Автор: Загребина Елена Васильевна

Рубрика: Воспитание и развитие

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (7) январь 2017 г.

Дата публикации: 06.12.2016

Статья просмотрена: 70 раз

Библиографическое описание:

Загребина Е. В. Проект экологической направленности «С чего начинается детский сад» // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №1. — С. 35-36.



Одна из важнейших проблем современности, которой занимаются поколения педагогов, практиков, родителей — это проблема социального становления личности. А обострение экологической проблемы диктует необходимость интенсивной работы по формированию экологического сознания, культуры природопользования. Эколого-развивающая среда детского сада является одним из условий экологического воспитания.

Именно создание развивающей среды позволяет проводить разнообразную работу с детьми. С. Н. Новосёлова определяет развивающую среду «как систему материальных объектов деятельности ребёнка, функционально моделирующую содержание развития его духовного, физического облика; обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка» [3, с. 13]. В. А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему всестороннего развития личности, считал, что её системообразующий признак — нравственное воспитание [4, с. 24] Специфика программы С. Н. Николаевой «Юный эколог» в том, что содержание отражает «биоцентрический взгляд на природу и прослеживает взаимосвязь организма со средой обитания» [1, с. 3].

Работая по экологическому образованию детей, изучая новые современные подходы, возникла необходимость расширения содержания данного направления. В основу создания эколого-развивающей среды заложена идея интеграции, поэтому одним из ведущих аспектов педагогической деятельности является связь экологического образования с другими направлениями, что является актуальным для данного проекта.

На сегодняшний день эффективным остаётся форма совместной деятельности детей и взрослых — технология — метод проекта, которая позволит нам решить данные проблемы. Обновление эколого-развивающей среды для обеспечения более качественного воспитания детей — педагогов — родителей, основываетсяна принципах:

Принцип комплексирования и гибкого зонированияпредполагает легкость трансформирования оборудования, полифункциональность его использования;

Принцип информативности — разнообразие тематики материалов и оборудования и активность воспитанников во взаимодействии с предметным окружением;

Принцип вариативностиопределяется видом дошкольной организации, содержанием воспитания, культурными традициями;

Принцип стабильности и динамичностипредметного окружения — сочетание привычных и неординарных элементов эстетической организации среды; индивидуальная комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребёнка.

Цель проектасоздание условий для экологического и нравственного образования воспитанников на основе социального партнерства как способа эффективного взаимодействия педагогического коллектива, детей и родителей. Задачи:

  1. Учить детей с помощью взрослых создавать эколого-развивающую среду на прогулочных площадках ДОО. Привлекать внимание детей детского сада к проблемам загрязнения территории через проведение акций, десантов;
  2. Привлечь внимания педагогической, родительской общественности к вопросам создания здоровьесберегающей и комфортной среды, стимулирования деятельности ОО по разработке и внедрению проектов;
  3. Обобщить опыт работы ОО по созданию здоровьесберегающих, безопасных, психологически комфортных, эстетически и экологически воспитывающих условий организации образовательного процесса;
  4. Воспитывать патриотизм, любовь к детскому саду, малой Родине.

Перспективный план методической работы с кадрами.

Цель: повысить профессиональную компетентность педагогов по социально-нравственному развитию дошкольников и модернизации развивающей среды.

1 этап: организационныйанализ образовательной ситуации в ДОО, диагностика готовности педагогов, ознакомление с научно-методической литературой, изучение инноваций и передового педагогического опыта по данной проблеме.

Лабиринт 2 этап — методический — организация коллективного творческого поиска через создания экологических пространств на территории ДОО.

3 этап — практический — показ лучших экологических пространств на территории ДОО; апробация воспитателями разнообразных форм и методов работы с детьми; воспитание доброжелательного отношения к объектам природы.

4 этап — аналитический — проведение контрольных срезов, анализ результатов диагностики уровня профессионального развития педагогов, анализ уровня нравственной и экологической воспитанности дошкольников и родителей, обобщение передового педагогического опыта по проблеме.

Описание мероприятий для педагогов, детей и родителей:

− Анкетирование, диагностирование родителей, детей; изучение литературы;

− Обновление прогулочных площадок; проведение субботника по очистке территории;

− Природоохранные акции «Очистим участок от мусора», «Зелёная иголочка» — посадка деревьев (ель, сосна);краткосрочные проекты «Наш участок самый лучший»;

− Интегрированные занятия для детей старшего дошкольного возраста: «Зелёный патруль», «Природоохранные акции», «Как подружиться с природой»;

− Мониторинг промежуточных результатов;

− Конкурс детского рисунка «Наш любимый детский сад»;

− Создание проектов «Как создаётся красота?», «Цветочные фантазии»;

− Создание «Экологического зелёного патруля»;

− Создание мини-проектов детьми «Мой любимый цветок», «Мои первые открытия», «Гости на клумбе», «Коллекция детских идей», «Дружба с солнцем, землей, водой»;

Лабиринт − Конкурс «Лучшая петунья», «Лучший цветник», Праздник «Твори добро»;

− Контрольно-оценочная деятельность; мониторинг. Определение перспектив.

− Подведение итогов конкурса «Лучший цветник». Детский сад победитель городского конкурса «Лучший цветник».

В результате реализации проекта детский сад превратился в современное развивающее экологическое пространство. Красочная территория привлекает жителей и гостей города. Повысился имидж детского сада и города. Родители и дети гордятся результатами совместной работы. На территории ДОО появились дополнительные зоны отдыха для детей, родителей и педагогов.

Таким образом, на территории дошкольной организации создана экологически благоприятная среда; 100 % сотрудников и 90 % родителей приняли участие в работе по благоустройству территории и понимают свою роль, выбирают правильные приёмы при взаимодействии с детьми.

Детский сад обратился в органы законодательной власти города с предложением о закреплении за дошкольной организацией статуса — особо охраняемой природной зоны, учитывая важную экологическую, оздоровительную и нравственную роли.

Литература:

  1. Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия её реализации в детском саду — М.: Мозаика — Синтез, 1999 г. — 224 с.
  2. Новицкая М. Ю. Патриотическое воспитание в детском саду. — М.: Линка-Пресс, 2003 г.
  3. Новосёлова С. Н. «Развивающая предметная среда». Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах. М.: Центр инноваций в педагогике. 1995 г. — 61 с.
  4. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения. — М. — 1973 г.
Основные термины (генерируются автоматически): территории ДОО, детского сада, передового педагогического опыта, развивающей среды, прогулочных площадках ДОО, детском саду, детей детского сада, качественного воспитания детей, профессиональную компетентность педагогов, условий экологического воспитания, совместной деятельности детей, дошкольной организации, диагностика готовности педагогов, среда детского сада, создание развивающей среды, профессионального развития педагогов, экологическому образованию детей, поколения педагогов, территории дошкольной организации, обобщение передового педагогического.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос