы с детьми-дошкольниками | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (12) март 2018 г.

Дата публикации: 30.01.2018

Статья просмотрена: 25 раз

Библиографическое описание:

Кузнецова, И. В. «Муки» педагогического творчества. Тактика работы с детьми-дошкольниками / И. В. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 2 (12). — С. 93-96. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/87/3104/ (дата обращения: 24.04.2024).



В статье рассматривается личная позиция педагога, связанная с вопросами методики проведения музыкальных занятий в ДОУ. Главная идея статьи заключается в раскрытии своеобразия системы музыкального образования дошкольников.

Ключевые слова: программы, пытливость ума, двигательная активность, содружество, универсальный индикатор, информационный стресс.

Искусство только тогда на надлежащем своем месте, когда оно подчинено пользе. Его задача — поучать любовно; и оно является постыдным, когда бывает только приятным людям, а не помогает им открывать истину.

Джон Рёскин, английский писатель, искусствовед

За время, что я работала музыкальным руководителем в ДОУ, я пробовала разнообразные методы и приемы в работе с детьми. Естественно, поначалу, как все, — работала строго по одной методике, используя только рекомендованное программой. Но, прошло немного времени, и я заскучала.

Просто, я — художник, и довольствоваться тем, что предлагает только одна программа, долго не могла. Ведь есть ещё и такой момент: далеко не всё, что рекомендует составитель, бывает применимо в моей деятельности.

Зато от других авторов программ — целая куча красивых «декоров». Обидно, правда? Соответственно, (что бы зря не обижаться), я обращала пристальное внимание на понравившиеся мне «цвета», независимо от «производителя».

Если «цвет», на первый взгляд, был похож на то, что надо: по «консистенции и красив сам по себе», — я его брала! Понятно, что нет 100 % уверенности без теста. Но я в этом плане, как говорят, без тормозов! Постоянство — признак ограниченности, — говорила я себе. Пока не попробую, — не узнаю! Пытливость ума даёт возможность расти!

Ясное дело, — не один «пробник» полетел в мусор. Ну, а как без этого? «И опыт, — сын ошибок трудных, и гений, — парадоксов друг…» Мне же попутно пришлось рассмотреть новоприобретённые знания и умения на совместимость с теми методами, с которыми я уже работала…

Не бывает опыта без ошибок. Набила и я себе много «шишек». Но, отказываясь от того, что не прошло моих тестов, и, применяя в работе то, что понравилось, — выработала чёткую систему проведения музыкального занятия.

Я сделала занятие не только захватывающим для детей, но и методически плодовитым, создав такую форму занятия, в которой мне удалось спаять игру, которую так обожают дети, и обучение. Как же выглядит костяк такого занятия? Очень просто…

Открытие первое (жаль, что не моё). Движение это — жизнь! Современные дети в большинстве своем испытывают двигательный дефицит, т. е. количество движений, производящихся ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что дети большую часть времени проводят в статичном положении (за столом, у телевизора, у компьютера и т. д.). Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их на утомление. Для детей старшего дошкольного возраста характерна высокая потребность в двигательной активности. Двигательная активность в этом возрасте становится все более целенаправленной, в значительной мере зависимой от эмоционального состояния детей и от мотивов, которыми они руководствуются в своей деятельности. Самостоятельность, уверенность в себе, чувство удовлетворения, являются хорошими стимулами для целенаправленной двигательной активности дошкольников. Чем больше ты двигаешься, тем лучше твоя жизнь, тем более она красочна и наполнена позитивными моментами. Дети всегда с огромным энтузиазмом ждут на занятии того момента, когда смогут выплеснуть свой накопившийся моторный темперамент. В эти минуты их восторг и упоение настолько прозрачны, что мне остается только пропитать задания движением. Детям обязательно нужны диковинка, шутка, изюминка и даже тернистость.

Открытие второе. Дети — идеальные «индикаторы». Они понимают истинные чувства другого человека, сквозь маску умеют разглядеть лицо. Это не удивительно: посмотрите, как пристально они вглядываются в лицо заинтересовавшего их человека. Мы смотрим совсем не так. Взрослые часто видят внешнее, а дети всегда замечают суть. Обычно, пока ребёнок ещё совсем крошка, мы тоже настроены на его волну и легко улавливаем детские сигналы. Наша взаимная привязанность крепнет и растёт. Но со временем, увы, случается, что такая чуткость куда-то уходит. Это печально, потому что в тот самый миг, как мы перестаём читать детские знаки и реагировать на них, мы начинаем ориентироваться не на ребёнка, не на его потребности, а на себя и на свои собственные. И тогда мы уже не столько поддерживаем юного человека, сколько усиленно тянем его за собой. Иногда они, по простоте сердечной, искренне демонстрируют полную ерунду моих «выстраданных» методов.

Открытие третье. Игре все возрасты покорны. Игра — это заложенный природой способ развития детей. В игре человек учится взаимодействовать с другими людьми и примерять на себя различные роли. Все крупные млекопитающие играют и используют определенные сигналы: и котята, и щенки, и детеныши шимпанзе… Но только человек может вообразить себя на месте другого. Нетрудно понять, почему у наших детей период детства длится дольше, чем у других видов: им нужно очень многому научиться.

Можно создать длинный список всего, что получает ребенок во время игры. Например, ребенок учится проявлять и воспринимать эмоции, слушать других и формулировать свои мысли, проявлять сочувствие, оказывать помощь, а главное — фантазировать и придумывать новое. В этот список можно добавить еще 100 пунктов. Но ребенок играет не потому, что это полезно. Это знаем мы, взрослые, но едва ли дети прыгают через скакалку и думают «как здорово, я тренирую моторику». Дети играют, потому что это весело, и взрослые должны помочь им это почувствовать. И нужно относиться к этому очень серьёзно, не впадая мастерски и эффектно в детство, не сюсюкая и не заигрывая. Играть со смыслом, живым и чистым.

Открытие четвертое. Не допускать информационного стресса. Информация, являясь внешним фактором среды, может быть стрессом, если она:

– Избыточна

– Противоречива

– Логически не связана

– Имеет высокий темп предъявления

– Неактуальна

Ребенок — не бездонный восприемник нашей информации! Туманные впечатления кучкуются большим комком в его детской головке. Отсюда — изнурение, уныние и обида.

Открытие пятое. Шагать в ногу со временем. Есть такое расхожее выражение. От одного своего знакомого я услышала недоуменный вопрос: «Что это вообще за время такое, с котором почему-то нужно идти в ногу?» Как правило, под словами «идти в ногу со временем» понимают стремление соответствовать сегодняшнему дню. То есть, тому что модно, популярно и одобряемо в тот отрезок времени, который ты живешь на земле. Изучая новые идеи, вы покажете своим детям, что вас волнуют их заботы и переживания, вы сможете разделить их с ними, быть «на одной волне» и говорить на одном языке. Дети не будут чувствовать себя одиноко, а будут ощущать вашу поддержку, которая им очень важна. Владея новой информацией, вы сможете лучше помочь детям в их новых заботах. Например, предложите современное альтернативное решение проблемы, если реализуемый ими способ «не работает». Кроме того, если вы будете идти одной дорогой, это поможет избежать непонимания, никому не нужных конфликтов и споров, сохранить и укрепить ваши отношения, что, несомненно, важно для всех вас. Сегодня просто необходимо содружество Времени, Настоящего Детства и далёкого Детства педагога.

Открытие шестое. Один и тот же образец занятия нужно оставлять в резерве надолго, «переодевая» его: дополняя, варьируя, модернизируя (это, кстати, очень спасает при комиссиях и проверках). Варьируем в зависимости от того, как строится занятие, учитывая форму его проведения и тематику. Очень важен принцип чередования напряжения и расслабления во время занятия, что необходимо детям из-за особенностей их физического и психического развития. Другой важной составляющей частью занятий являются разнообразные игры, двигательные и психологические этюды, которые снимают двигательную нагрузку и мышечное напряжение.

Открытие седьмое. Я — не массовик-затейник! Я — самобытный и универсальный специалист! Моя позиция — развитие детей! Я — драматург и постановщик мудрых забав. Давая детям шанс дотронуться до красоты, я настраиваю их на постижение, опыт и обретение нового. Однажды, проводя анкетирование среди родителей своих воспитанников, я попросила их ответить всего на один вопрос: «В чём красота музыки?» И вот, что они мне ответили:

Мама Тани — преподаватель музыки (любит слушать классику): «Музыка вызывает самые прекрасные чувства, развивает духовный мир человека. Хорошая музыка заставляет сопереживать ей. Человек, любящий, ценящий и понимающий серьёзную музыку, не совершит ничего дурного».

Папа Лёши — художник (любит слушать рок): «В человеке всё ритмично: биение сердца, дыхание, настроение, даже сны имеют свой ритм. А музыка — отражение человеческой жизни, поэтому она ему и нравится. И в этом её красота»

Дедушка Саши — шахтёр (любит слушать ретро.): «Я думаю, что красота музыки в её лиричности, она настраивает на добрый лад и делает людей чище».

Папа Миши — строитель (любит слушать джаз): «Если говорить о джазе, то это, конечно, импровизация. Музыкант раскрывает свои мысли и чувства, рождающиеся в данный момент. И если это сделано хорошо, то обязательно найдёт отклик у слушателя. И в этом взаимодействии и есть красота музыки».

Открытие седьмое ипоследнее. Дети дерзки, привередливы, вспыльчивы, любопытны, ленивы, трусливы, порой лживы и скрытны, они легко раздражаются смехом или слезами, по пустякам предаются неумеренной радости или горькой печали, не выносят боли и любят её причинять, — ОНИ УЖЕ ЛЮДИ!

Таков мой подход в работе с детьми, который наработан не за один год стажа. Ведь, согласитесь, нет смысла объять необъятное. В данный момент существует невообразимое количество программ, методик, рекомендаций от разных «производителей». В связи с популярностью дошкольного образования, тех, кто разрабатывает и составляет программы, становится всё больше и больше. И некоторых авторов и наименований я даже не слышала.

Уверена, многие из них являются разработчиками уникальных технологий, но и большинство используют уже придуманные, просто — под своей «торговой маркой». Моя задача — не выяснять, кто придумал, а кто «слизал» технологию. Для меня важно качество используемого продукта.

Тем более что технологии и программы, в целом, очень похожи. Отличия могут быть только в качестве выбранного материала.

Зная вышеописанные нюансы и тонкости в работе с детьми, можно удачно применять их в своей практике. Ведь дети всегда по-разному реагируют на воздействие. И незнание этих моментов может привести к весьма плачевным результатам. Научитесь тестировать понравившиеся методы и приемы прямо «на месте». И увидите весь процесс творчества в своей красоте и насладитесь им!!! Удачи!

Литература:

  1. Информационные ресурсы:
  2. https://mel.fm/games/2896017-children_play
  3. https://www.baby.ru/blogs/post/423857582–179710272/
  4. http://your-happy-life.com/zhizn-eto-dvizhenie/
  5. http://jlider.ru/informacionnyy-stress-i-ego-profilaktika
  6. http://www.7ya.ru/article/V-nogu-so-vremenem-Kak-nauchitsya-prinimat-novoe/
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, двигательная активность, открытие, время, занятие, информационный стресс, красота музыки, момент, программа, пытливость ума.

Ключевые слова

двигательная активность, программы, информационный стресс, пытливость ума, содружество, универсальный индикатор

Похожие статьи

Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как...

1. Времени двигательной деятельности детей с отражением содержания и качества в различные режимные моменты, определяемого с помощью метода

Оценка двигательной активности детей на занятии проводится путем вычисления общей и моторной плотности.

Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при...

 являются эффективной формой психологического переключения во время занятий;  дают детям возможность ощущать и управлять своим телом;  развивают двигательные способности памяти, речевое интонирование, чувство ритма

Формирование экологического сознания через восприятие...

Скачать Спецвыпуск Ургенчского филиала Ташкентского университета информационных технологий (pdf).

природа, ребенок, осознанно-бережное отношение, музыка, красота природы, время организации, эмоциональная отзывчивость, продуктивная деятельность...

Влияние музыкально-ритмических навыков на физическое...

ребенок, движение, занятие, занятие ритмопластикой, музыка, упражнение, дошкольный возраст, ритмопластика, развитие чувства темпо-ритма, старший дошкольный

Большое разнообразие движений под музыку рассматриваются как средство двигательной активности...

Роль музыкального сопровождения во время физической...

физическая культура, музыкальный руководитель, музыка, упражнение, ребенок, музыкальное сопровождение, игра, занятие, двигательная активность, детский сад.

Методические рекомендации по развитию чувства темпо-ритма...

В наш информационный век дети и взрослые увлечены компьютерными играми, Интернетом, телевидением и т. д., мало времени отводят занятиям спортом, активному отдыху.

Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребенок овладевает не только...

Развитие чувства ритма у старших дошкольников в условиях игры...

Основная задача музыкального руководителя — создать эмоциональный настрой у детей во время занятий.

Влияние музыкально-ритмических навыков на физическое... ребенок, движение, опорно-двигательный аппарат, музыка, развитие, дошкольный возраст...

Оздоровительная функция музыки как соответствующая система...

Помогает снять стресс, сконцентрироваться, идеально подходит для уединенных занятий романтическая музыка: «Романс» Ф

Основные термины (генерируются автоматически): музыка, ребенок, здоровый образ жизни, Чайковский, движение, двигательная активность...

Укрепление физического и психического здоровья детей...

С 2008 года, работая с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата (нарушение

Это прежде всего включение художественного слова в режимные моменты: во время

Я отметила такую особенность художественного восприятия детей, как активность...

Похожие статьи

Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как...

1. Времени двигательной деятельности детей с отражением содержания и качества в различные режимные моменты, определяемого с помощью метода

Оценка двигательной активности детей на занятии проводится путем вычисления общей и моторной плотности.

Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при...

 являются эффективной формой психологического переключения во время занятий;  дают детям возможность ощущать и управлять своим телом;  развивают двигательные способности памяти, речевое интонирование, чувство ритма

Формирование экологического сознания через восприятие...

Скачать Спецвыпуск Ургенчского филиала Ташкентского университета информационных технологий (pdf).

природа, ребенок, осознанно-бережное отношение, музыка, красота природы, время организации, эмоциональная отзывчивость, продуктивная деятельность...

Влияние музыкально-ритмических навыков на физическое...

ребенок, движение, занятие, занятие ритмопластикой, музыка, упражнение, дошкольный возраст, ритмопластика, развитие чувства темпо-ритма, старший дошкольный

Большое разнообразие движений под музыку рассматриваются как средство двигательной активности...

Роль музыкального сопровождения во время физической...

физическая культура, музыкальный руководитель, музыка, упражнение, ребенок, музыкальное сопровождение, игра, занятие, двигательная активность, детский сад.

Методические рекомендации по развитию чувства темпо-ритма...

В наш информационный век дети и взрослые увлечены компьютерными играми, Интернетом, телевидением и т. д., мало времени отводят занятиям спортом, активному отдыху.

Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребенок овладевает не только...

Развитие чувства ритма у старших дошкольников в условиях игры...

Основная задача музыкального руководителя — создать эмоциональный настрой у детей во время занятий.

Влияние музыкально-ритмических навыков на физическое... ребенок, движение, опорно-двигательный аппарат, музыка, развитие, дошкольный возраст...

Оздоровительная функция музыки как соответствующая система...

Помогает снять стресс, сконцентрироваться, идеально подходит для уединенных занятий романтическая музыка: «Романс» Ф

Основные термины (генерируются автоматически): музыка, ребенок, здоровый образ жизни, Чайковский, движение, двигательная активность...

Укрепление физического и психического здоровья детей...

С 2008 года, работая с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата (нарушение

Это прежде всего включение художественного слова в режимные моменты: во время

Я отметила такую особенность художественного восприятия детей, как активность...

Задать вопрос