Библиографическое описание:

Баранова И. С., Владимирова В. П., Гильманова Л. В., Маланчева В. С. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №3. — С. 74-75. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/63/2496/ (дата обращения: 18.02.2018).



На современном этапе развития общества, когда материальные ценности зачастую превалируют над духовными, нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста становится наиболее актуальным. Так как именно в дошкольном возрасте закладываются основы личности, ее ценностные установки. Для начала рассмотрим понятие патриотизма, это общественное чувство, в основу которого положено любовь к родине и готовность поступиться своими личными интересами во благо интересов отечества (М. М.Скибицкий). Патриотическое воспитание дошкольников предполагает формирование у них гордости достижениями своего отечества, желание сберечь её культурные особенности и стремление защищать интересы своего народа [4, С.528].

Патриотическое воспитание дошкольников есть одна из важнейших задач учреждения дошкольного образования. Это сложный педагогический процесс, в основании которого лежит формирование нравственных чувств, это систематичный и целенаправленный процесс, одна из основных задач дошкольного образования, при выполнении которой должны учитываться возрастные и индивидуальные особенности детей. Система дошкольного образования претерпела множество изменений: с 1 сентября 2013 г. вошел в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в нем дошкольное образование является качественно новым уровнем общего образования, а с 1 января 2014 впрыснут в силу федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДОУ). Патриотическое воспитание, согласно стандарта, предполагает развитие начальных представлений о малой родине и Отечестве, об отечественных праздниках и традициях, о планете Земля как всеобщем доме для людей, об особенностях ее природы, разнообразии стран и народов мира. Таким образом, с момента вступления стандарта возник подлинный этап реформирования дошкольного образования в России, который вводится по всем направлениям, в том числе и в направлении патриотического воспитания дошкольников [3, С.1155].

О важности патриотического воспитания дошкольников писали такие педагоги-исследователи как А. А. Анциферова, З. И. Беляева, Н. Ф. Виноградова, С. Г. Журат,

Г. А. Карбышева, С. А. Козлова, Р. Ш. Халикова [2, С.45]. Они отмечали важность воспитания любви к Отечеству и считали, что оно не может сводиться тлько к накоплению обусловленных социальных знаний [1, C.122].

Для развития нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста целесообразно использовать метод проектов, основной задачей которого является формирование свободной созидательной личности с помощью исследовательской деятельности детей. В работе с дошкольниками используют следующие виды проектной деятельности:

‒ в зависимости от тематики: творческие, информационные, игровые, исследовательские;

‒ в зависимости от состава участников: индивидуальные, групповые, фронтальные;

‒ в зависимости от сроков реализации: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные.

Наиболее эффективными на наш взгляд являются долгосрочные, групповые виды проектов. Они позволяют сформировать у детей социально коммуникативные навыки, развить чувство товарищества и коллективизма, а также установить субъект — субъектные отношения, то есть доброжелательные и доверительные отношения между педагогами, детьми и родителями.

На базе старших групп МБДОУ № 34 «Золотая рыбка» и МБДОУ № 46 «Земляничка» города Набережные челны был разработан групповой, долгосрочный проект по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста «Юные патриоты».

Первый этап проекта — контрольный этап, целью его являлось провести диагностику уровня развития патриотических чувств у детей. Она показала следующие данные: количество детей с высоким уровнем развития патриотических чувств — 8 %, со средним уровнем — 32 %, с высоким — 60 %.

Второй этап проекта — подготовительный (теоретический), целью его являлось проведение цикла познавательных занятий, на темы: «Город Набережные челны — прошлый век и нынешний век», «Моя Родина — Татарстан», «Россия».

Третий этап — практический, его целью являлось оформление альбомов «Достопримечательности моего города», «Красная книга Татарстана», «За что я люблю Набережные челны»; словотворчество с родителями «Сочини сказку о городе, республике»; оформление дидактической игры «Узнай, где я?», «Набережные челны — город будущего»; выставка «Символика России» (совместно с родителями); экскурсии и фотоэкскурсии по городу, а также разучивание стихов песен о России.

Четвертый этап — завершающий, целью которого являлось оформление уголка природы и изготовление карты-макета рек и озер Татарстана.

Пятый этап — этап повторной диагностики, ее целью было определить уровень развития патриотических чувств у детей после освоения проекта. Она показала: количество детей с высоким уровнем развития патриотических чувств — 64 %, со средним уровнем — 36 %, с низким– 0 %.

Этот проект позволяет познакомить дошкольников с природой родного края, учит детей ориентироваться в городе, развивает творческие и интеллектуальные способности, а также воспитывает в детях чувство любви и уважения к Родине.

Литература:

  1. Виноградова, Н. Ф. Наша Родина / Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова. — М.: Академия, 2004–65с.
  2. Козлова, С. А. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / С. А. Козлова. — СПб Библиотека, 2000–45с.
  3. Конституция Российской Федерации Закон «Об Образовании».
  4. Скибицкий, М. М. «Большая советская энциклопедия» / М. М. Скибицкий, — М.: Академия, 1987–528с.
Основные термины (генерируются автоматически): детей дошкольного возраста, развития патриотических чувств, Патриотическое воспитание, дошкольного образования, Патриотическое воспитание дошкольников, воспитание детей дошкольного, уровнем развития патриотических, патриотического воспитания дошкольников, высоким уровнем развития, нравственных чувств, Патриотическое воспитание детей, этап реформирования дошкольного, воспитанию патриотических чувств, формирование нравственных чувств, количество детей, патриотическое воспитание детей, Набережные челны, этап проекта, дошкольного возраста целесообразно, задач дошкольного образования.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос