Освоение окружающего мира и формирование познавательных способностей дошкольников на основе Lego-технологий | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Библиографическое описание:

Шавидзе Л. В. Освоение окружающего мира и формирование познавательных способностей дошкольников на основе Lego-технологий // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №2.1. — С. 30-32. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/54/2243/ (дата обращения: 24.10.2018).



В современном дошкольном образовании особое внимание уделяется конструированию, так как этот вид деятельности способствует развитию фантазии, воображения, умения наблюдать, анализировать предметы окружающего мира, формируется самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, ценные качества личности, что очень важно для подготовки ребенка к жизни и обучению в школе.

Лего-конструирование и образовательная робототехника – это новая педагогическая технология, представляет самые передовые направления науки и техники, является относительно новым междисциплинарным направлением обучения, воспитания и развития детей. Объединяет знания о физике, механике, технологии, математике и ИКТ. В логопедии Лего-технология интересна тем, что, строясь на интегративных принципах, она позволяет обеспечить единство коррекционно-образовательных, коррекционно-воспитательных, коррекционно-развивающих целей и задач.

Идея сделать Лего-конструирование процессом направляемым, расширить содержание конструкторской деятельности дошкольников, за счет внедрения конструкторов нового поколения, а также привлечь родителей к совместному техническому творчеству легла в основу нашей инновационной программы.

Для формирования умственной активности, памяти и зрительного представления используются игры-упражнения: «Что изменилось?» – педагог собирает модель из кирпичиков Лего (из 5-7 деталей для детей старшего возраста, для младшего возраста из 3-4 деталей), показывает ее ребенку в течение некоторого времени. Затем закрывает модель и меняет в ней положение 1-2 деталей или заменяет 1-2 детали на другие. После чего опять показывает модель ребенку, и просит рассказать, что изменилось. «Собери модель по памяти», – педагог показывает ребенку в течение нескольких секунд модель, собранную из кирпичиков Лего (из 3-4 деталей для младшего возраста, для старшего возраст из 5-6 деталей), а затем убирает ее. Малыш собирает модель по памяти, и сравнивает с образцом. «Простые логические цепочки» – логопед предлагает ребенку (от 4-7 лет) плату с набранными последовательностями, в которых детали чередуются по форме, по размеру или по цвету, и ребенок должен их продолжить. «Лего-змейка» – отличное упражнение на развитие зрительно-моторной координации: на длинном рулоне бумаги расставьте предметы типа кубиков или кирпичиков Лего и попросите ребенка нарисовать змейку между ними так, чтобы не задеть. Задание можно выполнять как на горизонтальной, так и на вертикальной поверхности.

Так же в игровой деятельности с детьми используются задания на сенсомоторные навыки. Например, ребенку дается инструкция положить перед собой в ряд кубики, цвет которых я назову, скрепить между собой детали снизу вверх по названному цвету, собрать лесенку из кубиков определенного цвета, собрать лесенку в обратном порядке.

Конструкторы Лего успешно применяются для развития фонематического слуха и восприятия: детям предлагается из предложенных фигурок животных или персонажей мультфильмов, выбрать фигурки с определённым звуком, определить место звука в названии фигурки, провести звуко-буквенный анализ слова, используя детали конструктора красного, синего и зелёного цвета. Для определения звонких и глухих согласных используются лего-человечки, наполненные горохом и манкой. На этом же материале делим слова на слоги: «Разделите на слоги слово «ромашка». Выложите столько кирпичей, сколько слогов в слове. Как вы думаете, какими кирпичиками лучше выкладывать слоги? (Красными) Почему? (Потому что, сколько в слове гласных, столько и слогов, а гласные звуки мы обозначаем красным цветом) Так, сколько слогов в слове «ромашка»?

Наглядно и интересно можно проводить работу по дифференциации звуков: разложи фигурки с дифференцируемыми звуками в разные коробочки, расселить в построенные домики (в синий домик – с твёрдым звуком, в зелёный – с мягким звуком, в домик с колокольчиком – со звонким звуком, без колокольчика – с глухим; в красный домик – фигурки, названия которых начинаются на гласные звуки, в синий – на согласные и т. д.).

Лего-конструктор используется на занятиях по подготовке к обучению грамоте. Манипулируя деталями конструктора Лего, ребенок превращает их, то в одну, то в другую букву, запоминает образ буквы, лучше различает сходные буквы. Формировать кинестетические ощущения позволяет упражнение по обведению контура буквы пальчиками, тактильное опознание букв (дидактические игры типа «Чудесный мешочек»). Конструируя буквы из элементов синего, зеленого или красного цвета, ребёнок запоминает и учится различать гласные и согласные буквы.

Интересно и увлекательно можно проводить автоматизацию поставленных звуков с постройками из конструктора: спуститься или подняться по лесенке, отрабатывая звуки в слогах с повышением или понижением голоса, называть фигуры, постройки, свои действия, составлять словосочетания и предложения с автоматизируемым звуком и т. д.

Используется Лего-технология и при закреплении лексических тем. Можно использовать различные задания на построение героев изученных сказок, пройденных животных, растений, транспорта, строительства зданий, при закреплении ПДД.

Лего-конструктор приходит на помощь в тех случаях, когда ребята участвуют к подготовке к театральной постановке. Сначала они строят своих героев из конструктора, и, репетируя, озвучивают их.

Поправляя детей, педагог указывает на ошибки их героев, а не их самих, что позволяет некоторым ребятам перестать бояться совершить ошибку. Работа над пересказом, рассказом, диалогом становится более эффективной. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора, помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и логичным. При этом работа над связной речью ведётся в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности.

Успешно применяется лего-технология и в составлении схемы предложения.

«Выложите в горизонтальный ряд столько кирпичиков 2x3, сколько слов
в предложении. Покажите друг другу» (взаимопроверка).

Основными видами восприятия окружающей действительности у детей в этом возрасте является тактильно-двигательное и наглядно-образное восприятие, поэтому действия, производимые с яркими красочными кубиками Лего, помогают отображаться математическим понятиям в сознании ребёнка визуальными и тактильными образами. С помощью лего-конструктора, формируем пространственное ориентирование – вверх, вниз, направо, налево, выше, ниже, дальше, ближе. «Расположите жёлтый кирпичик с левой стороны платформы, ниже – серый, с правой стороны – красный, выше красного – белый, посередине – фигуру человечка и т. д. Проверьте результат у соседа» (взаимопроверка). Построение и сравнение отрезков. Условное обозначение единиц измерения величин. «Постройте из жёлтых кирпичиков отрезок, соответствующий 6 е (е – единица измерения длины, один кирпичик) и ниже – из красных кирпичиков отрезок, соответствующий 4 е. Сравните их. Какой отрезок больше, на сколько? (Красный, на 2 е). Какой меньше, на сколько?»

Таким образом, организовывая в детском саду условия, способствующие организации творческой продуктивной деятельности дошкольников на основе Лего-конструирования, позволит заложить на этапе дошкольного детства предпосылки учебной деятельности: умение и желает трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводит начатое дело до конца, планировать будущую постройку.

Литература:

  1. Журба Н.Н., педагог дополнительного образования: нормативные и методические основы организации деятельности: учебно-методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации /Н.Н. Журба, Ю.В. Ребиков, Г.С. Шушарина. – Челябинск: Цицеро, 2010.
  2. Комарова Л.Г. «Строим из ЛЕГО» (моделирование логических отношений объектов реального мира средствами конструктора ЛЕГО): методическое пособие /Л.Г. Комарова – М.: Линка-Пресс, 2001.
  3. Лусс Т.В. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО» пособие для педагогов- дефектологов/ Т.В Лусс, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова. - М.: ВЛАДОС, 2003г.
  4. Сажина С.Д. «Составление рабочих учебных программ для ДОУ» Методические рекомендации: методическое пособие /С.Д. Сажина. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  5. Феншина Е.В. Пособие для педагогов «ЛЕГО конструирование в детском саду» – Москва, Сфера, 2011
  6. Шайдурова В.Н. «Развитие ребёнка в конструктивной деятельности» справочное пособие /В.Н. Шайдурова
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, кирпичик Лего, деталь, красный цвет, младший возраст, старший возраст, звук, модель, слог.

Похожие статьи

Конструкторы Lego как полифункциональное и трансформируемое...

Малыш собирает модель по памяти, и сравнивает с образцом.

Манипулируя деталями конструктора Лего, ребенок превращает их, то в одну, то в другую букву, запоминает образ...

Со среднего возраста я знакомлю детей с лего-конструированием.

LEGO-конструирование как средство создания образовательной...

Мы планируем осваивать технику работы с LEGO -конструкторами «Первые конструкции» и «Первые механизмы» с детьми старшего дошкольного возраста, планируется разработка краткосрочных образовательных проектов для детей 5–6, 6–7 лет.

Формирование элементарных математических представлений...

Кирпичики лего чередуются по цвету, форме. Дорожки длинные и короткие.

умственная отсталость, умеренная умственная отсталость, ребенок, младший школьный возраст, повседневная жизнь, выраженное нарушение интеллекта, маленький, представление, цифра...

Развитие звукового анализа и синтеза у детей старшей...

В это время дети постепенно учатся понимать и правильно употреблять термины: звук, буква, слог, слово, гласный и согласный звук, твердый и мягкий звук, звонкий и

Игра занимает значительное место в жизни детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Легоконструирование как составная часть робототехники

Конструкторы «LEGO» можно классифицировать по возрасту

- конструкторы для детей старше 6-7 лет чаще всего отличаются количеством деталей и

Также я узнал, что у этой модели подвижная кабина для лучшего обозрения и попробовал как работает система упоров.

Развитие речевой деятельности детей в возрасте 4–5 лет...

Со среднего возраста я знакомлю детей с лего-конструированием.

При уборке строительного материала учу детей сравнивать, называть детали по цвету, форме, величине, согласовывать прилагательные с существительными, употреблять существительные в единственном и...

Методика коррекции заикания у детей 4–6 лет | Статья в журнале...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, занятие, младшая группа, развитие...

Также на данном этапе дети знакомятся с понятиями звук, буква, слово, слог, предложение.

Технология наглядного моделирования в коррекции общего...

Дети старшего дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями испытывают

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той

Символы гласных звуков обозначаются знакомыми детям геометрическими формами...

Познавательное развитие детей младшего дошкольного...

На первом, констатирующем, этапе мы определили уровни познавательного развития детей младшего дошкольного возраста.

1) Умеет располагать кирпичики, пластины вертикально. Изменяет постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Конструкторы Lego как полифункциональное и трансформируемое...

Малыш собирает модель по памяти, и сравнивает с образцом.

Манипулируя деталями конструктора Лего, ребенок превращает их, то в одну, то в другую букву, запоминает образ...

Со среднего возраста я знакомлю детей с лего-конструированием.

LEGO-конструирование как средство создания образовательной...

Мы планируем осваивать технику работы с LEGO -конструкторами «Первые конструкции» и «Первые механизмы» с детьми старшего дошкольного возраста, планируется разработка краткосрочных образовательных проектов для детей 5–6, 6–7 лет.

Формирование элементарных математических представлений...

Кирпичики лего чередуются по цвету, форме. Дорожки длинные и короткие.

умственная отсталость, умеренная умственная отсталость, ребенок, младший школьный возраст, повседневная жизнь, выраженное нарушение интеллекта, маленький, представление, цифра...

Развитие звукового анализа и синтеза у детей старшей...

В это время дети постепенно учатся понимать и правильно употреблять термины: звук, буква, слог, слово, гласный и согласный звук, твердый и мягкий звук, звонкий и

Игра занимает значительное место в жизни детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Легоконструирование как составная часть робототехники

Конструкторы «LEGO» можно классифицировать по возрасту

- конструкторы для детей старше 6-7 лет чаще всего отличаются количеством деталей и

Также я узнал, что у этой модели подвижная кабина для лучшего обозрения и попробовал как работает система упоров.

Развитие речевой деятельности детей в возрасте 4–5 лет...

Со среднего возраста я знакомлю детей с лего-конструированием.

При уборке строительного материала учу детей сравнивать, называть детали по цвету, форме, величине, согласовывать прилагательные с существительными, употреблять существительные в единственном и...

Методика коррекции заикания у детей 4–6 лет | Статья в журнале...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, занятие, младшая группа, развитие...

Также на данном этапе дети знакомятся с понятиями звук, буква, слово, слог, предложение.

Технология наглядного моделирования в коррекции общего...

Дети старшего дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями испытывают

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той

Символы гласных звуков обозначаются знакомыми детям геометрическими формами...

Познавательное развитие детей младшего дошкольного...

На первом, констатирующем, этапе мы определили уровни познавательного развития детей младшего дошкольного возраста.

1) Умеет располагать кирпичики, пластины вертикально. Изменяет постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос