Детский сад — это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать её в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее.
Барбюс А.
Жизненно важный и закономерный этап в жизни детей — начало обучения в средней школе. К моменту посещения школьных занятий они уже обладают рядом достоинств. По мнению А. В. Запорожца, в этом возрасте важное значение приобретает сформированность эмоционально-чувственного уровня ребёнка. Особенное внимание учёный уделял развитию эмоциональных и эстетических качеств личности [2; 3; 4].
Тема творческого становления ребёнка интересная и в то же время таит в себе немало вопросов. Редко какому педагогу в области искусства (музыкального, изобразительного или театрального) удаётся преодолеть субъективизм в процессе объяснения своим подопечным основ окружающего мира. Зачастую важные сведения о представителях искусств заменяются на информацию общего характера. В педагогике такой подход называют информативным. Нередко он подвергается критике главным образом за функционализм — попытку восполнить примитивными средствами искусства недостаток знаний обучаемого. Занятие сводится к технологии овладения навыками того или иного вида искусства, например, рисования дерева, выучивания простейшей песенки или повтора знакомых ребёнку цветовых оттенков. При этом мало времени посвящается объяснению причин возникновения художественного образа, его эмоциональной характеристике, изучению выразительных средств искусства, с помощью которых можно передать всё многообразие существующего мира.
Между тем, искусство способствует овладению детьми картиной мироздания, помогает решать проблемные ситуации. «Искусство — форма культуры, связанная со способностью субъекта к эстетическому освоению жизненного мира, его воспроизведению в образно-символическом ключе при опоре на ресурсы творческого воображения» [6, с. 274]. Примечательно, что руководители структурных дошкольных учреждений обращают внимание педагогов на интегрированные занятия как приоритетное направление в обучении дошкольников. Принципы интеграции искусств являются альтернативной системой в обучении, в частности, дошкольников, поливариантным способом их эстетического воспитания.
Идея интегрированного метода обучения принадлежит американскому учёному и педагогу Д. Дьюи. Начиная с 20-х годов XX столетия концепция интеграции нашла отражение в практике советских школ.
Понятие «интеграция» пришло в обиход из XIX века. Проблемами интеграции в образовании занимались А. И. Герцен, Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Н. Г. Чернышевский. Сегодня существует множество исследований, монографий, научных статей и методических разработок А. Я. Данилюка, Е. П. Кабковой, Е. П. Олесиной, Л. Г. Савенковой.
Приближаясь к интересующей нас проблеме дополнительного образования, рассмотрим из каких компонентов состоят интегрированные занятия. Направление состоит из разделов литературы (стихотворения, сказки, скороговорки, поговорки, считалки), изобразительного (прикладное) искусства и музыки. На схеме показаны схожие для каждого из направлений цели, их специфика, а также различные средства художественной выразительности:
Несмотря на различающиеся по способам материального воплощения, исторически сложившиеся виды искусства вкупе образуют идеально взаимодействующие компоненты. Способы музыкального выражения и живописного изображения по природе своей антиномичны: изобразительное искусство статично, поэтому близко внешнему миру, а музыка «живёт» во времени, следовательно, субъективна. В этом, по словам И. И. Бицадзе и есть метод аргументации художественного познания мира и природы человеческих отношений [1].
Общеизвестно, что под воздействием искусств развитие личности происходит интенсивно. Дети не исключение. Решено было апробировать приёмы проведения занятий по комплексному взаимодействию направлений искусства, закрепляющих творческие навыки.
Так, остановились на рисунке. Рисунок — это зеркало, в котором отражена действительность. Рисунок всегда своеобразен, в нём заложено эмоциональное отношение на события. Интегрирование музыкальных произведений на уроках по живописи, одухотворяет музыкальный образ, передаёт всевозможные оттенки настроения на ребёнка, а потом закрепляется посредством словесного анализа. И как следствие, дети, при передаче заданного образа, свободно апеллируют средствами художественной выразительности. Приведённый метод принадлежит Л. С. Выготскому и опирается на тезис о нераздельности детского творчества [7, с. 69].
