Детское экспериментирование — основа поисково-исследовательской деятельности в экологии | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Автор:

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (2) июнь 2015 г.

Дата публикации: 31.05.2015

Статья просмотрена: 311 раз

Библиографическое описание:

Вагина Т. М. Детское экспериментирование — основа поисково-исследовательской деятельности в экологии // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — №2. — С. 46-48. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/6/173/ (дата обращения: 15.08.2018).

Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету.

Антуан. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»

 

Дошкольное детство — начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры.

В настоящее время экологическое воспитание детей дошкольного возраста очень актуально, так как охрана природы и окружающей среды в эпоху научно — технического прогресса стоит особенно остро.

Экологические знания — это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребёнку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, т. е. он сам. Человеку также нужны хорошие условия, чтобы он себя нормально чувствовал, был здоров.

Два года назад в нашем детском саду появилось три методических объединения. Одно из них в которое я вхожу, называется «Естественно научное». Так как моя тема самообразования звучит так: «Детское экспериментирование — основа поисково-исследовательской деятельности в экологии», я выбрала для себя написание программы дополнительного образования по исследованию в экологии. Программу разрабатывала на все возрастные группы в детском саду. Свою программу я назвала «Мир природы на ладошках»

Актуальность: Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.

Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

Цель: воспитывать с первых лет жизни гуманную, социально — активную, творческую личность, способную понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ней.

Используя метод проектов в работе со старшими дошкольниками, я взяла за основу рекомендации Рыжовой Н. А., которая предлагает три основные этапы работы над проектом:

-           1-й — подготовительный: постановка цели и задач, определение методов исследования, предварительная работа с детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов;

-           2-й — собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами;

-           3-й — обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций.

Какие бы формы не принимала совместная деятельность взрослых и дошкольников, наибольшее значение в ней имеет отношение воспитателя к объекту деятельности, которое проявляется в его заинтересованном рассказе, эмоциональных реакциях, оценках, объяснениях и правильных — с экологической точки зрения — действиях. Взрослый, своим поведением создает образец взаимодействия с природой, неравнодушного отношения к ней, демонстрирует необходимость и значимость всего того, что совершается на глазах у детей. Совместную деятельность мы осуществляем в любом «экологическом пространстве» в помещении и на участке детского сада.

Методическое обеспечение

Игры, загадки, экологические сказки и рассказы, стихи

Материал для работы с детьми и инструменты для исследований

Основное оборудование мини-лаборатории:

1.                  приборы-«помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;

2.                  природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д.;

3.                  утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;

4.                  разные виды бумаги;

5.                  красители: гуашь, акварельные краски;

6.                  медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл);

7.                  прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи.

Правила техники безопасности при работе с различными материала и инструментами

Структура занятия

Блок-схема: процесс: Теория Блок-схема: процесс: Экспериментирование Блок-схема: процесс: Физ.минутка
 

те

 

 

 

 

 


Для программы были разработаны проекты (старший дошкольный возраст) и занятия на все возрастные группы; анкеты, памятки, консультации для родителей; учебно-тематический и перспективно — тематический план.

Учебно-тематический план

Первая младшая группа

Тема занятия

Кол-во часов

Теор.

Прак.

1 Осень на Ямале

0,7

0,3

2«Волшебная водичка»

0,7

0,3

3 «Воздух-невидимка»

0,7

0,3

4 «Поиграем с солнышком»

0,7

0,3

5 «Песок»

0,7

0,3

6 «Камни»

0,7

0,3

7 «Путешествие в лес»

0,7

0,3

8 «Беспорядок в лесу»

0,7

0,3

 

Вторая младшая группа

Тема занятия

Кол-во часов

Теор.

Прак.

1 «Природа — наш дом родной»

0,7

0,3

2 «Воздух-невидимка»

0,7

0,3

3 «Как белка к зиме готовится»

0,7

0,3

4 «Путешествие в зеленую страну»

0,7

0,3

5 «Письмо ласточки»

0,7

0,3

6 «От снежинки к капельке»

0,7

0,3

7 «Вода — водичка»

0,7

0,3

8 «Умники и умницы»

0,7

0,3

 

Средняя группа

Тема занятия

Кол-во часов

Теор.

Прак.

1 «Здравствуй экология»

0,7

0,3

2 «Воздух-невидимка»

0,7

0,3

3 «Волшебница вода»

0,7

0,3

3 «Олени — северные животные» П./и «Оленьи упряжки»

0,7

0,3

5 «Зимние гости»

0,7

0,3

6 «Весна красна»

0,7

0,3

7 «Путешествие с лесовичком»

0,7

0,3

8«Кто живёт в лесу?»

0,7

0,3

 

Старшая группа

Тема занятия

Кол-во часов

Теор.

Прак.

1 «Сохраним планету чистой»

0,7

0,3

2 «Водица — царица»

0,7

0,3

3«Волшебная кладовая»

0,7

0,3

4 Природоохранное занятие. «Чтобы почва не болела» (акция «батарейка»).

0,7

0,3

5«Да будет свет!»

0,7

0,3

6 Жители тундры.

0,7

0,3

7 «Роль растений в экологической пирамиде»

0,7

0,3

8«Земля — наш дом. Мы хозяева в нем»

0,7

0,3

 

Подготовительная группа

Тема занятия

Кол-во часов

Теор.

Прак.

1«Реки Ямала»

0,7

0,3

2 Проект «Носы нужны не только для красы» (5 занятий)

0,7

0,3

3 «Лекарственные растения ЯНАО»

0,7

0,3

4 Мы — друзья природы

0,7

0,3

5 Проект «Метеобюро» «Приборы — помощники»

0,7

0,3

6 «Животные- барометры»

0,7

0,3

7«Растения- предсказатели погоды»

0,7

0,3

8 «Эти удивительные насекомые»

0,7

0,3

 

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, час, ребенок, материал, занятие, окружающий мир, младшая группа, дошкольный возраст.

Похожие статьи

Организация исследовательской деятельности детей...

детский сад, час, ребенок, материал, занятие, окружающий мир, младшая группа, дошкольный возраст. Экспериментирование как средство развития поисково-исследовательской деятельности у дошкольников.

Игра как средство развития личности ребенка младшего...

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст, игровая деятельность дошкольников, жизнь ребенка, сюжетно-ролевая игра.

Конспект комплексного развивающего занятия в адаптационных...

Цель занятия — всестороннее развитие детей раннего дошкольного возраста в игровой форме, социальная адаптация детей к условиям группы кратковременного пребывания дошкольного образовательного учреждения.

Оборудование и материал.

Экологическое воспитание детей младшего дошкольного...

природа, ребенок, дошкольный возраст, занятие, игра, растение, экологическое воспитание, рассказ воспитателя, младшая группа, экологическое воспитание детей.

«В зимнем лесу». Конспект организованной образовательной...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (окружающий мир природы) в первой младшей группе.

Попрощаемся с ними! Нам пора возвращаться назад в детский сад на самолете.

Решение проблемных ситуаций с детьми младшего...

Игра как основной вид деятельности детей младшего... ребенок, игра, игрушка, сюжет, малыш, действие, младший дошкольный возраст, детский сад, эмоциональное состояние.

Дидактическая игра в экологическом воспитании детей...

игра, ребенок, природа, дидактическая игра, природный материал, предмет, окружающий мир, дошкольный возраст, экологическая культура, экологическое образование детей.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности...

Сюрпризный момент. Дети сидят на стульчиках полукругом. В гости к ребятам приходит Лунтик.

Голицына, Н. С. Конспекты комплексно-тематических занятий. 2-я младшая группа.

Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду/ А. И. Иванова.

Раннее экспериментирование детей | Статья в журнале...

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст, игровая деятельность дошкольников, жизнь ребенка, сюжетно-ролевая игра.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Организация исследовательской деятельности детей...

детский сад, час, ребенок, материал, занятие, окружающий мир, младшая группа, дошкольный возраст. Экспериментирование как средство развития поисково-исследовательской деятельности у дошкольников.

Игра как средство развития личности ребенка младшего...

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст, игровая деятельность дошкольников, жизнь ребенка, сюжетно-ролевая игра.

Конспект комплексного развивающего занятия в адаптационных...

Цель занятия — всестороннее развитие детей раннего дошкольного возраста в игровой форме, социальная адаптация детей к условиям группы кратковременного пребывания дошкольного образовательного учреждения.

Оборудование и материал.

Экологическое воспитание детей младшего дошкольного...

природа, ребенок, дошкольный возраст, занятие, игра, растение, экологическое воспитание, рассказ воспитателя, младшая группа, экологическое воспитание детей.

«В зимнем лесу». Конспект организованной образовательной...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (окружающий мир природы) в первой младшей группе.

Попрощаемся с ними! Нам пора возвращаться назад в детский сад на самолете.

Решение проблемных ситуаций с детьми младшего...

Игра как основной вид деятельности детей младшего... ребенок, игра, игрушка, сюжет, малыш, действие, младший дошкольный возраст, детский сад, эмоциональное состояние.

Дидактическая игра в экологическом воспитании детей...

игра, ребенок, природа, дидактическая игра, природный материал, предмет, окружающий мир, дошкольный возраст, экологическая культура, экологическое образование детей.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности...

Сюрпризный момент. Дети сидят на стульчиках полукругом. В гости к ребятам приходит Лунтик.

Голицына, Н. С. Конспекты комплексно-тематических занятий. 2-я младшая группа.

Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду/ А. И. Иванова.

Раннее экспериментирование детей | Статья в журнале...

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст, игровая деятельность дошкольников, жизнь ребенка, сюжетно-ролевая игра.

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос