Летнее развлечение «Лето с Морозом» для детей с нарушением зрения
Авторы: Зиновьева Елена Владимировна, Маркушова Елена Александровна
Рубрика: Организация игровой деятельности
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (10) октябрь 2017 г.
Дата публикации: 28.09.2017
Статья просмотрена: 253 раза
Библиографическое описание:
Зиновьева, Е. В. Летнее развлечение «Лето с Морозом» для детей с нарушением зрения / Е. В. Зиновьева, Е. А. Маркушова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 4 (10). — С. 62-65. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/69/2726/ (дата обращения: 09.12.2024).
Комплексная многосторонняя работа, организуемая силами специалистов дошкольного образовательного учреждения нацелена на преодоление и возмещение последствий нарушения зрения у детей. Дефекты зрения нередко приводят к фрагментарности зрительных образов, что влечёт трудности накопления чувственно-практического опыта. Возмещение пробелов познавательной сферы является речевой функцией наряду с мышлением.
При организации и планировании работы в рамках образовательной области «Познавательное развитие: ознакомление с окружающим» в группе для детей с нарушением зрения обращается внимание на развитие сенсорной культуры, кругозора, познавательной деятельности и речевой основы.
Объединяя усилия в сотрудничестве тифлопедагог, учитель-логопед и воспитатели осуществляют поиск эффективных способов развития детей с нарушениями зрения. Взаимодействие специалистов не ограничено рамками учебного года и продолжается в летний период. Изменения имеет форма коррекционно-педагогического воздействия, что продиктовано сезонной спецификой.
Летняя пора. Как ни в какое другое время года дети свободны в выборе игр по интересу и по настроению. Организация досуга в детском саду является составной частью воспитательно-образовательного процесса. Предлагая детям развлечения в условиях специализированного детского сада, педагоги стремятся решить задачи воспитательной и коррекционно-развивающей направленности. Необходимым условием для организации досуга является учёт как возрастных особенностей, так зрительных возможностей дошкольников.
Описание летнего развлечения «Лето сМорозом»
Познавательная основа летнего развлечения для детей с нарушением зрения строится на основе совместного планирования с использованием единой лексической темы «Времена года», разнообразных дидактических игр и практической деятельности. Оригинальность летнего развлечения основана на интеграции разделов программы, на противоречии элементов сюжетной линии и преемственности и целостности работы педагогов.
В содержательной части нашёл отражение коррекционный курс раздела «Развитие зрительного восприятия» Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения)" под редакцией Плаксиной Л. И. Игровые приёмы совместной деятельности объединены сюжетной линией. Коррекционная направленность обеспечивается игровыми приёмами развития цветовосприятия и средствами для закрепления звуковой культуры речи и закрепления словаря. Изложен материал в занимательной форме с элементами авторских рифмованных текстов.
Фрагмент летнего развлечения «Лето сМорозом»
Участники: Дети старшего дошкольного возраста.
Тифлопедагог, учитель-логопед, воспитатели.
Персонаж: Дед Мороз.
Оборудование:
‒ изображение солнца, вырезанного из картона (с тыльной стороны к «солнцу» прикреплен фонарик);
‒ лист бумаги А3 с изображениями «солнечных кругов» (по числу участников), закрытых силуэтами «туч», вырезанными из картона;
‒ палитра красок (гуашь), кисти художественные;
‒ пластиковые стаканы (прозрачные);
‒ силуэты «цветов-васильков» из картона голубого, синего и фиолетового цвета;
‒ декорация «Болото» 3 шт. (из расчёта 1 декорация для 4-х детей) с контурным изображением лягушек на дне ёмкости для воды (контурное изображение лягушек изолировано от воды и крепится ко дну ёмкости);
‒ логопедическое панно;
‒ фонограммы «Песенка о лете» (Музыка: Е. Крылатова. Слова: Ю.Энтина.; «Дождя не боимся» (Музыка: М. Минкова. Слова Ю.Энтина); «Звуки природы» (шум дождя).
Ход
Эмоциональный настрой. Под фонограмму «Песенка о лете» входит Дед Мороз.
Дед Мороз: Здравствуйте. Вижу не ждали меня.
Ведущий: Здравствуй, Дедушка Мороз.
Повидали мы немало и чудес и волшебства,
Но Тебя не ожидали! Летняя теперь пора!
Лето — время для загара, для раскатов летних гроз,
Яркой радуги на небе, зноя, тёплых вечеров.
Почему же не по сроку к нам пожаловал Мороз!?
Дед Мороз: Знаю, знаю, что не время в гости летом приходить,
Но от белого, от снега заскучал я, и решил,
Поспешить скорее к детям, встречу летом повторить.
Посмотреть на краски лета, аромат цветов вдохнуть.
И к тому же надо Деду тоже летом отдохнуть.
Ведущий: Встрече мы конечно рады, добрый Дедушка Мороз.
Солнце греет — пригревает, разгорается денёк!
Вот держи скорее зонтик, и защитные очки,
Ведь лучи для нас полезны, а Тебе они вредны.
(Дед мороз в солнцезащитных очках и с зонтом в руках присоединяется к участию в развлечении)
И держись поближе к тени, чтоб не таять от жары,
Прогуляться приглашают дошколята-малыши.
Ведущий обращается кдетям: Хорошее утро и добрый денёк
Нас ждёт непременно-
Я знаю, вперёд!
Ведь солнечный лучик-
Бесстрашный малыш
Нырнул в толщу тучек,
Пробился и вниз...
‒Дети «ловят» в раскрытую ладошку направленный луч (фонарик замаскирован изображением солнца) от солнца и смыкают пальцы в кулачок.
Ведущий: И солнечным светом играя в листве
Он нас приглашает пройтись по траве.
‒Предлагается пройтись «змейкой» за направляющим.
Дети проходят к круглым столам, на которых находятся листы с изображением «солнечных кругов», скрытые вырезанными из тёмного картона силуэтами «туч». Ведущий обращает внимание детей на возрастающий звук (фонограмма звуки природы (шум дождя)).
Ведущий: Туч на небе слишком много,
Будет видно проливной,
Летний, шумный, тёплый дождик.
Кто боится, тот — домой!
Дети исполняют танец под фонограмму «Дождя не боимся»
Ведущий: Чтобы солнце засияло
Туч развеем одеяло!
Кулачки мы разожмём,
Лучик солнышку вернём.
‒Освободив изображение солнечного круга от закрывающих его туч, детям предлагается добавить лучи к солнечному кругу, нарисовав их жёлтой краской.
Ведущий: В яркой зелени травы
Спрятались от нас цветы.
Их попробуем найти
И венок из них сплести.
‒ Предлагается найти среди силуэтов голубых и фиолетовых цветов силуэты синих, расположенных на ковре, создающим эффект зашумления. Выложить цепочку из «цветов-васильков».
Ведущий: Васильков — цветов дорога
Нас уводит вдаль,
А там болото.
И в болоте том беда!
Исчезла тина и вода.
‒Вниманию детей предлагается декорация «Болото» с контурным изображением лягушек на дне.
Ведущий: Лягушки белее чем снег,
Белее чем вата.
Лягушки страдают и просят:
—Ребята, спасите!
Верните зелёную тину
И воду зелёную тоже верните.
При участии тифлопедагога и воспитателя:
‒Предлагается смешивать краски жёлтую и синюю в прозрачных стаканах с водой. Наблюдать за изменениями воды в стаканах. Окрашенную воду в оттенки зелёного перемещают в ёмкость декорации «Болото» с контурным изображением лягушек на дне.
‒Учитель-дефектолог обращает внимание на изменение цвета контурных изображений лягушек.
Ведущий: Поют в болоте песни
Лягушки в настроении!
В стакане полного воды
Случилось превращение!
Ведущий обращает внимание детей на Деда Мороза (Дед Мороз демонстрирует ухудшение самочувствия)
Ведущий: Посмотрите детвора,
У Мороза — то, беда!
Что с Тобою, Дед Мороз?!
Отчего стал бледен нос?
Дед Мороз: Чувствую себя неважно,
Зелено в глазах моих.
Ребёнок 1 (в роли врача):
Вот какой у нас прогноз:
Очевидно Дед Мороз,
Солнечный удар не снёс!
Срочно нужно подлечить,
Дед Мороза охладить!
Ребёнок 2 (в роли врача):
Нет пилюлей для Мороза,
Летняя сейчас пора.
Средство есть одно на свете -
Это зимняя игра!
Проводится игра «Снежки»
Игровой процесс заключается в том, чтобы предложить детям сминать листы белой бумаги, имитируя лепку снежка и метать полученные бумажные снежки в заданную цель. Дед Мороз принимает активную роль в игре.
Дед Мороз: Хо-хо, хо! Повеселился!
От игры в «снежки» приободрился!
Чувствую себя отлично!
Бодро, весело и необычно.
Дед Мороз: Предлагаю вам, ребятки,
Разгадать мои загадки.
Дед Мороз предлагает разгадать загадки опризнаках и явлениях природы влетнее изимнее время (при участии учителя-логопеда)
Используется логопедическое панно
Дед Мороз: Верно вы всё разгадали,
Но теперь пришла пора
Мне, Великому Морозу
Возвращаться...
Рад был с вами повидаться.
Аромат цветов вдохнул,
Славно летом отдохнул!
На прощанье, детвора,
Оставляю вам подарки.
Доставайте из мешка.
Дед Мороз уходит...
Мероприятие получает организованное завершение
Как показывает практика, развитие ребёнка в условиях специализированного детского сада может быть обеспечено за счёт своевременного и правильно организованного процесса обучения. Совместная работа специалистов ДОУ призвана сыграть в этом свою позитивную роль.