Положения данной статьи об интегрированном подходе подтверждались с детьми шести — семилетнего возраста. Наблюдая за поведением детей, их мимикой, определялась сила эмоционального воздействия названных искусств. В результате прослушивания музыки, в её вербальной характеристике, просмотра живописных полотен проявились яркие творческие начала дошкольников.
В начале работы необходимо было вызвать эмоциональный отклик на музыку и живопись, умение сравнивать произведения разных направлений. Для этого было предложено следующее произведение: «Азбука в картинах» А. Н. Бенуа, признанная модель детского микрокосма, и «14 эскизов для фортепиано» композитора Н. Н. Черепнина, озвучившего с точки зрения театрально искусства азбучные сюжеты великого художника. Итог превзошёл ожидания: опора на сюжетные картинки алфавита помог детям сознательно собрать воедино мир вещей и людей.
На втором этапе творческая деятельность детей осуществлялась под непосредственным прослушиванием музыки. В этот раз обучающие обратились к образу матери. Была выбрана музыка П. И. Чайковского и его младшего современника — А. Т. Гречанинова. Почему именно Гречанинова? По мнению исследователя, в области детской музыки Е. А. Шефовой, Гречанинов едва ли не единственный русский композитор, который обращался к теме материнства на протяжении всей своей долгой жизни. Кроме того, «привлекая к ней внимание, композитор продолжил линию, намеченную ещё П. И. Чайковским» [9, с. 129].
В ходе эксперимента предложенные детям с помощью средств художественной выразительности звуковой музыкальный образ трансформировался в движение, затем слово и рисунок.
Необходимо выделить моменты, на которые следует обращать внимание. Во-первых, подбор рабочего материала (музыка, картины, литературные произведения) осуществляется по принципу сопоставления. Во-вторых, нужно помнить, что процесс интеграции и его влияние на развитие творческих способностей детей довольно сложен. Обучающему необходимо учитывать «процент влияния» того или иного произведения искусства на детское восприятие, их количество, уровень сложности и другое.
Таким образом, интегрированный подход, продемонстрированный в примерах, подтвердил выдвинутую идею взаимоотношений предметов искусства, показал их связь с явлениями реальности, что, несомненно само по себе ценно и доказывает необходимость интегрированного подхода в развитии творческих навыков дошкольника.
Литература:
- Бицадзе И. И. Диалектика художественного познания [Текст] / И. И. Бицадзе. − Тбилиси: Мецниереба, 1985. — 132 с.
- Запорожец А. В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности: Принцип развития в психологии [Текст] / под ред. Л. И. Анцыферовой. — М., 1978. — с. 243–266.
- Запорожец А. В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения // Избранные психологические труды. В 2 томах. Том 1. Психическое развитие ребенка [Текст] / А. В. Запорожец // под. ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. — М.: Педагогика, 1986. — С. 66–77.
- Запорожец А. В. Психология восприятия сказки ребенком дошкольником [Текст] / А. В. Запорожец // Дошкольное воспитание, 1948. — № 9 — С. 34–41.
- Интеграция общего и дополнительного образования: Практическое пособие [Текст] / под ред. Е. Б. Евладовой, А. В. Золотарёвой, С. Л. Паладьева. — М.: АРКТИ, 2006. — 296 с.
- Культурология. XX век. Энциклопедия. В 2-х тт. — Т. 1. — СПб., 1998. — С. 274.
- Словарь Л. С. Выготского [Текст] / Коллектив авторов. — М.: Смысл, 2007. — С. 69.
- Созыкина Т. К. Эффективность интеграции общего и дополнительного образования в современном образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС [Текст] / Т. К. Созыкина. — Электронная газета «Интерактивное образование», 2014. — № 25.
- Шефова Е. А. Поэтика фортепианного детского альбома в творчестве композиторов русского зарубежья [Текст]: монография / Е. А. Шефова. — Липецк: ООО «Позитив Л», 2016. − 194 с., нот., ил.

