Автор: Васянова Екатерина Александровна

Рубрика: Воспитание и развитие

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (7) январь 2017 г.

Дата публикации: 24.12.2016

Статья просмотрена: 31 раз

Библиографическое описание:

Васянова Е. А. Проблема формирования исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №1. — С. 27-28.



В данной статье рассматривается значимость исследовательских умений как умений, которые способствуют развитию познавательной и творческой направленности личности ребенка. Представлены основные проблемы, связанные с формированием и дальнейшим развитием исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Ключевые слова:исследовательские умения, проблемы формирования исследовательских умений дошкольников

В концепции модернизации российского образования говорится о необходимости формирования у детей общеобразовательных умений, универсальных компетенций, функциональной грамотности и социально-значимых качеств.

ФГОС ДО трактует необходимость овладения детьми различными способами познавательной деятельности, приобретение ими опыта различных видов деятельности. Все это требует создания определенных педагогических условий для включения дошкольников в активную познавательную деятельность, в частности в исследовательскую.

Что такое исследовательская деятельность? Прежде всего, это некая творческая деятельность, которая направлена постижение окружающего мира, открытие детьми новых знаний и способов действий. Исследовательская деятельность способствует развитию ценностного, творческого и интеллектуального потенциала детей. Является средством их активизации и позволяет формировать интерес, предметные и общие умения.

Достичь этой цели можно только вооружив детей исследовательскими умениями.

Раскрытием основной сущности исследовательских умений детей, правда младших школьников, занимались и занимаются В.И. Андреев, С.П. Арсенова, С.И. Савенков, Н.А. Семенова и др.

Савенков А.И. понимает под понятием исследовательские умения детей умения интеллектуального и практического характера, связанных с самостоятельным выбором и применением практических приемов и методов на доступном для детей материале.

В современных условия ФГОС ДО перед педагогами встает необходимость формирования умений и навыков самостоятельной познавательно-исследовательской активности ребенка, ведь в системе начального образования, а это уже следующая ступень после дошкольного, исследовательская деятельность является одним из элементов учебного процесса.

Большинство педагогов осознают важность формирования исследовательских умений у детей. Однако, на деле выходит совсем по-другому. И тому есть свои причины. С одной стороны, недостаточный уровень подготовки многим педагогов в системе дошкольного образования. С другой — не разработанность системы принципов и неопределенность этапов педагогического взаимодействия педагога и воспитанника при формировании исследовательских умений.

Проанализировав необходимую литературу, мы пришли к выводу, что в науке сложились предпосылки, создающие условия для решения проблемы формирования и дальнейшего развития исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста.

Помимо теоретических обнаруживаются и практические предпосылки разработки проблемы формирования исследовательских умений детей дошкольного возраста. К таким предпосылкам относится ФГОС ДО, который и обращает внимание на создание условий для всестороннего творческого развития ребенка, способного жить в изменяющихся условиях жизни.

Все более актуальной становится проблема выявления условий формирования в условиях дошкольного образования.

В психолого-педагогической литературе говорится о необходимости создания особых условий для организации исследовательской деятельности дошкольников.

Проанализировав необходимую литературу, мы пришли к выводам, что большинство авторов рассматривают три основных группы педагогических условий для формирования исследовательских умений детей:

– учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, использование адекватных методов обучения;

– мотивированность исследовательской деятельности дошкольников за счет создания ситуаций практического и интеллектуального затруднения в самостоятельной деятельности детей, в режимных моментах и в непосредственной образовательной деятельности детей.

– специфика деятельности педагога, реализующего позицию организатора исследовательской деятельности. Педагог должен владеть знаниями об исследовательской деятельности, включаться в сотрудничество и сотворчество с детьми, обладать творческим потенциалом для организации поисково-исследовательской деятельности детей в соответствии с тематикой, возрастными и индивидуальными особенностями детей.

В то же время, на наш взгляд, достаточно мало уделяется внимания программно-методическим условия, которые непосредственно раскрывают сущность основного содержания системы исследовательских знаний, умений детей, условий организации творческой образовательной среды, особенности построения педагогом совместной деятельности с дошкольниками.

А ведь создание условий для исследовательской деятельности дошкольников позволяет педагогу как бы естественно создать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребенок может найти себе дело по силам, интересам и способностям.

Анализ содержания и результатов имеющихся исследований показывает также, что недостаточно освещены вопросы, раскрывающие в полном объеме способы диагностики исследовательских умений детей дошкольного возраста на различных этапах их формирования и критерии их сформированности.

Таким образом. Проблема формирования исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста является актуальной для современной образовательной практики, но недостаточно разработанной в педагогической теории и практике.

Литература:

  1. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено). — М., 2005.
  2. Поддъяков А.Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт / А.Н. Поддъяков. — М., 2000.
  3. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания / А.И. Савенков. — Ярославль, 2002.
  4. Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований в детском саду / А.И. Савенков. — «Учебная литература», 2005.
Основные термины (генерируются автоматически): исследовательских умений, формирования исследовательских умений, исследовательских умений детей, детей старшего дошкольного, дошкольного возраста, старшего дошкольного возраста, умений детей дошкольного, умений детей старшего, исследовательской деятельности дошкольников, исследовательских умений дошкольников, проблемы формирования исследовательских, Проблема формирования исследовательских, детей дошкольного возраста, значимость исследовательских умений, развитием исследовательских умений, детей общеобразовательных умений, сущности исследовательских умений, формировании исследовательских умений, деятельности детей, необходимость формирования умений.

Ключевые слова

исследовательские умения, проблемы формирования исследовательских умений дошкольников

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос