Сочетание традиционных и инновационных приемов и методов в коррекционно-развивающей работе по формированию предложно-падежных конструкций
Авторы: Бурачевская Ольга Владимировна, Бурачевская Тамара Владимировна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (6) октябрь 2016 г.
Дата публикации: 03.10.2016
Статья просмотрена: 5421 раз
Библиографическое описание:
Бурачевская, О. В. Сочетание традиционных и инновационных приемов и методов в коррекционно-развивающей работе по формированию предложно-падежных конструкций / О. В. Бурачевская, Т. В. Бурачевская. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 3 (6). — С. 105-107. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/41/1344/ (дата обращения: 11.10.2024).
Сочетание традиционных иинновационных приемов иметодов вкоррекционно-развивающей работе по формированию предложно-падежных конструкций
Бурачевская Ольга Владимировна, заведующий отделением;
Бурачевская Тамара Владимировна, логопед
Многопрофильное гуманитарное учреждение «Центр инновационного обучения и развития «Логос» (г. Минск, Беларусь)
В статье рассматривается коррекционно-развивающая работа по формированию предложно-падежных конструкций у детей дошкольного и младшего школьного возрастов с нарушениями речевого развития. Приводятся методические рекомендации по сочетанию традиционных и инновационных приемов и методов в формировании грамматической стороны речи. Описываются традиционные и инновационные приемы и методы работы, направленные на развитие лексико-грамматической базы речи.
Ключевые слова: предложно-падежные конструкции, предлог, грамматические категории, ориентация в пространстве, пространственные функции, интерактивные средства обучения, инновационные приемы и методы, нарушения речи
На современном этапе развития системы образования проблема подготовки детей с нарушениями речевого развития к школьному обучению имеет приоритетное значение. Решению данной проблемы способствует реализация индивидуального и дифференцированного подходов, а также комплексного и системного коррекционно-развивающего воздействия. Для совершения существующей системы подготовки необходимо преобразование методической базы с учетом неоднородности контингента детей с нарушениями речевого развития и ведущих тенденций обновления содержания образования.
Задача формирования грамматической стороны речи у детей является одной из наиболее значимых в педагогике, дефектологии и логопедии. Своеобразие овладения грамматическими конструкциями проявляется у детей данной категории в замедленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития (Р. И. Лалаева, Н.В Серебрякова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и др.) [1].
Несмотря на то, что определены теоретические основы формирования грамматических конструкций в речи детей с нарушениями речевого развития, специфика усвоения ими предлогов с пространственным значением исследована недостаточно. Не в полном объеме изучены нарушения понимания и употребления предлогов старшими дошкольниками с различными проявлениями нарушений речи, не определены наиболее продуктивные приемы формирования предложно-падежных конструкций, обусловленных недоразвитием оптико-пространственных представлений и других пространственных функций [2, 5].
Коррекционно-развивающая работа по формированию предложно-падежных конструкций базируется на формировании у детей представлений о лексическом и синтаксическом значении предлога как средстве выражения связи между словами в высказывании. Этот этап предусматривает усвоение детьми грамматических закономерностей языка как основы формирования практических способов действия с речевым материалом.
В работе над предложно-падежными конструкциями выделены три блока:
‒ формирование лексического значения предлогов;
‒ практическое ознакомление с синтаксической ролью предлогов в словосочетании и (или) предложении;
‒ закрепление пространственных предлогов в самостоятельной речевой практике детей.
Совершенствование умений выделять предлоги из потока устной речи, дифференцировать их по значению является ключевым при формировании смыслового значения предлогов [1]. Для реализации данной задачи используются ориентировочные действия с предметами, сопровождающиеся выделением предлогов из предложения или текста. При этом изначально каждый предлог отрабатывался отдельно, а после дифференцируется нескольких предлогов посредством составления предложений по образцу и картинкам с использованием схем предлогов [7]. Для закрепления умений образовывать и употреблять предложно-падежные конструкции и развития речемыслительных операций (сравнение, анализ, синтез и обобщение) используется группировка предлогов по сходству и противоположности лексического значения. Расширялись синонимические и антонимические отношения предлогов, развивались самостоятельные высказывания детей с пространственными предложно-падежными конструкциями.
