Знакомство с проектом «Музыканты среди нас» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (2) июнь 2015 г.

Дата публикации: 05.06.2015

Статья просмотрена: 1131 раз

Библиографическое описание:

Насекина, Н. М. Знакомство с проектом «Музыканты среди нас» / Н. М. Насекина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — № 2 (2). — С. 48-51. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/6/187/ (дата обращения: 16.04.2024).

Игра на детских музыкальных инструментах — один из самых любимых видов деятельности у детей дошкольного возраста. Представляю опыт работы по проекту, реализация которого осуществляется в нашем детском саду по сегодняшний день.

 

Работу над проектом была начата с постановки проблемы. В наше время и взрослые, и дети получили возможность слушать музыку хоть каждый день в любом месте. Но вот что кажется странным: мы гораздо чаще говорим об аппаратах, которые воспроизводят звук, чем о музыкальных инструментах, которые в руках человека этот звук создают. Мы лучше знаем характеристики разных магнитофонов, акустических колонок, плееров, чем достоинства и недостатки музыкальных инструментов. Исполнение музыки отдалилось от слушателя во времени и пространстве. Между тем многие родители покупают детские музыкальные инструменты, при этом, совершенно не разбираясь, как надо обучать детей игре на них. Безусловно, если речь идет о профессиональном занятии музыкой, родитель отведет свое чадо в музыкальную школу или наймет ему частного преподавателя. Но ведь с миром музыки ребенок знакомится задолго до того, как взрослый задумается о его будущем музыкальном развитии или музыкальной карьере. Для музыкального воспитания детей необходима богатая предметно-развивающая среда, а для развития личности дошкольников рядом с ними должен быть педагог, увлеченный музыкой, умеющий реализовать творческий потенциал музыкальной среды и управлять развитием творчества детей в музыкальной деятельности. Результаты анкетирования в ДОУ показали, что 99 % семей в домашних условиях имеют магнитофон или плеер, но детскую музыку слушают лишь 39 % детей. Имеют дома детские музыкальные инструменты 22 % опрошенных, а играют на них лишь 8 % детей. 89 % родителей не владеют игрой на музыкальных инструментах и не учат ребенка играть на них, хотя 10 % из них посещали музыкальную школу в детстве. Несмотря на это 98 % родителей желали бы, чтобы их ребенок имел навык игры на музыкальных инструментах уже в дошкольном возрасте. Исходя из результатов анкетирования, задача коллектива педагогов ДОУ — разъяснить родителям воспитанников актуальность проблемы, способы ее решения, а также создать соответствующие условия в детском саду для приобщения дошкольников к игре на музыкальных инструментах. Качественные детские музыкальные инструменты помогут развивать чувство ритма, практически усвоить элементы музыкальной грамоты, дадут возможность детям погрузиться в новый для них мир музыкальных звуков, самим сочинять маленькие мелодии и чувствовать себя творческими личностями.

Описание проекта

Название проекта: «Музыканты среди нас»

Цель проекта: Формировать устойчивый интерес к музыке через знакомство с музыкальными инструментами и игру на детских музыкальных инструментах, создать детский оркестр на базе ДОУ.

Участники проекта:

Середкина Л. А. — заведующий МДОУ № 124 «Детский сад комбинированного вида «Мирославна», Нестра И. П. — заместитель заведующей по УВР, Вишнякова Е. В. — главный бухгалтер, музыкальные руководители — Измукова О. Н.и Насекина Н. М. (руководитель проекта), Горбунова О. Н. — воспитатель по театрализованной деятельности, а также педагоги 11 возрастных групп ДОУ.

Партнеры проекта:

Воспитанники и коллеги ДШИ № 43 «Тоника» и МОУ СОШ № 24

Описание деятельности в ходе проекта:

Работа над подготовкой и реализацией проекта проходила в 2 этапа:

1 этап: вводный — организационный:

-          «Круглый стол» по теме «Знакомство с основными направлениями работы по проекту». Педагоги познакомились с целью и этапами реализации проекта, с мероприятиями календарного плана проекта.

-          Диагностические обследования музыкальных способностей детей.

-          Анкетирование родителей воспитанников для выявления уровня заинтересованности в организации и проведении работы по проекту, готовность активно участвовать в его осуществлении.

-          Корректировка перспективного и календарного плана занятий и совместной деятельности с детьми 12 возрастных групп.

-          Установка нового оборудование для детского музицирования в музыкальном зале.

2 этап: продуктивный: проведение запланированных мероприятий.

-          «В мире музыкальных инструментов» (игровая программа)

-          «Знакомство с ударными, струнными, духовыми инструментами»

-          «Первые шаги в музыку» (Беседа-концерт МОУ СОШ № 24)

-          «Теремок на новый лад» (Театрализованная постановка детей подготовительной группы)

-          «Играй моя гитара» (Музыкальная гостиная для родителей)

-          «Частушечка-говорушечка» (Знакомство с народными инструментами)

-          «Мастер-класс для педагогов» (Знакомство с методами и приемами игры на инструментах

-          «Веселая карусель» (Игра без репетиций на детских музыкальных инструментах)

-          «Удивительные ритмы» (Выступление ДШИ «Тоника»)

-          «Путешествие в страну «Музландию» (выступление МОУ СОШ № 24)

-          «Веселый колокольчик» (Конкурс поделок для детей и родителей)

-          «Наши добрые соседи» (Постановка водевиля Олифировой с детьми подготовительной группы)

-          «Экскурсия в школу народных ремесел»

-          «Волк и семеро козлят» (театрализованная постановка детей старшей группы)

-          «Музыкальная викторина» (для детей подготовительных групп)

-          «Экскурсия в Детскую школу искусств № 43 «Тоника» и другие мероприятия.

Также педагоги групп и музыкальные руководители проводили индивидуальную работу по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах. Обучение элементарному музицированию начиналось с группы ударных инструментов, не имеющих звукоряда (погремушки, деревянные лодки, колокольчики, барабан и др.) Со средней группы мы уже включали ансамблевую игру на металлофонах. В старших группах дети смогли сыграть в оркестре несложные произведения, рекомендованные программой обучения и воспитания в детском саду. В МДОУ был организован кружок «Играем вместе» для детей старших и подготовительных групп по игре на детских музыкальных инструментах. Это помогло не только закреплять полученные в процессе музыкальных занятий знания, но и способствовало развитию музыкального слуха, самостоятельной творческой деятельности ребят.

Рис. 1. Игра без репетиций

 

Используя эффективные методы и приемы работы на занятиях, при индивидуальной работе с детьми, кружковой работе музыкальные руководители совместно с воспитателями работали над реализацией следующих задач:

-          Повышать интерес к музыке через знакомство с различными музыкальными инструментами;

-          Формировать у детей интерес к игре на музыкальных инструментах;

-          Формировать способность к совместному воспроизведению музыкальных тем, мелодий

-          Развивать чувство ритма, восприятие неречевых и музыкальных звуков;

-          Знакомить детей с музыкальными жанрами;

-          Развивать познавательные способности детей, используя в работе детские музыкальные энциклопедии;

-          Обогащать словарный запас дошкольников при высказывании детей о музыке;

-          Знакомить с элементарной нотной грамотой.

-          Способствовать проявлению творческих способностей;

Результаты проекта:

У родителей воспитанников в результате работы по проекту повысился интерес к музыкальному образованию. По сравнительным данным проведенных диагностик (стартовой и итоговой) мы смогли сделать вывод о результативности проведенной работы в ходе реализации проекта «Музыканты среди нас». Повысился уровень музыкальности детей в разделе реализуемой программы М. А. Васильевой «Программа воспитания и обучения в детском саду», И Каплуновой и И.Новоскольцевой «Ладушки». В процессе занятий, кружковой работы, концертов у детей МДОУ улучшились навыки игры на музыкальных инструментах, чувство ритма, восприятие неречевых и музыкальных звуков, тембров музыкальных инструментов. Дети познакомились с разнообразием видов музыкальных инструментов (тамбурин, флейта, шейкер, гуиро и др.) Сотрудничество с учреждениями социума (МОУ СОШ № 14 и ДШИ № 43 «Тоника») позволяло более эффективно реализовать поставленные цели и задачи, активизировать деятельность детей, вызывая повышенный интерес к занятиям. Многие дошкольники продолжают обучение музыкальному образованию в школах искусств, в классах художественно-эстетического направления образовательных школ.

Рис. 2. Знакомство с синтезатором в младшей группе

 

Дальнейшее развитие проекта.

Проект является долгосрочным, поскольку работа поданному разделу программы ведется каждый год во всех возрастных группах. Наш собственный опыт свидетельствует о том, что игра на музыкальных инструментах обогащает восприятие ребенка, способствует развитию музыкальности, оказывает влияние на формирование различных психических функций. Хорошо известно, что заинтересованность облегчает и стимулирует развитие. Радость, которую доставляет детям игра на музыкальных инструментах, благотворно действует на их общее развитие. Таким образом, значение игры на музыкальных инструментах выходит далеко за пределы только музыкального и эстетического воспитания.

Основные термины (генерируются автоматически): инструмент, ребенок, детский сад, игра, детская, проект, чувство ритма, дошкольный возраст, индивидуальная работа, кружковая работа.

Похожие статьи

Развитие чувства ритма у старших дошкольников в условиях...

инструмент, ребенок, детский оркестр, развитие чувства ритма, игра, чувство ритма, детская, музыкальное произведение, дошкольный возраст, воспитанник.

Влияние музыкально-ритмических навыков на физическое...

ритмическая гимнастика, ребенок, занятие, движение, упражнение, музыкальная сказка, кружковая работа, дошкольный возраст, детский сад, физическая

движение, упражнение, вид ритмики, ребенок, музыка, чувство ритма, пляска, ритм, ритмопластика, игра.

Роль музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных...

– развитие у детей чувство ритма, тембра и динамического слуха; – побуждение их к самостоятельным действиям.

В процессе своей работы в МАДОУ «Центр развития ребенкадетский сад № 33 «Радуга», нами был сделан вывод о том, что применение музыкально...

Приобщение детей дошкольного возраста к игре на деревянных...

Статья описывает опыт работы по обучению детей дошкольного возраста игре на деревянных ложках. Раскрываются задачи, этапы работы и особенности создания ансамбля «Русские ложкари» в дошкольном учреждении. Как у наших у ворот. Собрались все в хоровод.

Оркестровая деятельность в детском саду в соответствии с ФГОС...

Детский оркестр. О роли детских музыкальных инструментов в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста неоднократно говорилось в работах известных педагогов-музыкантов.

Развитие ритмопластики у детей дошкольного возраста через...

ритмическая гимнастика, ребенок, занятие, движение, упражнение, музыкальная сказка, кружковая работа, дошкольный возраст, детский сад, физическая работоспособность.

Индивидуальная работа с детьми по развитию музыкальных...

Эти вопросы помогает решать индивидуальная работа с детьми.

Проверю у ребят чувство ритма, умение выполнять простейшие музыкально-ритмические движения. На первых занятиях делаю вид, что не замечаю застенчивых детей.

Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при...

Пение развивает у детей вокальный слух, умение различать высоту звуков, их длительность, ритм, ладовое чувство, умение

Эффективны в работе упражнения на координацию речи идвижений: ритмодекламация, логопедическая ритмика, музыкально-подвижные игры.

Организация музыкально-ритмической деятельности для развития...

В дошкольном возрасте необходимо развивать музыкальное восприятие- мышление для накопления у детей музыкальных впечатлений.

Игра на детских музыкальных инструментах развивает ритмический слух.

Похожие статьи

Развитие чувства ритма у старших дошкольников в условиях...

инструмент, ребенок, детский оркестр, развитие чувства ритма, игра, чувство ритма, детская, музыкальное произведение, дошкольный возраст, воспитанник.

Влияние музыкально-ритмических навыков на физическое...

ритмическая гимнастика, ребенок, занятие, движение, упражнение, музыкальная сказка, кружковая работа, дошкольный возраст, детский сад, физическая

движение, упражнение, вид ритмики, ребенок, музыка, чувство ритма, пляска, ритм, ритмопластика, игра.

Роль музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных...

– развитие у детей чувство ритма, тембра и динамического слуха; – побуждение их к самостоятельным действиям.

В процессе своей работы в МАДОУ «Центр развития ребенкадетский сад № 33 «Радуга», нами был сделан вывод о том, что применение музыкально...

Приобщение детей дошкольного возраста к игре на деревянных...

Статья описывает опыт работы по обучению детей дошкольного возраста игре на деревянных ложках. Раскрываются задачи, этапы работы и особенности создания ансамбля «Русские ложкари» в дошкольном учреждении. Как у наших у ворот. Собрались все в хоровод.

Оркестровая деятельность в детском саду в соответствии с ФГОС...

Детский оркестр. О роли детских музыкальных инструментов в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста неоднократно говорилось в работах известных педагогов-музыкантов.

Развитие ритмопластики у детей дошкольного возраста через...

ритмическая гимнастика, ребенок, занятие, движение, упражнение, музыкальная сказка, кружковая работа, дошкольный возраст, детский сад, физическая работоспособность.

Индивидуальная работа с детьми по развитию музыкальных...

Эти вопросы помогает решать индивидуальная работа с детьми.

Проверю у ребят чувство ритма, умение выполнять простейшие музыкально-ритмические движения. На первых занятиях делаю вид, что не замечаю застенчивых детей.

Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при...

Пение развивает у детей вокальный слух, умение различать высоту звуков, их длительность, ритм, ладовое чувство, умение

Эффективны в работе упражнения на координацию речи идвижений: ритмодекламация, логопедическая ритмика, музыкально-подвижные игры.

Организация музыкально-ритмической деятельности для развития...

В дошкольном возрасте необходимо развивать музыкальное восприятие- мышление для накопления у детей музыкальных впечатлений.

Игра на детских музыкальных инструментах развивает ритмический слух.

Задать вопрос