Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Состояние проблемы активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в научно-педагогических исследованиях

Воспитание и развитие
31.03.2017
1180
Поделиться
Библиографическое описание
Вербицкая, Анастасия. Состояние проблемы активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в научно-педагогических исследованиях / Анастасия Вербицкая. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 2 (8). — С. 16-18. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/54/2223/.


В стaтье обосновывается необходимость переосмысления, адаптации к новым условиям, реструктурированию накопленного к настоящему времени педагогического опыта по проблеме активизации познавательной сферы дошкольников. Проведен детальный анализ научной литературы по теме исследования. Представлено определение феномена познавательной деятельности у разных авторов. Обозначены главенствующие факторы (условия) развития познавательной составляющей детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: познавательная деятельность,развитие интеллекта, интерес, активизация процессов, дисбаланс познания, познавательно-речевые данные, адаптация, переосмысление педагогического опыта

The article explains the need to rethink, adapt to new conditions, restructuring gained so far teaching experience on the problem of activation of cognitive sphere preschoolers. The detailed analysis of the scientific literature on the research topic. Presents a definition of the phenomenon of cognitive activity different authors. Labeled dominant factors (conditions) for the development of cognitive component of children of senior preschool age.

Keywords: cognitive activities, the development of intelligence, interest, activation of the processes, the imbalance of knowledge, cognitive and speech data, adaptation, rethinking teaching experience

Постановка проблемы. Кнастоящему времени в общей теории дошкольной педагогики собрано и обобщено немало научного материала о становлении и развитии познавательно-речевой деятельности дошкольников, проявлениях ее особенностей в детском саду, о средствах и методах формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста, о формах активизации детской познавательной деятельности и методике руководства ее организацией.

Проблемы развития активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в научно-педагогических исследованиях, в сложившихся реалиях, а именно введение новых требований к системе дошкольного образования (ФГОС ДО) требуют переосмысления, адаптации к новым условиям, реструктурированию накопленного к настоящему времени педагогического опыта, в этом и состоит актуальность предложенной для рассмотрения темы.

Цель статьи: изучить состояние проблемы активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в научно — педагогических исследованиях

Изложение основного материала. Вразных трудах психологов и педагогов на протяжении многих десятилетий исследовалась проблема формирования опыта познавательной деятельности (Я. А. Коменский, Д. Локк, А. К. Маркова, К. Д. Ушинский, Г. И Щукина и др.), которые представляли познавательную деятельность как природное и неподдельное желание дошкольников к познанию.

В педагогических концепциях раскрываются направления и условия деятельности воспитателя по развитию познавательных процессов в дошкольном возрасте (Л. Н. Вахрушева, В. Б. Голицын, О. В. Дыбина, И. Э. Куликовская, Е. О. Смирнова, В. В. Щетинина, Г. И. Щукина и др.).

В настоящее время получили отражение отдельные аспекты познавательной деятельности детей в работах Е. В. Марудовой [2], Ю. А. Новопавловской [3], А. И. Савенкова [4], Н. Ю. Синягина, Е. Г. Чирковская [5] и др.

Представим определение проблем познавательного развития в содержании государственного Стандарта Российской Федерации.

В рамках принятого федерального стандарта (ФГОС ДО) [8] образовательные области предполагают следующие направления развития дошкольника: познавательное развитие; речевое развитие; социально-коммуникативное развитие; художественно-эстетическое; физическое развитие.

Из чего следует, что познавательно-речевое развитие разделили на две самостоятельные области. При этом, под познавательным развитием в Стандарте подразумевается развитие интересов детей, познавательной мотивации и любознательности; становление сознания, формирование познавательных действий; развитие творческой активности и воображения; формирование первозданных представлений о себе, окружающих людях, объектах предметного мира, о функциях и отношениях объектов, о малой родине и Отечестве, знаний о культурно-социальных ценностях российского народа, о космосу, планетах, об отечественных праздниках и традициях, о специфике природы, разнообразии народов и стран мира [8].

В ходе анализа некоторых научных публикаций на предмет определения понятия «познавательная деятельность» выявлено, что у разных авторов свои представления о данном феномене и непосредственно процессах активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Представим характеристику самого понятия «познавательная деятельность» у отдельно взятых авторов:

1) Исследования В. Б. Галицына показали, что познавательная деятельность — это активная деятельность по использованию и приобретению знаний, в которой формируются умственные, волевые и эмоциональные качества личности, характер и способности, характеризующейся познавательной активностью ребенка [1];

2) Под познавательной деятельностью Ю. А. Новопавловская понимает активную деятельность по получению и опытному обогащению знаний, осуществляемая при комплексном взаимодействия личности с окружающей средой [3, с. 46].

3) Авторы научных исследований познавательной активности дошкольников [2;4;6] представляют познавательную деятельность как восприятие мира, воображение мышление, память, внимание, имеющее эмоциональную окраску, личную реакцию на происходящие события, окружающие явления и предметы, полученные в процессе поисков информация, знания и опыт.

При анализе педагогических данных в этом направлении было выявлено, что формирование познавательной потребности идет по-разному у всех дошкольников: так у одних она проявляется очень существенно и имеет, в некотором смысле, «теоретическое» направление, у других детей она больше представлена практической активностью ребенка, прежде всего, такое различие обусловлено воспитанием.

Коллектив авторов во главе с Н. Ю. Синягиной выделили три главенствующих фактора (условия) развития познавательной составляющей детей старшего дошкольного возраста в современном детском дошкольном учреждении:

‒ Инновационно-адаптированная и качественно организованная предметно-развивающая среда. Для организации познавательно-речевой деятельности необходимо наличие кабинета учителя-логопеда, в каждой дошкольной группе — познавательно-речевые центры, разнообразный дидактический и иллюстративный материал разной тематики, центры воды и песка, уголки по детскому экспериментированию.

‒ Грамотная организация методической базы.

‒ Одним из ключевых показателей является повышение эффективности образования в ДОУ именно через стимулирование деятельности педагогов, проведение конкурсов, выставок, обобщение педагогического опыта, творческие группы по интересам [5, с. 67].

Следует отметить, что существуют две основополагающие линии в научно — педагогических исследованияхвсфере активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста [1;3;7]:

  1. Постепенное насыщения опыта ребенка, привнесение разнообразия опыта новыми сведениями и знаниями об окружающем, которое и вызывает познавательную заинтересованность дошкольника.
  2. Cистематическое, последовательное расширение и углубление познавательной потребности и интереса внутри одной и той же сферы действительности.

Вывод: Таким образом, благодаря активизации познавательной деятельности и речевому развитию и сами знания, и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности. Лучший способ личностного развития, настоящий залог высокого интеллекта — это искренний интерес к миру.

Литература:

  1. Голицын В. Б. Познавательная активность дошкольников. / В. Б. Голицын // Педагогика. — № 3. — 2011. — С.23–27.
  2. Марудова, Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. / Е. В. Марудова. — М.: Детство-Пресс, 2010. — 176 с.
  3. Новопавловская Ю. A. Сущность познавательной активности и педагогическое руководство формированием пoзнавательного интереса детей дошкольного возраста. / Ю. А. Новопавловская // Дошкольная педагогика. — № 8. — 2009. — С. 46–48.
  4. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения дошкольников [Текст] / А. И. Савенков. — Самара: Фёдоров, 2010. — 128 с.
  5. Синягина Н. Ю. Личностно-ориентированный учебно-воспитательный процесс и развитие одаренности (методическое пособие) / Н. Ю. Синягина, Е. Г. Чирковская; под ред. А. А. Деркача, И. В. Калиш. — М.: Вузовская книга, 2011. — 131 с.
  6. Щетинина В. В. Обнoвление подходов к формированию познавательной активности дошкольников / В. В. Щетинина // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. — № 4 (22). — 2012. — С. 441–444.
  7. Щукина Г. И. Прoблема познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина — М.: Педагогика, 2006. — 216 с.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный источник]. — Режим доступа: http://минобрнауки.рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14-ФГОС-ДО.pdf (дата обращения 15.02.2017)
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
познавательная деятельность
развитие интеллекта
интерес
активизация процессов
дисбаланс познания
познавательно-речевые данные
адаптация
переосмысление педагогического опыта

Молодой учёный