Упражнения по закреплению синтаксической роли предлогов подбираются с учетом понимания детьми соответствия значений предлога и падежа, близости синтаксических функций предлогов и падежных окончаний в языке. На конкретных примерах с использованием различных средств наглядности дети дошкольного возраста способны соотносить и сравнивать начальную и косвенную формы слова, противопоставлять различные формы одного и того же слова. Данные упражнения проводятся в игровой форме сначала с использованием наглядно-иллюстративного материала и внешних опор (схем, знаков, символов) с целью формирования навыка употребления грамматических конструкций в самостоятельной речи.
Активно используются разнообразные традиционный и инновационные приемы и методы, направленные на понимание грамматического значения предлогов и падежных форм: составление словосочетаний, противоположных по смыслу, составление предложений с использованием словосочетании с предлогами, составление словосочетаний и предложений по определенной теме, вопросам, с использованием моделирования, вставка предлога и словоформы в высказывание и подбор соответствующей схемы предложно-падежной конструкции, исправление ошибки в предложении с ориентировкой на сюжет картинки, редактирование предложений с неправильно употребленным предлогом и падежным окончанием, восстановление деформированных предложений и др. [4, 6, 8]. Для закрепления пространственных предлогов в сложном речевом высказывании работают над формированием ориентировки в структурно-семантической и грамматической организации текста с использованием предлогов в связном монологическом высказывании.
Вариантом включения в структуру занятия инновационных приемов и методов работы является использование интерактивных игр [2]. Примером инновационных приемов работы является комплекс интерактивных игр «Веселые котята» М. Г. Власовой специально разработанный для детей дошкольного возраста 4–6 лет. Данный комплекс позволяет решать следующие коррекционные задачи: формировать правильное употребление предложно-падежных конструкций у дошкольников с ОНР; уточнять и развивать пространственные представления, выражаемые в речи посредством предлогов; учить дифференцировать их между собой; запоминать схематическое изображение предлогов; развивать зрительное внимание и память; исправлять нарушения грамматического оформления высказывания и способствовать развитию связной речи; формировать положительное отношение к занятиям. Мультимедийные игры-занятия направлены на знакомство с 15 предлогами пространственного значения и их дифференциацию. Таким образом, дети узнают, что такое маленькое слово, сколько предлогов, чем они отличаются, как изображаются в схемах и многое другое.
На закрепление предлогов в речи также направлена интерактивная игра педагогического портала «Мерсибо» «Кто за кем?» [9]. Герои каждого сюжета стоят в заданном порядке. Каждый следующий персонаж появляется по щелчку мыши. Ребенок должен четко называть, кто за кем, от кого, перед кем и т. д. В ходе игры можно повторить сказки про репку, бременских музыкантов, кощея и др. Игра хорошо развивает словарный запас и позволяет закрепить правильное употребление предлогов в речи. Интерактивная игра «Рюкзак туриста» позволяет научить детей понимать и правильно употреблять предлоги в речи. Весёлый турист собирает в рюкзак различные предметы. Ребёнок, выполняя его инструкции — кладет предметы за шкаф, под стол, достает из рюкзака, при этом не только выполняет указание, но и произносит вслух, куда он кладет предмет, правильно употребив предлог. Интерактивная игра «Королевский указ» разработана для младших школьников, однако может быть использована в работе с дошкольниками, особенно теми, которые умеют читать. Цель данной игры — проанализировать состав предложения и вставить пропущенные предлоги. Послушав королевский указ, ребенок должен понять, где должен стоять предлог, затем, выбрав предлог из нескольких вариантов, вставить на место [3].
Таким образом, одним из самых эффективных средств пробуждения живого интереса к коррекционно-развивающему и образовательному процессу является гармоничное сочетание традиционных и инновационных приемов и методов в коррекционно-развивающей работе по формированию предложно-падежных конструкций. Сочетания приемов и методов коррекционного воздействия должны быть продуманы, подготовлены и, при необходимости, адаптированы педагогом, иначе они будут утомительными и недоступными детям. Результативность коррекционно-развивающей работы зависит от систематического гармоничного целенаправленного использования традиционных и инновационных приемов и методов работы с детьми с нарушениями речевого развития.
Литература:
- Бурачевская О. В. Геометрические игры-головоломки как средство развития пространственных функций у детей с нарушением речевого развития // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 2. — С. 61–63.
- Бурачевская О. В. Дидактическое обеспечение образовательного и коррекционного процесса в специальных группах для детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / О. В. Бурачевская // Образовательная среда сегодня: стратегии развития: материалы VI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 11 мая 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 2 (6). — С. 95–97.
- Бурачевская О. В. Интерактивные приемы развития лексико-грамматической базы речи у детей дошкольного возраста [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 113–117.
- Мальцева О. Л. Предлог как элемент системы средств выражения пространственного дейксиса в языке //Язык и образование: Сб. науч. тр. — Курск: Изд-во Курск, гос. ун-та, 2003. — С. 28–34.
- Мальцева О. Л. Семантический анализ предлогов с позиции формально-лингвистического подхода // Теория языка и межкультурная коммуникация: Межвузовский сборник научных трудов. — Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2003.-Вып. 1.-С. 32–38.
- Рудакова Н. П. Особенности понимания и употребления предложно-падежных форм старшими дошкольниками с ОНР // Сб. Материалы 54-й научно-практической конференции преподавателей и студентов. — Благовещенск: БГПУ, 2004. -С. 186–193.
- Рудакова Н. П. Проблемы овладения предложно-падежными конструкциями детьми дошкольного возраста в норме и с речевой патологией // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2002. — № 6. — С. 7–12.
- Рудакова Н. П. Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста с речевой патологией как одно из направлений психологической адаптации ребенка // Психологическое здоровье учащихся, проблемы и пути их решения: Сб. мат. междунар. научно-практ. конф. 4–5 ноября 2002г — Благовещенск: БГПУ, 2002. — С. 135–137.
- Игры и упражнения // Интерактивный педагогический портал «Мерсибо». URL: https://mersibo.ru/voxflex (дата обращения: 8.09.2016).
Ключевые слова
предлог, ориентация в пространстве, грамматические категории, нарушения речи, пространственные функции, интерактивные средства обучения, предложно-падежные конструкции, инновационные приемы и методыПохожие статьи
Комплексный подход к формированию речемыслительной деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи при дизартрии
В статье рассматриваются организационно-методические аспекты комплексного подхода к формированию речемыслительной деятельности у старших дошкольников с нарушениями речи на коррекционно-развивающих занятиях. Анализируются методологические основания, п...
Направления работы по развитию связной речи у младших школьников с нарушениями интеллекта
В статье рассматриваются возможности использования целенаправленной коррекционно-педагогической работы с использованием комплекса мероприятий по формированию и расширению семантических полей слов в процессе развития связной речи младших школьников с ...
Роль просодии в формировании начальных единиц общения у неговорящих первоклассников с расстройствами аутического спектра
В статье автор исследует взаимосвязь развития просодической стороны речи и формирования звуко-слоговых комплексов у неговорящих детей с РАС. Описывает методы работы по формированию начальных единиц речи на основе формирования ритмико-мелодико-интонац...
Компетентностные задания на уроках русского языка в начальной школе как средство реализации системно-деятельностного подхода
В данной статье рассматриваются различные виды компетентностных заданий, которые мотивируют интерес к самостоятельному приобретению знаний. Предлагаются конкретные приемы работы с учащимися, к которым относятся задания на формирование познавательной ...
Подготовка детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к овладению письменной речью
Статья посвящена актуальной для дошкольного образования проблеме: подготовке детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к овладению письменной речью. В статье рассмотрены теоретические аспекты формирования письменной речи у детей ...
Логопедическая работа по обогащению словаря у обучающихся младшего школьного возраста с умственной отсталостью легкой степени
Речь реализует потребности человека такие как: коммуникативную, информативную, познавательную, развивающую. Особую значимость речевых компетенций приобретают умственно отсталые дети школьного возраста в условиях школы коррекционных школ. Коррекция на...
Преодоление проблем недоразвития мотивационно-потребностной сферы дошкольника в образовательной деятельности, обеспечивающей соблюдение требований ФГОС ДОО
В статье рассматривается мотивационно-потребностная сфера дошкольника и проблемы ее недоразвития. Предлагаются способы преодоления проблем недоразвития с применением психолого-педагогического инструментария. Дается описание мероприятий, направленных ...
Игротерапия как метод коррекции речи у детей с задержкой психического развития (ЗПР)
Автор анализирует коррекционные возможности игровой терапии, как метода и формы обучения дошкольников. Детально представлен методический материал по организации и проведению логопедических занятий по преодолению речевых нарушений у детей с ЗПР посред...
Изучение сформированности фразы 7-й модели по В. И. Балаевой у учащихся первого класса с системной речевой патологией после коррекционной работы
В статье исследуется вопрос сформированности фразы 7-й модели у первоклассников с системной патологией речи по Валерии Ивановне Балаевой, которая предложила модельную систему обучению фразе. 7-я модель отличается от предыдущих тем, что впервые предъя...
Педагогические условия организации сенсорного воспитания детей среднего дошкольного возраста в процессе игр с природными материалами
Статья посвящена изучению педагогических условий организации сенсорного воспитания детей среднего дошкольного возраста через игры с природными материалами. Акцентируется внимание на важности сенсорного развития в дошкольном возрасте и роли природных ...
Похожие статьи
Комплексный подход к формированию речемыслительной деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи при дизартрии
В статье рассматриваются организационно-методические аспекты комплексного подхода к формированию речемыслительной деятельности у старших дошкольников с нарушениями речи на коррекционно-развивающих занятиях. Анализируются методологические основания, п...
Направления работы по развитию связной речи у младших школьников с нарушениями интеллекта
В статье рассматриваются возможности использования целенаправленной коррекционно-педагогической работы с использованием комплекса мероприятий по формированию и расширению семантических полей слов в процессе развития связной речи младших школьников с ...
Роль просодии в формировании начальных единиц общения у неговорящих первоклассников с расстройствами аутического спектра
В статье автор исследует взаимосвязь развития просодической стороны речи и формирования звуко-слоговых комплексов у неговорящих детей с РАС. Описывает методы работы по формированию начальных единиц речи на основе формирования ритмико-мелодико-интонац...
Компетентностные задания на уроках русского языка в начальной школе как средство реализации системно-деятельностного подхода
В данной статье рассматриваются различные виды компетентностных заданий, которые мотивируют интерес к самостоятельному приобретению знаний. Предлагаются конкретные приемы работы с учащимися, к которым относятся задания на формирование познавательной ...
Подготовка детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к овладению письменной речью
Статья посвящена актуальной для дошкольного образования проблеме: подготовке детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к овладению письменной речью. В статье рассмотрены теоретические аспекты формирования письменной речи у детей ...
Логопедическая работа по обогащению словаря у обучающихся младшего школьного возраста с умственной отсталостью легкой степени
Речь реализует потребности человека такие как: коммуникативную, информативную, познавательную, развивающую. Особую значимость речевых компетенций приобретают умственно отсталые дети школьного возраста в условиях школы коррекционных школ. Коррекция на...
Преодоление проблем недоразвития мотивационно-потребностной сферы дошкольника в образовательной деятельности, обеспечивающей соблюдение требований ФГОС ДОО
В статье рассматривается мотивационно-потребностная сфера дошкольника и проблемы ее недоразвития. Предлагаются способы преодоления проблем недоразвития с применением психолого-педагогического инструментария. Дается описание мероприятий, направленных ...
Игротерапия как метод коррекции речи у детей с задержкой психического развития (ЗПР)
Автор анализирует коррекционные возможности игровой терапии, как метода и формы обучения дошкольников. Детально представлен методический материал по организации и проведению логопедических занятий по преодолению речевых нарушений у детей с ЗПР посред...
Изучение сформированности фразы 7-й модели по В. И. Балаевой у учащихся первого класса с системной речевой патологией после коррекционной работы
В статье исследуется вопрос сформированности фразы 7-й модели у первоклассников с системной патологией речи по Валерии Ивановне Балаевой, которая предложила модельную систему обучению фразе. 7-я модель отличается от предыдущих тем, что впервые предъя...
Педагогические условия организации сенсорного воспитания детей среднего дошкольного возраста в процессе игр с природными материалами
Статья посвящена изучению педагогических условий организации сенсорного воспитания детей среднего дошкольного возраста через игры с природными материалами. Акцентируется внимание на важности сенсорного развития в дошкольном возрасте и роли природных ...