Игра для дошкольников является основным источником знаний и навыков. Именно во время игры дети учиться применять все свои знания на практике, общаться в обществе, выстраивать социо-культурные взаимоотношения.
В данной статье мне хотелось отобразить пример одного из вариантов организации игрового процесса в группе.
Задачи:
- Расширять сферу социальной активности детей и их представлений об окружающем, отображать в игре знания об окружающей жизни, формировать навыки доброжелательного отношения детей, закреплять знания о работе Салона красоты;
- Формировать навыки доброжелательного отношения детей к сверстникам, расширять представления о том, что от добросовестного труда одного человека может зависеть настроение многих людей;
- Дать возможность ребенку занимать различные позиции взрослых (менеджер парикмахерской, парикмахер, клиенты);
- Учить выполнять конкретные действия и закреплять навыки выполнения знакомых действий в соответствии с игровым сюжетом;
- Развивать у детей творческое воображение, способность совместно развертывать игру;
- Формировать навык речевого этикета;
Таблица 1
Подготовка кигре:
Дата |
Изготовление атрибутов |
Обогащение впечатлениями |
Обучение игровым приемам |
Апрель |
Изготовление альбомов и журналов с образцами причесок. Изготовление из бросового материала и природного (бигуди, фен, расческу, мыло, шампунь, коробочки различные — мыло, шампуни, краска для волос, одеколон, бальзам) |
Беседа: «Расти коса, до пояса» (Предметы гигиены. Уход за волосами.). Беседа с детьми: «Правила поведения в Салоне красоты»; «Как играть»; Встреча с детским парикмахером. Предложить родителям с детьми посетить салон парикмахерской. Консультации для родителей: «Ребенок идет в парикмахерскую», «Как правильно ухаживать за руками», «Личная гигиена детей дошкольного возраста». Продуктивная деятельность – Рисование «Современные прически»; Лепка «Такие разные заколки» |
Дидактические игры: «Кто больше назовет действий»; «Маленький парикмахер»; «Что здесь лишнее?». Составление и проигрывание театрализованной сказки «Варвара краса — длинная коса». Научить пользоваться феном, бигудями, ножницами, пользоваться накидкой при стрижке. |
Таблица 2
Перспективный план подготовки кигре «Салон красоты Волшебница»
Сюжеты |
Роли |
Атрибуты |
Игровые действия |
Речевые обороты | |
Салон красоты |
Парикмахер |
Рабочий столик парикмахера, Оборудование для спецприборов, Большое зеркало; Спецприборы: расчески (3-х видов), ножницы-имитаторы, фены, разнообразные флакончики (пустые), бигуди; Халат или фартук |
Получает заказ клиента; Делает прическу; Моют голову, сушат феном, подстригают, Дает советы. |
Здравствуйте! Проходите пожалуйста. Что желаете? Как вас подстричь? Какую прическу вы бы хотели? Я бы вам посоветовала … | |
Косметолог |
Рабочий столик косметолога, Оборудование для спецприборов, Большое зеркало; Спецприборы: разнообразные флакончики (пустые), тряпочки, салфетки. Халат или фартук |
Получает заказ клиента; Делает массаж лица, головы; Наносит крема, вытирает салфетками. Дает советы. |
Проходите пожалуйста, какие у вас проблемы с волосами или лицом. Что бы вы хотели? Я бы вам посоветовала… | ||
Специалист по маникюру |
Халат или фартук Спецприборы: флакончики, кисточки, ножницы, салфетки, ватные тампоны, лаки и др. |
Получает заказ клиента; Делает маникюр. Дают советы по уходу за ногтями; |
Что бы вы хотели? Какой цвет лака предпочитаете? Эта услуга будет стоить… | ||
Кассир |
Касса, калькулятор, телефон, ручка, бумага |
Принимает плату за услугу; Сдаёт сдачу, записывает в журнал об услуге |
Куда вас записать? Какое время вам подходит? Заплатите за услугу…рублей | ||
Уборщица |
Ведро, щетка, перчатки, халат, совок |
Убирает основной зал, меняет полотенца, моет инструменты. |
Я вас не задержу. Когда вы освободитесь, когда мне можно убрать? | ||
Клиент |
Пелерина, стул для клиента, пеньюары для клиентов; Альбомы и журналы с образцами причесок, деньги |
Делает заказ, рассчитывается за него, проверяет его. Устанавливают очередь; Соблюдают правила поведения в общественных местах. Общаются. Благодарят за хорошо организованную работу |
Как бы вы посоветовали мне постричься? Подойдет ли мне эта прическа? Сколько я вам должен? | ||
Менеджер (управляющий) |
Калькулятор, Компьютер тетрадь для записи клиентов, калькулятор для менеджера парикмахерской; книга жалоб и предложений, |
Подбирает на работу кадры. Устраняет конфликты. Делает заявки на приобретение косметических средств, инструментов, оборудования. Организует работу сотрудников. Беседует с клиентами. |
Здравствуйте, понравилось вам наше обслуживание? Мы будем рады видеть вас еще! | ||
Стилист |
Косметика, зеркало |
Получает заказ клиента. Делает макияж. Помогает подобрать аксессуары. |
Что желаете? Я бы вам посоветовала … | ||
Сопутствующие сюжеты | |||||
Посещение театра |
Артисты Ведущий |
Ширма, микрофон, атрибуты для концертной программы, костюмы и куклы |
Показывают представление концерт |
Рассказывают стихи, песни, танцы. Начинаем наше представление, здравствуйте зрители… | |
Кассир-контролер |
Кассовый аппарат, билеты, |
Продает билеты, пробивает в кассовом аппарате, следит за тем чтобы все были с билетами и сели на свои места |
На какое место вы хотите купить билет? Пересядьте пожалуйста на свое место. Проходите пожалуйста. | ||
Служба доставки магазина «Бытовой химии» |
Водитель |
Руль, стульчики, деньги, карта города, шапочка водителя. |
Принимает заказ, укладывает товар в багажник, рассчитывается за товар. |
Куда доставить товар? Всего доброго, до свидания! | |
Ход игры.
Воспитатель: Сегодня в нашей группе состоится концерт. Мы должны быть красивыми, опрятными, с хорошими прическами. Приглашаем всех «родителей с детьми (куклы)» посетить «Салон красоты».
Воспитатель: По телевизору утром в воскресенье была передача «Бюро стильных идей», где в рекламном ролике в детской «Парикмахерской» я увидела, как девочкам опытный детский парикмахер делал красивые прически. Кто из вас посещал парикмахерские, расскажите.
(Воспитатель просит детей рассказать о своих впечатлениях).
Рассказы детей.
Воспитатель: Чем отличается Салон красоты от обычной парикмахерской.
Воспитатель: (выбирает девочек, которым хорошо знакомо все, что делают работники парикмахерской и косметолог) Давайте поручим им роль парикмахера и косметолога. А кто еще работает в Салоне красоты?
Воспитатель предлагает распределить роли по выбору карточек, на которых изображены атрибуты работников салона (карточки разложены на столе картинкой вниз для мальчиков синие, для девочек красные). Дети выбирают карточку.
По выбранной карточке определяют роль.
Воспитатель: А остальные ребята будут клиентами.
Воспитатель: Я бы тоже хотела бы с вами поиграть. Вы возьмете меня в свою игру? Можно я буду директором в нашем салоне?
Воспитатель в роли директора обращает внимание детей на рабочие места, указывает мужской и женский зал, столик специалиста по маникюру, кассира, уборщицы и т. д.
Дети согласно выбранной роли занимают свои рабочие места.
Воспитатель: Ребята, будьте внимательны и вежливы друг с другом, не забывайте о правилах поведения в общественных местах.
Для развития сюжета воспитатель вносит в игру проблемную ситуацию.
Много клиентов в салоне (предлагается детям вызвать еще парикмахеров и дополнительно сделать атрибуты и оборудовать места);
Внесение атрибута — детские щеточки, совочки. Воспитатель обращает внимание детей, что необходимо поддерживать чистоту в салоне. Вводится роль уборщицы;
Внесение атрибута — кассовый аппарат. Возникает необходимость оплачивать услугу через кассу. Вводится новая роль — кассир.
Воспитатель: В нашей парикмахерской заканчивается шампунь для волос, мне нужно сделать заказ в магазине и доставить его.
Воспитатель привлекает сопутствующие роли (продавец, водитель). Продавец принимает заявку на заказ, упаковывает товар, принимает деньги. Водитель едет в магазин, забирает заказ и доставляет в Салон красоты.
Окончание игры.
Игра продолжается до тех пор, пока все дети-клиенты не посетят «Салон красоты Волшебница». Детям предоставляется самостоятельность в игре.
По окончании игры воспитатель (директор) объявляет, что рабочий день парикмахерской заканчивается, все клиенты могут записаться на завтра. Всего вам хорошего. До свидания!
Напоминание о вежливом обращении друг к другу (работников Салона красоты с клиентами и клиентов друг к другу);
Положительная оценка воспитателя за умение детей договариваться в начале игры (распределение ролей) и в течение игры.
Оценка игры.
Общая положительная оценка воспитателя, позитивный настрой на следующую деятельность и на будущую игру.
Воспитатель предлагает детям самостоятельно по желанию организовывать эти игры.
Вопросы детям: Кто Вам понравился сегодня в игре и почему? Какую бы Вы хотели роль на себя взять в следующий раз?
Рис. 1. Схема игры