Автор:

Рубрика: Организация игровой деятельности

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (10) октябрь 2017 г.

Дата публикации: 08.08.2017

Статья просмотрена: 33 раза

Библиографическое описание:

Кузьминская В. А. Играем всей семьей // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №4. — С. 69-71. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/69/2675/ (дата обращения: 23.05.2018).



Каждую минуту общения со своим ребенком можно превратить в увлекательную игру, которая будет способствовать не только развитию речи, но и формированию личностных качеств, а также станет своеобразным мостиком от мира детей к миру взрослых.

Речевые игры способствуют желанию у родителей помогать своему ребенку общаться с ним и сверстниками; учат правильно реагировать на проблемы и достижения своих детей. В процессе игры происходит развитие мотивационной основы речевой деятельности, расширение словарного запаса и совершенствование грамматического строя речи, а также немаловажным является развитие диалогической и монологической форм речи.

«Отгадай, очем?»

Взрослый называет пару предметов, действий, образов, а ребенок отгадывает: Солнце, море, жара-лето; портфель, учебники, тетради –это школа; елка, праздник, подарки — это Новый год и т. д.

«Придумай слово»

Играть лучше всей семьей. Определить тему игры. Нужно называть по очереди, допустим, только весёлые слова. Первый игрок произносит: «Клоун». Второй: «Радость». Третий: «Смех» и т. д. Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не закончатся. Затем можно поменять тему и называть только сладкие слова (торт, конфета, пирожное) или только холодные слова (лед, снег, холодильник и т. д.).

«Волшебный клубочек»

Играет вся семья, играющие садятся по кругу. Кто-то из взрослых называет любое слово, например, «лето», и спрашивает у игрока, сидящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово? Дальше кто-то из членов семьи отвечает, например, «солнце». Следующий игрок, услышав слово «солнце», должен назвать новое слово, которое по смыслу подходит предыдущему, например, «жарко» и т. д.

Игра «Вперед за покупками»

Совершая покупки в супермаркете, подходим к молочному прилавку. Взрослый: «Угадай, какой молочный продукт нам нужно купить, его название начинается на звук — С -, -М-, -К-?. А теперь, найди на полке такой продукт в названии которого 5, 6 звуков». В молочном отделе покупки сделаны, идем в следующий отдел: «Найти фрукт, в названии которого 2 слога, затем 3 слога».

Игровое упражнение «Что приходит на ум?»

По дороге домой играем в игру ассоциации. Взрослый: «Что тебе приходит на ум, если ты услышишь слово город, море, земля?».

Игра «Рифмушки»

«Давай поиграем в игру рифмы». Взрослый предлагает слова: мишка-шишка, миска — близко, жар-шар, пушка-катушка, лягушка-квакушка, сушка-петрушка…

Игра «Кто быстрей?»

Взрослый задает каждому игроку по очереди вопрос. Игрок на каждое названное слово делает шаг вперед. Нужно назвать 3 слова. Давать ответы нужно быстро, не задумываясь, если игрок быстро не смог назвать слово или назвал не верно, он пропускает ход. Тогда в игру вступает другой участник. Например: Что хрустит? (морковь, капуста, снег) Кто прыгает? Кто рычит? Чем можно смотреть? Что может летать? т. д. Выигрывает тот, кто первым придет к обозначенной цели.

Игровое упражнение «Закончи предложение»

Взрослый произносит предложения, а ребенок заканчивает фразу.

— Мальчики должны…

— Девочки умеют…

— Мальчики любят играть…

— Девочки любят играть…

— Мальчики защищают…

— Девочки заботятся о…

— Папа он…

— Мама она…

Игровое упражнение «Цепочка слов»

Взрослый: «Мы будем составлять цепочку из слов: я назову первое слово, а тот, кому я брошу мяч, называет свое слово на тот звук, на который заканчивается слово. При этом можно выбрать тему, например, называть только овощи или посуду, предметы одежды и т. д.

Игра «Волны»

Играет вся семья, взрослый бросает мяч ребенку и произносит любое слово тихо. Ребенок должен назвать это же слово громче и бросить следующему игроку, который в свою очередь называет слово чуть громче и бросает следующему и так далее.

Игра «Найди пару»

Ребенку предлагаются картинки. Он определяет с какого звука начинается название картинки и ищет среди других картинок ту, которая начинается с такого же звука.

Игровое упражнение «Сделай комплимент»

Ребенок и взрослый стоят друг напротив друга. И по очереди называют только положительные качества характера друг друга.

Игра «Кто что делает?»

Взрослый просит ребенка дополнить предложения, выразив свое отношение к данной профессии. Например, строитель строит дома, а учитель -...(что делает?); писатель -... парикмахер -... полицейский -... архитектор -... стюардесса -....

Игра “Помоги найти свое место”

Взрослый объясняет, что ребенку необходимо провести взрослого, от одного стула к другому обходя препятствия, а сложность в том, что глаза у взрослого будут закрыты повязкой. Вести взрослого ребенку нужно молча, осторожно, не задевая предметы.

Игра «Лего-автомобили: найдите ключи»

Описание: Взрослый объясняет, что в городе «Лего» начинался сезон соревнований на гоночных машинах. Но вот незадача, ключи от машин растерялись по трассе, и предстоит найти их. Для этого нужно выполнять словесные указания взрослого. Ключей всего десять. Нужно не ошибаться, ведь у каждого есть право ошибиться пять раз. Игра на время и необходимо проявить ловкость и быстроту, чтобы найти ключи.

Дидактическая игра «Речевой планшет»

Игра помогает овладеть элементарными формами звукового анализа и синтеза: делением предложений на слова, слов на слоги, слогов на звуки, выделением звука на фоне слова, определением местоположения звука в слове. В процессе использования пособия «речевой планшет» у ребенка формируются представления о звуке, слоге, предложении. Закрепляются навыки определения местоположения звука в слове, деления слов на слоги, составлении предложений по схеме. Таким образом, формируется сложные формы фонематического анализа и синтеза. Игра рекомендована для детей 6–7 лет. Материал: магнитная доска, обклеенная белой и коричневой (схемы) самоклеящейся лентой; магниты красного — гласные звуки, синего — твердые согласные, и зеленых цветов — мягкие согласные.

Методические рекомендации к игре:

‒ Определи, где находится звук (в начале, в конце, в середине) слова.

‒ Проанализируй звук (гласный, твердый и мягкий согласный) и расставь магниты соответствующего цвета.

‒ Составь слово на заданный звук, подбери картинку.

‒ Определи количество звуков в слове.

‒ Найди картинку, в названии которой есть заданный звук.

‒ Раздели слово на слоги.

‒ Составь слово, состоящее из двух, трех, четырех слогов.

‒ Придумай слово, на заданный слог.

‒ Составь предложение с определенным словом.

‒ Составь предложение по опорным словам.

‒ Составь предложение из двух, трех, четырех слов.

Литература:

  1. В. И. Селиверстов. Речевые игры с детьми. Москва. Владос 1994г. 343с.
  2. Г. С. Швайко. Игры и игровые упражнения для развития речи. Москва. Просвещение 1988г.63с.
  3. Л. Н. Смирнова. Логопедия коррекционно-развивающее обучение. Москва Мозаика-Синтез 2009г.
Основные термины (генерируются автоматически): Составь слово, Составь предложение, слово «солнце», названное слово, слово город, новое слово, слово громче, первое слово, Речевые игры, местоположения звука, грамматического строя речи, весёлые слова, монологической форм речи, формированию личностных качеств, определением местоположения звука, мотивационной основы речевой, словесные указания взрослого, расширение словарного запаса, холодные слова, сладкие слова.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос