Конспект занятия в старшей группе на тему «Зима»
Авторы: Карпова Мария Геннадьевна, Шабусова Лилия Сергеевна, Воронцова Татьяна Анатольевна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (8) апрель 2017 г.
Дата публикации: 18.01.2017
Статья просмотрена: 3388 раз
Библиографическое описание:
Карпова, М. Г. Конспект занятия в старшей группе на тему «Зима» / М. Г. Карпова, Л. С. Шабусова, Т. А. Воронцова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 2 (8). — С. 90-92. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/54/1897/ (дата обращения: 07.10.2024).
Цель: Обобщение и уточнение знаний детей о зиме.
Задачи:
Образовательные: формировать умения детей отвечать на вопросы, составлять предложения; активизировать словарь по теме; совершенствовать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласовывать прилагательные с существительными.
Развивающие: развивать связную речь детей; развивать фонематический слух детей.
Воспитательные: воспитывать любовь к природе и интерес к окружающему миру.
Предварительная работа: беседы о зиме, рассматривание иллюстраций о зиме, чтение стихов и наблюдение за погодой на прогулке.
Ход занятия:
- Организационный момент.
(Раздается звон колокольчика. Дети встают в круг и держатся за руки, хором проговаривают):
Встанем рядышком друг с другом,
Скажем: «Здравствуйте!», — друг другу.
Нам здороваться не лень,
Всем привет и добрый день.
Если каждый улыбнется,
Утро доброе начнется.
(Дети садятся на стульчики).
- Основная часть.
Воспитатель предлагает послушать внимательно стихотворение автора И. Сурикова [3].
Белый снег, пушистый в воздухе кружится,
И на землю тихо падает, ложится.
И под утро снегом поле побелело,
Точно пеленою все его одело.
Темный лес, что шапкой принакрылся чудной,
И заснул под нею крепко, непробудно…
Божьи дни коротки, солнце светит мало,
Вот пришли морозцы — и зима настала.
Труженик-крестьянин вытащил санишки,
Снеговые горы строят ребятишки.
Уж давно крестьянин ждал зимы и стужи,
И избу соломой он укрыл снаружи.
Чтобы в избу ветер не проник сквозь щели,
Не надули б снега вьюги и метели.
Он теперь покоен — все кругом укрыто,
И ему не страшен злой мороз, сердитый.
Воспитатель: Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении?
Дети: Зима!
Воспитатель: Все верно, это стихотворение о зиме. Давайте вспомним приметы зимы?
(Дети называют приметы зимы).
Воспитатель: Ребята, а вы любите зиму? Давайте поиграем с вами в игру «Назови ласково». Мы будем превращать зимние слова в ласковые.
Шуба- шубка
Санки- саночки
Снеговик- снеговичек
Снег- снежок
Лёд- льдинка
Снежинка- снежиночка
Мороз- морозец
Шарф- шарфик
Елка- елочка
Подарок- подарочек
Снежок- снежочек
Каток- каточек
Метель- метелица
Мороз- морозик
Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь предлагаю вам разгадать загадки о зиме [1].
Все укроет одеялом,
Все разгладит, приберет,
А потом земле усталой,
Колыбельную споет.
(Зима)
Бел, да не сахар,
Ног нет, а идет.
На всех садится,
Никого не боится.
(Снег)
С неба звездой,
На ладошку водой.
(Снежинка)
Гуляет в поле, да не конь.
Летает на воле, да не птица.
(Вьюга)
Ветви белой краской разукрашу,
Брошу серебро на крышу вашу.
Теплые весной придут ветра
И меня прогонят со двора.
(Метель)
И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет.
(Иней)
Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно.
(Лед)
Как по небу с севера
Плыла лебедь серая,
Плыла лебедь сытая,
Вниз кидала- сыпала
На поля, озерушки
Белый пух да перышки.
(Снежная туча)
Словно белая звезда
Из серебряного льда,
Кружится, летает,
На ладошке тает.
(Снежинка)
В шубу снежную одет,
То ли баба, то ли дед!
Нос — морковка, руки — палки,
И прическа из мочалки.
(Снеговик)
Лёгкий, белый, словно пух,
И похож на белых мух,
Он сугробом вырастает,
А в лучах весенних тает!
(Снег)
Что за модница стоит?
На верхушке шпиль горит,
На ветвях игрушки,
Бусы и хлопушки!
(Ёлка)
Эту девочку привёз
В гости к детям Дед Мороз.
Шубка, длинная коса,
Словно звёздочки глаза.
(Снегурочка)
В длинной шубе дед седой
С длинной-длинной бородой.
К ёлке нашей в Новый Год
Он с подарками придёт.
(Дед Мороз)
Подвижная игра «Снеговик»
Давай, дружок, смелей, дружок, Идут по кругу, изображая, будто катят
Кати по снегу свой снежок. перед собой снежный ком,
Он превратится в снежный ком, «Рисуют» руками большой круг.
И станет ком снеговиком. «Рисуют» снеговика из трех комков.
Его улыбка так светла! Широко улыбаются.
Два глаза, шляпа, нос, метла. Показывают глаза. Прикрывают голову
Ладошкой, дотрагиваются до носа.
Но солнце припечет слегка — Медленно приседают.
Увы! — и нет снеговика. Разводят руками, пожимают плечами.
Игра «Доскажи словечко»
Тихо, тихо, как во сне, Падает на землю... (Снег.)
На снегу-то, посмотри — С красной грудкой... (Снегири.)
Вот веселье для ребят — Все сильнее... (Снегопад.)
Рядом снежная фигурка — Эта девочка —... (Снегурка.)
Все бегут вперегонки, Все хотят играть в… (Снежки.)
С неба все скользят пушинки — Серебристые… (Снежинки.)
На поселке, на лужок все снижается… (Снежок.)
Воспитатель: Ребята, какие слова вы добавляли? Что общего между ними?
(Ответы детей).
Упражнение «Подбери признак» (подбирать как можно больше прилагательных к
существительным).
Зима (какая?) — холодная, морозная, снежная, долгая, затяжная.
Снег (какой?) — белый, мягкий, чистый, легкий, пушистый, холодный.
Снежинки (какие?) — белые, легкие, узорные, красивые, холодные, хрупкие.
Сосулька (какая?) — твердая, гладкая, холодная, острая, блестящая.
Лед (какой?) — гладкий, блестящий, холодный, твердый.
- Рефлексия.
— О каком времени года мы сегодня с вами говорили?
—Мы с вами играли в разные игры, вам понравилось?
—Что больше всего понравилось вам делать?
—Может быть, у кого-нибудь были сложности при выполнении заданий?
Литература:
- Гурина И. Новогодние загадки. — М.: Фламинго, 2013.
- Лазаревич А.Я., Степанов В., Сеф Р. С Новым годом! Зимушка-Зима! Стихи, песенки, загадки, пословицы, считалки, скороговорки. — М.: АСТ, 2014.
- Суриков И. Стихи детям. — М.: Эксмо, 2015.