Формы взаимодействия ДОУ с семьей в период закаливания детей старшего дошкольного возраста в весенне-летний сезон | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Воспитание и развитие

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (2) июнь 2015 г.

Дата публикации: 05.06.2015

Статья просмотрена: 297 раз

Библиографическое описание:

Аблитарова, А. Р. Формы взаимодействия ДОУ с семьей в период закаливания детей старшего дошкольного возраста в весенне-летний сезон / А. Р. Аблитарова, У. С. Ислямова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — № 2 (2). — С. 6-9. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/6/183/ (дата обращения: 29.03.2024).

В статье описываются формы взаимодействия ДОУ с семьей в период закаливания детей старшего дошкольного возраста в весенне-летний сезон. Поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников предусматривает повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания.

Ключевые слова:закаливание, старший дошкольный возраст, формы взаимодействия ДОУ с родителями.

 

Актуальность исследования. Вопросы здоровья детей методами закаливания и организации их жизни были предметом исследования многих педагогов как прошлого, так и настоящего времени: Дороновой Т., Зверевой О. Л, Кротовой Т. В., Маханёвой М. Д., Рылеевой Е. и другими. В их трудах поднимаются вопросы организации совместной с родителями оздоровительной работы с дошкольниками, использования в режиме дня всех естественных факторов внешней среды, повышения двигательной активности детей, обеспечения максимального пребывания их на открытом воздухе и рационального питания, соблюдения санитарно-гигиенических норм.

Анализ последних достижений. Вопросы здоровья детей методами закаливания и организации их жизни были предметом исследования многих педагогов как прошлого, так и настоящего времени: Дороновой Т. Н., Зверевой О. Л, Кротовой Т. В., Маханёвой М. Д., Рылеевой Е. В. и другими. В их трудах поднимаются вопросы организации совместной с родителями оздоровительной работы с дошкольниками, использования в режиме дня всех естественных факторов внешней среды, повышения двигательной активности детей, обеспечения максимального пребывания их на открытом воздухе и рационального питания, соблюдения санитарно-гигиенических норм.

Цель статьи заключается в раскрытии преемственных и согласованных форм взаимодействия ДОУ с семьей в период закаливания детей старшего дошкольного возраста в весенне-летний сезон.

По мнению ученых, дошкольный возраст относится к так называемым «критическим» периодам жизни ребенка. В данном возрастном периоде происходит нарастание силы и подвижности нервных процессов, формирование нервной высшей деятельности. Вместе с тем это время, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых — родителей, педагогов. Т. к. фундамент здоровья ребенка закладывается в семье, важным элементом семейного уклада является физическое воспитание. Оно способствует как полноценному развитию и укреплению здоровья детей, так и установлению благоприятного семейного микроклимата. В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка». С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и оздоровлению детей должны находиться семья и детский сад как две основные социальные структуры, которые определяют уровень здоровья ребенка.

Многие авторы (В. Г. Алямовская, Т. С. Овчинникова) указывают в своих работах на то, что в центре работы по здоровьесбережению детей должен находиться не только детский сад, но и семья, так как именно эти две социальные структуры в основном и определяют уровень здоровья ребенка.

Под закаливанием понимается постепенное повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды (холоду, жаре, изменению атмосферного давления). Закаливание укрепляет организм ребёнка, повышает сопротивляемость простудным заболеваниям.

К основным эффектам закаливающих процедур можно отнести: укрепление нервной системы, развитие мышц и костей, улучшение работы внутренних органов, активизация обмена веществ, невосприимчивость к действию неблагоприятных факторов природных изменений.

Весенне-летний период оптимален для начала занятий по общему закаливанию детей. Методика закаливания детей старшего дошкольного возраста в данный период предполагает наиболее простой и доступный метод — хождение босиком. Ребенка нужно приучать к хождению босиком вначале на ковре, а в теплые летние дни — на траве или нагретом песке не более 30 минут в день, затем время постепенно увеличивают. Закаленный таким образом ребенок дошкольного возраста может с пользой для здоровья круглый год дома, а в теплое время и во дворе ходить без обуви. Полезны после хождения босиком ножные ванны с постепенным понижением температуры воды.

Поскольку стопы рефлекторно связаны с верхними дыхательными путями, детям полезно одновременно с хождением босиком полоскать горло и нос водой, постепенно снижая температуру воды от 20 до 8° С.

Также к мероприятиям по закаливанию в весенне-летний период относятся:

-          ежедневные прогулки на свежем воздухе;

-          гимнастика;

-          воздушно-солнечные ванны.

Письмом Минобразования РФ от 22 июня 2002г. № 30–51–547/16 «Об организации родительского всеобуча в образовательных учреждениях» определяется широкий аспект традиционных и нетрадиционных форм работы с семьей, в том числе и по вопросам закаливания. Данный документ определяет цель деятельности образовательного учреждения по педагогическому сопровождению семьи, которая сводится к возрождению традиций семейного воспитания. Опираясь, на все вышесказанное, работа педагогического коллектива ДОУ должна быть направлена на обеспечение тесного взаимодействия с семьей по вопросам развития ребенка.

Доронова Т. Н. подчеркивает важность наглядной информации для родителей и раскрывает основные критерии для ее оформления: единый стиль, ясность логики, доступность, конкретность [1, с.60–68]. Е. П. Арноутова, О. Л. Зверева, В. П. Дуброва отмечают, что общение педагогов и родителей должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Т. В. Короткова подчеркивает важность общения в непринужденной, эмоционально насыщенной обстановке, что способствует сближению воспитателей, родителей и детей [4, с. 86].

М. Д. Маханева определяет основные принципы при работе с семьей.

1.      Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо поняты не только воспитателями, но и родителями, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.

2.      Системность и последовательность работы

3.      Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье.

4.      Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей [с. 3, 76–121].

Д. Б. Филоновым была выделена и раскрыта методика контактного взаимодействия с родителями. Суть ее заключается в следующем [3]:

-          Доверительное общение не может быть навязано, оно должно возникнуть как естественное желание другой стороны;

-          Процесс контактирования проходит в своем развитии определенные этапы. Задержка или попытка проскочить тот или иной этап может разрушить взаимодействие;

-          Процесс взаимодействия должен развиваться последовательно, а переход в другую стадию возможен только при наличии определенных промежуточных результатов.

Все это указывает на переосмысление и изменение содержания и форм работы с семьей. Из перечисленного выше можно сделать вывод, что оказание реальной помощи родителям становится возможным только при условии взаимодействия, установлении доверительных отношений.

Формы работы взаимодействия ДОУ с семьей ребенка во время закаливания в весенне-летний период с родителями целесообразнее всего подбирать согласно классификации нетрадиционных форм, которые предлагают Т. В. Кротова и О. Л. Зверева. Они выделяет следующие нетрадиционные формы: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные, представленные с помощью таблицы [4, с. 24–62].

Таблица

Нетрадиционные формы организации взаимодействия педагогов и родителей во время закаливания

Наименование

С какой целью используется эта форма

Формы проведения общения

Информационно-аналитические

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности

Проведение опросов, бесед, заполнение анкет, медицинских карт

Досуговые

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми

Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках, посвященных вопросам закаливания

Познавательные

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста

Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, педагогическая библиотека для родителей

Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей

Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности

 

Такие подходы к взаимодействию педагогов и родителей предполагают переход от сотрудничества по обмену информацией и пропаганды педагогических знаний к сотрудничеству как межличностному общению педагога с родителями диалогической направленности. Ключевым понятием здесь является диалог, под которым подразумевается личностно равноправное общение, совместное приобретение опыта в вопросах закаливания детей.

Таким образом, структурно-функциональная модель перспективного плана работы с родителями во время закаливания их детей в весенне-летний период состоит из трех блоков: информационно-аналитического, практического и контрольно-оценочного.

Информационно-аналитический блок предполагает сбор и анализ сведений о родителях и детях, состоянии здоровья, наследственных факторов семьи, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи ответить на запросы дошкольного учреждения.

Используемые методы: опрос, анкетирование, патронаж, интервьюирование, наблюдение, изучение медицинских карт и специальные диагностические методики, используемые в основном психологами.

Второй блок — практический. В нем содержится информация, направленная на решение конкретных задач, связанных со здоровьем детей и их развитием.

Формы и методы работы, которые будут использоваться медицинскими работниками, специалистами, педагогами и психологами, зависят от той информации, какую они получили при анализе ситуации в рамках первого блока.

К сожалению, результаты большой экспериментальной работы убедительно показали, что формы и методы сами по себе не являются столь значимыми.

За последние годы учеными и практиками разработано очень много ярких и интересных форм работы с родителями. Но в большинстве случаев эти формы существуют сами по себе, потому что работа с семьей оценивается по количеству мероприятий и совсем не анализируется их качество, востребованность у родителей, и то, насколько усилия педагогического коллектива помогли родителям и детям.

С целью отслеживания качества и результативности работы с родителями необходимо введение третьего блока — контрольно-оценочного.

Контрольно-оценочный блок — это анализ эффективности (количественный и качественный) мероприятий, которые проводятся специалистами детского сада.

Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, можно использовать опрос, книги отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностику, и другие методы сразу после проведения того или иного мероприятия. Не менее важным является самоанализ со стороны педагогов [1, с.62].

В работе с родителями повторная диагностика, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей и т. п. могут быть использованы для отслеживания и оценки отсроченного результата.

Эффективность использования данной модели в работе с семьями в повышении педагогической грамотности родителей в вопросах формирования навыков здоровья неоспорима.

Выводы. Сотрудничество и поддержка семьи в вопросах закаливания дошкольников позволяет добиться высоких показателей в уровне физического развития и здоровья детей. Оздоровительное значение закаливания (воздушных, солнечных ванн, водных процедур) несомненно. Закаленные люди меньше болеют, легче переносят заболевания. Доступность средств закаливания заключается в том, что они всегда под рукой, главное в том, что можно использовать в том или ином виде, не только в весенне-летний сезон, но и в любое время года, в любых условиях. Они не требуют сложной аппаратуры и специальных кабинетов; способы их применения в умелых руках не представляют затруднений. В ДОУ придается большое значение рациональной организации режима дня и его выполнению во время закаливания, такое же отношение на основе традиционных и нетрадиционных форм взаимодействия с родителями необходимо добиваться в семье, особенно в летний период, когда дети большую часть времени проводят дома, а не под руководством специалистов.

 

Литература:

 

1.         Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. // Дошкольное воспитание.- 2004. — № 1. — с.60–68.

2.         Рылеева Е. В. Учимся сотрудничать с родителями // Дошкольное воспитание. — 2004. — № 5. — с.57–63.

3.         Маханёва М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошк. учреждений.-М.:ТЦ «Сфера», 2001. — с.76–121.

4.         Зверева О. Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект [Текст] / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. — М.: ТЦ Сфера, 2007. — 128 с.

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, ребенок, семья, весенне-летний период, время закаливания, детский сад, здоровье детей, старший дошкольный возраст, весенне-летний сезон, внешняя среда.

Ключевые слова

старший дошкольный возраст, закаливание, формы взаимодействия ДОУ с родителями, формы взаимодействия ДОУ с родителями.

Похожие статьи

Формы взаимодействия ДОУ с семьей в период закаливания...

родитель, семья, ребенок, весенне-летний период, здоровье детей, детский сад, время закаливания, старший дошкольный возраст, внешняя среда, весенне-летний сезон.

Использование закаливающих мероприятий как средство...

родитель, семья, ребенок, весенне-летний период, здоровье детей, детский сад, время закаливания, старший дошкольный возраст, внешняя среда, весенне-летний сезон.

Физическое развитие детей дошкольного возраста в летний...

Летнюю работу с детьми в детском саду принято называть оздоровительной, она имеет свою специфику. Важно всемерно использовать благоприятные для укрепления здоровья детей условия летнего времени и добиться, чтобы ребёнок окреп, поправился и закалился...

Физическое оздоровление детей дошкольного возраста...

дошкольное учреждение, родитель, физическое воспитание, ребенок, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, детский сад, здоровый ребенок, здоровье детей, семья.

Организация активного отдыха детей в ДОУ. Дни здоровья...

В неделю «Здоровья» закаливание рекомендуется проводить не в привычной для детей форме, а с привлечением сказочных героев.

Детям старшего дошкольного возраста в недели здоровья тоже предлагаются нестандартные занятия на улице.

Ислямова Урьяне Сейяровна — Информация об авторе

Система работы по формированию валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста.

Формы взаимодействия ДОУ с семьей в период закаливания детей старшего дошкольного возраста в весенне-летний сезон.

Оздоровление детей дошкольного возраста посредством...

здоровый образ жизни, детский сад, ребенок, родитель, дошкольный возраст, дошкольное учреждение, основная задача, рациональная двигательная активность, рациональное питание, принцип морали.

Модель летней оздоровительной работы в детском саду

Организация партнерского взаимодействия дошкольного... здоровый образ жизни, ребенок, детский сад, родитель, здоровый ребенок, семья, дошкольный возраст, дошкольное образовательное учреждение, дошкольное образование...

«Вопросы дошкольной педагогики» №2 (2), июнь 2015

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях детского сада «Улыбка».

Формы взаимодействия ДОУ с семьей в период закаливания детей старшего дошкольного возраста в весенне-летний сезон.

Похожие статьи

Формы взаимодействия ДОУ с семьей в период закаливания...

родитель, семья, ребенок, весенне-летний период, здоровье детей, детский сад, время закаливания, старший дошкольный возраст, внешняя среда, весенне-летний сезон.

Использование закаливающих мероприятий как средство...

родитель, семья, ребенок, весенне-летний период, здоровье детей, детский сад, время закаливания, старший дошкольный возраст, внешняя среда, весенне-летний сезон.

Физическое развитие детей дошкольного возраста в летний...

Летнюю работу с детьми в детском саду принято называть оздоровительной, она имеет свою специфику. Важно всемерно использовать благоприятные для укрепления здоровья детей условия летнего времени и добиться, чтобы ребёнок окреп, поправился и закалился...

Физическое оздоровление детей дошкольного возраста...

дошкольное учреждение, родитель, физическое воспитание, ребенок, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, детский сад, здоровый ребенок, здоровье детей, семья.

Организация активного отдыха детей в ДОУ. Дни здоровья...

В неделю «Здоровья» закаливание рекомендуется проводить не в привычной для детей форме, а с привлечением сказочных героев.

Детям старшего дошкольного возраста в недели здоровья тоже предлагаются нестандартные занятия на улице.

Ислямова Урьяне Сейяровна — Информация об авторе

Система работы по формированию валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста.

Формы взаимодействия ДОУ с семьей в период закаливания детей старшего дошкольного возраста в весенне-летний сезон.

Оздоровление детей дошкольного возраста посредством...

здоровый образ жизни, детский сад, ребенок, родитель, дошкольный возраст, дошкольное учреждение, основная задача, рациональная двигательная активность, рациональное питание, принцип морали.

Модель летней оздоровительной работы в детском саду

Организация партнерского взаимодействия дошкольного... здоровый образ жизни, ребенок, детский сад, родитель, здоровый ребенок, семья, дошкольный возраст, дошкольное образовательное учреждение, дошкольное образование...

«Вопросы дошкольной педагогики» №2 (2), июнь 2015

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях детского сада «Улыбка».

Формы взаимодействия ДОУ с семьей в период закаливания детей старшего дошкольного возраста в весенне-летний сезон.

Задать вопрос