Библиографическое описание:

Бурачевская О. В., Бурачевская Т. В., Бурачевская Н. И. Интерактивная папка лэпбук в работе с детьми с нарушениями речи // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №4. — С. 12-14. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/69/2732/ (дата обращения: 23.05.2018).



В статье рассматриваются интерактивные игры в коррекции речевых нарушений. Описываются возможности применения технологии лэпбук в коррекционной практике. Представлены методические рекомендации по применению интерактивной папки лэпбук в работе с детьми дошкольного возраста.

Ключевые слова: интерактивные игры, лэпбук, lapbook, дети с нарушениями речи

Интерактивные технологии являются отражением древней мудрости: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, я смогу запомнить, позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда». Сами термины «интерактивные методы» и «интерактивное обучение» («interactive»: «inter» означает «между», «меж»; «active» от «асt» — действовать, действие) в широком смысле понимаются как как «методы, позволяющие учащимся взаимодействовать между собой» и «обучение, построенное на взаимодействии» соответственно. В этом и заключается сущность интерактивных методов: обучение и коррекция происходит во взаимодействии всех участников коррекционно-педагогического процесса. Эти методы наиболее соответствуют как личностно-ориентированному подходу, так и инклюзивным тенденциям в образовании. Ведь они предполагают со-обучение (коллективное, кооперативное обучение, обучение в сотрудничестве), причем педагог часто выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, фасилитатора, помощника, создателя условий для инициативы детей. Интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии детей со своим опытом и опытом сверстников, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого ребенка, а новое знание, умение, отношение либо компетенция формируются на основе и в связи с таким опытом [4]. Таким образом, опыт ребенка-участника служит центральным источником развития, коррекции и обучения.

Включение интерактивных технологий в практику специального, интегрированного и инклюзивного образования позволяет повысить эффективность коррекционно-педагогического процесса. Применение интерактивных средств обучения в коррекционной практике способствует формированию новой развивающей среды обучения детей с особыми образовательными потребностями. Эти средства актуальны, эффективны и дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности, речь и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться сначала в школе, а затем в дальнейшей жизни.

Интерактивная папка лэпбук («lapbook»: «lap» — колени, «book» — книга) имеет большой коррекционный потенциал. Данное пособие представляет собой небольшую папку, которую можно удобно разложить у себя на коленях либо на столе. По содержанию лэпбук может отражать как материалы одного занятия, так и обобщать материалы для длительного изучения. Такая интерактивная папка может быть многофункциональной и не иметь жесткого содержания, а представлять общую структуру с концентрическим построением, т. е. содержание материала на протяжении длительного периода (до нескольких лет) закрепляется, постепенно углубляется и усложняется с учетом изменившихся речевых возможностей и динамики развития каждого ребенка [1; 6; 9].

Папка лэпбук — сравнительно новое средство обучения. Впервые создавать интерактивные папки начали американские педагоги. Такая папка как нельзя лучше отражает «золотое правило дидактики» (принцип наглядности), выдвинутое ещё Яном Амосом Коменским: «всё, что только можно предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое для восприятия зрением, слышимое — слухом, запахи — обонянием, что можно вкусить — вкусом, доступное осязанию — путем осязания. Если какие-то предметы можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они будут несколькими чувствами». Лэпбук — это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы, обобщенные общей темой. Это отличный способ разносторонне изучить конкретную тему с детьми дошкольного возраста, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок примет участие в поиске, анализе и сортировке информации, будет активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Лэпбук обычно выглядит как интерактивная книжка, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, вынимающихся и разворачивающихся листочков и прочих забавных деталей, которые с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке, а с другой стороны, позволяют подать всю имеющуюся информацию в компактной форме. Такая интерактивная папка отвечает современным требованиям дошкольного и специального образования к пространственной предметно-развивающей среде и обеспечивает: трансформируемость — лэпбук позволяет менять пространство в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей; полифункциональность — использование папки в различных видах детской активности; лэпбук можно использовать в работе как со всей группой, так с подгруппой и индивидуально; вариативность — периодическая сменяемость игрового материала, обеспечивающего свободный выбор детей, появление новых материалов, стимулирующих активность детей; насыщенность — среда соответствует содержанию образовательной программы, разработанной на основе одной из примерных программ, а также возрастным особенностям детей: в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал, использовать его в различных видах детской деятельности [2; 4; 8].

Данная интерактивная папка обеспечивает общение со сверстниками и со взрослыми. Посредством лэпбука ребёнок находит своё «я» в обществе людей, учится видеть, использовать и уважать возможности других. Общение, соответствующее возрасту ребенка, само выступает основным условием успешности развития коммуникативной деятельности в дальнейшем [3]. Таким образом, лэпбук играет большую роль в формировании социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста.

Рисунок 1 Схема интерактивной папки лэпбук по формированию произносительной стороны речи

В первоначальном виде лэпбук состоит из папки формата А4 или А3, в которую вклеиваются кармашки, книжки-раскладушки, окошки и другие детали с наглядной информацией по отобранной теме: от интересных игр до лексики и большого количества интересно поданной информации (Рис.1). Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей, формой представления итогов проекта или тематической недели и помогает развитию следующих умений: получать необходимую информацию в общении; выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам; вести простой диалог со взрослыми и сверстниками; спокойно отстаивать своё мнение; соотносить свои желания, стремления с интересами других людей; принимать участие в коллективных делах (договориться, уступать т. д.); принимать и оказывать помощь; не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях; умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого [5; 7].

Технология изготовления состоит из нескольких этапов:  выбор темы,  постановка целей и задач,  подбор содержания,  продумывание игр,  подбор картинного и иного материала,  разработка форм подачи материала (двигающиеся детали, раскрывающиеся кармашки, гармошки и т. д.),  выбор основы, подготовка элементов,  выбор расположения деталей, компоновки листов,  сбор интерактивной папки,  подготовка методического паспорта лэпбука. В зависимости от цели изготовления наполнение интерактивной папки может отличаться и содержать: стихи по теме; загадки, пословицы, поговорки по теме; мнемотаблицы; ребусы по теме; раскраски; игра «найди тень»; мемори — парные картинки; наложенные картинки, перепутанные; оригами по теме; разрезные картинки; схема составления рассказа; мини-книжки; сюжетные картинки по теме для составления рассказов; наборы последовательных картинок для составления рассказов; сделай сам (поделки из пластилина, бумаги, листьев и т. д. на тему); вставь пропущенную деталь; различные игры на соотношение (в зависимости от темы); 10 почему; из истории; интересные факты; верю-неверю или правда или ложь; нарисуй по клеткам; тема в живописи; объемные накладки и т. п.

Создание лэпбука решает ряд задач современного образования. В условиях модернизации образования, педагогу необходимо искать новые методы и технологии обучения, которые помогали бы ему обучать и воспитывать личность, которая нужна новому современному обществу — личность, которая может нестандартно мыслить, предлагать и реализовывать различные идеи.

Литература:

  1. Андрюшина Н. Н. Лэпбук как нетрадиционная форма работы с детьми на логопункте дошкольной образовательной организации // Азбука детства. — Самара: ООО «НТЦ». — 2017. — С.84–86.
  2. Блохина Е., Лиханова Т., Морозова Л., Харина О. Лэпбук — наколенная книга // Обруч. Образование: Ребенок и Ученик. — 2015. — № 4. — С.29–30.
  3. Бурачевская Н. И. Интерактивные средства формирования произносительной стороны речи // Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции «Информационные и коммуникационные технологии в образовании и науке» (24–28 апреля 2017 г.) / Бирск: ФГБОУ ВО БФ БашГУ, 2017. — С. URL: http://birskin.ru/index.php/2012–02–07–11–31–02/46–6-/295–2017–04–24–04–36–47 (дата обращения: 25.05.2017).
  4. Бурачевская О. В. Дидактическое обеспечение образовательного и коррекционного процесса в специальных группах для детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / О. В. Бурачевская // Образовательная среда сегодня: стратегии развития: материалы VI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 11 мая 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 2 (6). — С. 95–97. — ISSN 2411–8184.
  5. Бурачевская О. В. Интерактивные приемы и методы формирования лексико-грамматической стороны речи у детей с нарушениями речевого развития [Электронный ресурс] / О. В. Бурачевская // Педагогические инновации: от теории к практике. doi: 10.21661/r-113096 URL: https://interactive-plus.ru/ru/article/113096/discussion_platform (дата обращения: 3.06.2017).
  6. Бурачевская О. В. Развитие речи детей дошкольного возраста посредством картинно-графических схем и таблиц // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 1. — С. 148–150.
  7. Бурачевская О. В. Формирование пространственных представлений и пространственного мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи / О. В. Бурачевская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 202–205.
  8. Classical Conversations Lapbooks and Supplements // Best lapbooks. URL: http://www.ajourneythroughlearning.net/lapbooking.html (дата обращения: 3.06.2017).
  9. Countries & cultures lapbooks // Lapbooks lessons. URL: http://lapbooklessons.com/Lapbooks (дата обращения: 3.10.2017).
Основные термины (генерируются автоматически): интерактивной папки, дошкольного возраста, Интерактивная папка лэпбук, интерактивной папки лэпбук, интерактивная папка, нарушениями речи, дата обращения, детьми дошкольного возраста, детей дошкольного возраста, стороны речи, Вопросы дошкольной педагогики, произносительной стороны речи, Бурачевская Н, различных видах детской, применению интерактивной папки, речи детей дошкольного, коррекционно-педагогического процесса, коррекционной практике, Создание лэпбука, интерактивные игры.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос