Авторы: Зиновьева Елена Владимировна, Маркушова Елена Александровна

Рубрика: Организация игровой деятельности

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (10) октябрь 2017 г.

Дата публикации: 28.09.2017

Статья просмотрена: 18 раз

Библиографическое описание:

Зиновьева Е. В., Маркушова Е. А. Летнее развлечение «Лето с Морозом» для детей с нарушением зрения // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №4. — С. 62-65. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/69/2726/ (дата обращения: 20.02.2018).



Комплексная многосторонняя работа, организуемая силами специалистов дошкольного образовательного учреждения нацелена на преодоление и возмещение последствий нарушения зрения у детей. Дефекты зрения нередко приводят к фрагментарности зрительных образов, что влечёт трудности накопления чувственно-практического опыта. Возмещение пробелов познавательной сферы является речевой функцией наряду с мышлением.

При организации и планировании работы в рамках образовательной области «Познавательное развитие: ознакомление с окружающим» в группе для детей с нарушением зрения обращается внимание на развитие сенсорной культуры, кругозора, познавательной деятельности и речевой основы.

Объединяя усилия в сотрудничестве тифлопедагог, учитель-логопед и воспитатели осуществляют поиск эффективных способов развития детей с нарушениями зрения. Взаимодействие специалистов не ограничено рамками учебного года и продолжается в летний период. Изменения имеет форма коррекционно-педагогического воздействия, что продиктовано сезонной спецификой.

Летняя пора. Как ни в какое другое время года дети свободны в выборе игр по интересу и по настроению. Организация досуга в детском саду является составной частью воспитательно-образовательного процесса. Предлагая детям развлечения в условиях специализированного детского сада, педагоги стремятся решить задачи воспитательной и коррекционно-развивающей направленности. Необходимым условием для организации досуга является учёт как возрастных особенностей, так зрительных возможностей дошкольников.

Описание летнего развлечения «Лето сМорозом»

Познавательная основа летнего развлечения для детей с нарушением зрения строится на основе совместного планирования с использованием единой лексической темы «Времена года», разнообразных дидактических игр и практической деятельности. Оригинальность летнего развлечения основана на интеграции разделов программы, на противоречии элементов сюжетной линии и преемственности и целостности работы педагогов.

В содержательной части нашёл отражение коррекционный курс раздела «Развитие зрительного восприятия» Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения)" под редакцией Плаксиной Л. И. Игровые приёмы совместной деятельности объединены сюжетной линией. Коррекционная направленность обеспечивается игровыми приёмами развития цветовосприятия и средствами для закрепления звуковой культуры речи и закрепления словаря. Изложен материал в занимательной форме с элементами авторских рифмованных текстов.

Фрагмент летнего развлечения «Лето сМорозом»

Участники: Дети старшего дошкольного возраста.

Тифлопедагог, учитель-логопед, воспитатели.

Персонаж: Дед Мороз.

Оборудование:

‒ изображение солнца, вырезанного из картона (с тыльной стороны к «солнцу» прикреплен фонарик);

‒ лист бумаги А3 с изображениями «солнечных кругов» (по числу участников), закрытых силуэтами «туч», вырезанными из картона;

‒ палитра красок (гуашь), кисти художественные;

‒ пластиковые стаканы (прозрачные);

силуэты «цветов-васильков» из картона голубого, синего и фиолетового цвета;

‒ декорация «Болото» 3 шт. (из расчёта 1 декорация для 4-х детей) с контурным изображением лягушек на дне ёмкости для воды (контурное изображение лягушек изолировано от воды и крепится ко дну ёмкости);

‒ логопедическое панно;

‒ фонограммы «Песенка о лете» (Музыка: Е. Крылатова. Слова: Ю.Энтина.; «Дождя не боимся» (Музыка: М. Минкова. Слова Ю.Энтина); «Звуки природы» (шум дождя).

Ход

Эмоциональный настрой. Под фонограмму «Песенка о лете» входит Дед Мороз.

Дед Мороз: Здравствуйте. Вижу не ждали меня.

Ведущий: Здравствуй, Дедушка Мороз.

Повидали мы немало и чудес и волшебства,

Но Тебя не ожидали! Летняя теперь пора!

Лето — время для загара, для раскатов летних гроз,

Яркой радуги на небе, зноя, тёплых вечеров.

Почему же не по сроку к нам пожаловал Мороз!?

Дед Мороз: Знаю, знаю, что не время в гости летом приходить,

Но от белого, от снега заскучал я, и решил,

Поспешить скорее к детям, встречу летом повторить.

Посмотреть на краски лета, аромат цветов вдохнуть.

И к тому же надо Деду тоже летом отдохнуть.

Ведущий: Встрече мы конечно рады, добрый Дедушка Мороз.

Солнце греет — пригревает, разгорается денёк!

Вот держи скорее зонтик, и защитные очки,

Ведь лучи для нас полезны, а Тебе они вредны.

(Дед мороз в солнцезащитных очках и с зонтом в руках присоединяется к участию в развлечении)

И держись поближе к тени, чтоб не таять от жары,

Прогуляться приглашают дошколята-малыши.

Ведущий обращается кдетям: Хорошее утро и добрый денёк

Нас ждёт непременно-

Я знаю, вперёд!

Ведь солнечный лучик-

Бесстрашный малыш

Нырнул в толщу тучек,

Пробился и вниз...

‒Дети «ловят» в раскрытую ладошку направленный луч (фонарик замаскирован изображением солнца) от солнца и смыкают пальцы в кулачок.

Ведущий: И солнечным светом играя в листве

Он нас приглашает пройтись по траве.

‒Предлагается пройтись «змейкой» за направляющим.

Дети проходят к круглым столам, на которых находятся листы с изображением «солнечных кругов», скрытые вырезанными из тёмного картона силуэтами «туч». Ведущий обращает внимание детей на возрастающий звук (фонограмма звуки природы (шум дождя)).

Ведущий: Туч на небе слишком много,

Будет видно проливной,

Летний, шумный, тёплый дождик.

Кто боится, тот — домой!

Дети исполняют танец под фонограмму «Дождя не боимся»

Ведущий: Чтобы солнце засияло

Туч развеем одеяло!

Кулачки мы разожмём,

Лучик солнышку вернём.

‒Освободив изображение солнечного круга от закрывающих его туч, детям предлагается добавить лучи к солнечному кругу, нарисовав их жёлтой краской.

Ведущий: В яркой зелени травы

Спрятались от нас цветы.

Их попробуем найти

И венок из них сплести.

Предлагается найти среди силуэтов голубых и фиолетовых цветов силуэты синих, расположенных на ковре, создающим эффект зашумления. Выложить цепочку из «цветов-васильков».

Ведущий: Васильков — цветов дорога

Нас уводит вдаль,

А там болото.

И в болоте том беда!

Исчезла тина и вода.

‒Вниманию детей предлагается декорация «Болото» с контурным изображением лягушек на дне.

C:\Users\Лена\Pictures\2016-05-23\001.JPG

Ведущий: Лягушки белее чем снег,

Белее чем вата.

Лягушки страдают и просят:

—Ребята, спасите!

Верните зелёную тину

И воду зелёную тоже верните.

При участии тифлопедагога и воспитателя:

‒Предлагается смешивать краски жёлтую и синюю в прозрачных стаканах с водой. Наблюдать за изменениями воды в стаканах. Окрашенную воду в оттенки зелёного перемещают в ёмкость декорации «Болото» с контурным изображением лягушек на дне.

‒Учитель-дефектолог обращает внимание на изменение цвета контурных изображений лягушек.

Ведущий: Поют в болоте песни

Лягушки в настроении!

В стакане полного воды

Случилось превращение!

Ведущий обращает внимание детей на Деда Мороза (Дед Мороз демонстрирует ухудшение самочувствия)

Ведущий: Посмотрите детвора,

У Мороза — то, беда!

Что с Тобою, Дед Мороз?!

Отчего стал бледен нос?

Дед Мороз: Чувствую себя неважно,

Зелено в глазах моих.

Ребёнок 1 (в роли врача):

Вот какой у нас прогноз:

Очевидно Дед Мороз,

Солнечный удар не снёс!

Срочно нужно подлечить,

Дед Мороза охладить!

Ребёнок 2 (в роли врача):

Нет пилюлей для Мороза,

Летняя сейчас пора.

Средство есть одно на свете -

Это зимняя игра!

Проводится игра «Снежки»

Игровой процесс заключается в том, чтобы предложить детям сминать листы белой бумаги, имитируя лепку снежка и метать полученные бумажные снежки в заданную цель. Дед Мороз принимает активную роль в игре.

Дед Мороз: Хо-хо, хо! Повеселился!

От игры в «снежки» приободрился!

Чувствую себя отлично!

Бодро, весело и необычно.

Дед Мороз: Предлагаю вам, ребятки,

Разгадать мои загадки.

Дед Мороз предлагает разгадать загадки опризнаках и явлениях природы влетнее изимнее время (при участии учителя-логопеда)

Используется логопедическое панно

Дед Мороз: Верно вы всё разгадали,

Но теперь пришла пора

Мне, Великому Морозу

Возвращаться...

Рад был с вами повидаться.

Аромат цветов вдохнул,

Славно летом отдохнул!

На прощанье, детвора,

Оставляю вам подарки.

Доставайте из мешка.

Дед Мороз уходит...

Мероприятие получает организованное завершение

Как показывает практика, развитие ребёнка в условиях специализированного детского сада может быть обеспечено за счёт своевременного и правильно организованного процесса обучения. Совместная работа специалистов ДОУ призвана сыграть в этом свою позитивную роль.

Основные термины (генерируются автоматически): Дед Мороз, нарушением зрения, контурным изображением лягушек, Дедушка Мороз, летнего развлечения, специализированного детского сада, условиях специализированного детского, добрый Дедушка Мороз, шум дождя, «солнечных кругов», силуэтами «туч», летнего развлечения «Лето, Оригинальность летнего развлечения, Возмещение пробелов познавательной, основа летнего развлечения, последствий нарушения зрения, контурное изображение лягушек, фрагментарности зрительных образов, Дед мороз, способов развития детей.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос