Автор:

Рубрика: Воспитание и развитие

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (11) январь 2018 г.

Дата публикации: 09.12.2017

Статья просмотрена: 24 раза

Библиографическое описание:

Носова Л. В. Развитие художественно-творческих способностей у дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — №1. — С. 9-12. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/77/2967/ (дата обращения: 21.05.2018).



Все начинается с детства...

Навыки, эмоции, впечатления, первый опыт приобщения к творчеству, маленькие победы над страхом и неуверенностью — все останется с ребенком на всю жизнь и будет способствовать его дальнейшему многогранному развитию.

В этом я понимаю свою педагогическую задачу: воспитывать чувство прекрасного, пробуждать желание творить своими руками. Создавать что-то новое. Учу детей радовать своим творчеством окружающих.

Творческая деятельность влияет на развитие речи и воображения, эстетического вкуса, наблюдательности, мышления, памяти.

Через разносторонние занятия ручным творчеством я стараюсь затронуть чувственность маленькой души, формировать эстетический вкус, приобщаю детей к прекрасному. Учу видеть красивое в обычных и малозаметных при поверхностном взгляде вещах. Например, нам полюбился природный материал. Мы используем в аппликации веточки, палочки, кору, предварительно внимательно рассмотрев их с детьми и найдя сходства с какими-нибудь животными, растениями, сказочными персонажами. А творческое воображение ребенка уже «рисует» недостающие детали и смело добавляет их в работу.

В своей практике я чаще использую нетрадиционные техники с разными материалами, исходя из того, что это интересно, непривычно и дети с удовольствием подхватывают идеи поделок. Детям свойственна тяга к необычному, придумыванию чего-то нового. Причем, при создании одной поделки я предлагаю ребятам применять разные виды изобразительной деятельности: рисование, аппликацию, лепку, художественный труд. При этом мы используем различные материалы, помимо традиционных (бумага, краски, пластилин) и нетрадиционные (фантики, газетные вырезки, салфетки, крышки, колпачки, трубочки, косточки и так далее).

Понимая, что навыки у детей образуются в результате регулярных занятий, чтобы поддержать интерес детей к творчеству, я ищу и внедряю все новые и новые формы деятельности. Нетрадиционные техники расширяют кругозор и возможности детей, помогают позитивно смотреть на мир вокруг. Я стараюсь формировать в душах эмоциональный отклик.

Интересы у детей разные. Кому-то больше нравятся поделки из подручных материалов, кто-то увлекается рисованием, кто-то лепкой, кто-то аппликацией. Есть и такие дети, которым нравятся все виды творчества. Чтобы привлечь максимальное количество детей, я меняю и интегрирую досуговую творческую деятельность. Так и получается у нас в группе: одновременно делается несколько поделок, никто никому не мешает, а только подстегивается интерес и желание тоже поучаствовать и научится чему-то новому.

В творческом процессе происходит познавательное развитие, понимание окружающего мира. Поделки я подбираю в соответствии с проходимой лексической темой, чтобы углубить и закрепить полученные знания. Например, мы с ребятами делали панно «Березка» из журнальных вырезок, панно «Морские обитатели», «Летняя лужайка», «Разноцветный клен» выполнили в технике «пластилинография».

Это большие коллективные работы, в которых совершенствуется способность самостоятельно принимать решения, планировать свою деятельность и доводить начатое до конца. Много и небольших творческих работ: «Подарок маме», «Елочка». Особенно дети любят объемную аппликацию из салфеток или гофрированной бумаги: «Космос», «Скворец», когда можно присоединиться на любом этапе и поучаствовать в изготовлении чего-то общего.

На практике очень хорошо зарекомендовала себя именно коллективная работа: «Африка», «Букет для мамы», когда каждый по чуть-чуть, а в целом получается что-то большое, объемное и действительно достойное для гордости всего коллектива. При этом дети понимают, что они сделали сообща, но не теряется и индивидуальность каждого, укрепляются межличностные отношения.

На этапе дошкольного детства очень важен положительный личный пример, поддержка, показ, сопровождение и поощрение педагога. Я всегда с ними: показываю, подсказываю, подправляю. И дети чувствуют и ценят мою поддержку. Они уверены, что всегда могут получить помощь. А мне отрадно сознавать, что и мои дошколята вносят свою лепту в наше обоюдное творческое развитие: они предлагают, пробуют, импровизируют.

Интеграция и смена художественной деятельности стимулируют творческую активность, раскрепощают мышление. Даже неуверенные в себе дети, видя, что у них получается, вдохновляются результатом и проявляют все больший и больший интерес к новым видам творчества. Это отличный способ выявить у юных талантов творческие задатки, развить коммуникативные способности и лидерские качества. Кроме того, разнообразие творческой художественной деятельности является толчком к возникновению определенной деятельности ребенка.

К совместной творческой деятельности я привлекаю и родителей через мастер-классы, конкурсы, выставки детских творческих работ. Родители — это наши помощники и поддержка, а не оценщики и критики. И радует тот факт, что все больше родителей включается в совместный творческий процесс с детьми и участвует в наших общих мероприятиях. Родители испытывают гордость за своих маленьких творцов. Создавая полезную, красивую вещь своими руками, ребенок чувствует себя ценным, нужным в этом мире. Дети испытывают радость и удовлетворение от творческих процессов. Учатся видеть и чувствовать красоту окружающей жизни.

Мои маленькие творцы научились использовать разнообразные техники и материалы для выражения своих чувств и настроения.

Творчество — это экспериментирование, познание, ошибки и удовольствие. Творите вместе с детьми, испытывайте радость от общения, наслаждайтесь творческим процессом и делитесь созданной красотой с окружающими!

Литература:

  1. Г. П. Есафьева, «Учимся рисовать» Для старшей и подготовительной группы Методическое пособие, Ярославль ООО «Академия развития», 2006
  2. И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. — М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008
Основные термины (генерируются автоматически): творческих работ, художественной деятельности, Детям свойственна тяга, досуговую творческую деятельность, творческое воображение ребенка, виды изобразительной деятельности, занятия ручным творчеством, поверхностном взгляде вещах, душах эмоциональный отклик, максимальное количество детей, Вопросы дошкольной педагогики, смена художественной деятельности, дальнейшему многогранному развитию, обоюдное творческое развитие, творческой художественной деятельности, Развитие художественно-творческих способностей, чувственность маленькой души, возникновению определенной деятельности, проходимой лексической темой, совместной творческой деятельности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос