Нетрадиционные формы проведения здоровьесберегающих мероприятий в рамках инновационной деятельности | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Автор:

Рубрика: Воспитание и развитие

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (6) октябрь 2016 г.

Дата публикации: 29.09.2016

Статья просмотрена: 76 раз

Библиографическое описание:

Оськина Т. В. Нетрадиционные формы проведения здоровьесберегающих мероприятий в рамках инновационной деятельности // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №3. — С. 62-65. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/41/1291/ (дата обращения: 20.10.2018).



Необходимость воспитания и обучения детей в условиях дошкольных образовательных учреждений с учетом культурных, национальных и природных особенностей региона проживания обусловлена социально-педагогическими потребностями современного общества. Практика показывает, что, общаясь в социуме, у детей рано проявляется интерес к людям разных национальностей, их внешности, языку, манере одеваться, питаться, обустраивать быт.

Мордовия является поликультурным регионом, на территории которого проживают русские, татары, мордва (мокша, эрзя и шокша), а также представители других национальностей. Однако общность условий проживания (природного и социального окружения) делает необходимым ознакомление детей с природой Мордовии, ее географическими, экологическими и историческими особенностями, государственной символикой, с населенными пунктами, заслугами знаменитых людей, а также с языками, музыкой, литературой, изобразительным искусством народов, проживающих издавна на данной территории.

Задачей физкультурно-оздоровительной работы в рамках инновационной деятельности является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения с помощью приобщения дошкольников к культуре мордовского народа и нравственно-патриотическое воспитания.

С целью реализации национально-регионального компонента дошкольного образования в нашем детском саду наряду с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «Детство» в соответствии с ФГОС, используется программа и методические рекомендации «Валдоня» и примерный региональный модуль программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем». Кроме основной комплексной программы пользуем парциальные программы и методики: программа «Старт» Л. В. Яковлева, Р. А. Юдина, методика Л. Д. Глазырина «Физическое развитие детей», Л. И. Пензулаева «Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста», Л. И. Пензулаева «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3–5 и 5–7 лет», С. Я. Лайзане «Физкультура для малышей», методические рекомендации Л. В. Яковлевой, Р. А. Юдиной «Физическое развитие и здоровье детей 3–7 лет», Л. Д. Глазыриной «Физкультура дошкольника», авторской программой К. К. Утробиной «Занимательная физкультура», технологий Ж. Е. Фирилёвой «СА-фи-дансе».

В области физическая культура в рамках интеграции образовательных областей в соответствии с действующими «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» (Приказ от 17 октября 2013 г. N 1155 Министерства образования и науки Российской Федерации) формируем потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании. Для этого знакомим детей с мордовскими и русскими народными подвижными играми, развивающими двигательную активность, физические качества — выносливость, ловкость, быстроту, пространственную ориентировку. такими, как: «В волков» («Верьгизнесэ» — эрз., «Врьгазса» — мокш.), «Шарагу-варагу», «В журавлей» («Каргинесэ» — эрз., «Каргоса» — мокш.), «В петушка» («Атякшкесэ» — эрз, «Атякшса» — мокш.), «В ворону» («Варакасо» — эрз., «Варсиса» — мокш.), «В круги» («Кругсо» — эрз., «Кругса» — мокш.), «В платочки» («Пацинесэ» — эрз., «Руцяняса» — мокш.), «В слепую старуху» («Сокор бабасо» — эрз., «Сокор бабаса» — мокш.. русскими народными играми «Горелки», «У медведя во бору», «Гуси-гуси» и др.

Используем русские и мордовские подвижные игры в процессе физкультурных досугов и физкультурных праздников.

В рамках этой работы были наработаны новые материалы:

‒ перспективный план работы по национально — региональному компоненту,

‒ картотека подвижных народных игр,

‒ разработан цикл занятий и развлечений по этно — экологическому и патриотическому развитию и воспитанию детей дошкольного возраста и т. д.

В образовательной области «Физическое развитие»,задачей которой является сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей в течение года знакомим с мордовскими и русскими народными подвижными играми.

Знакомим детей с именами современных олимпийских чемпионов-уроженцев Мордовии (О. Каниськина, В. Борчин, А. Мишин), их спортивными достижениями (интеграция областей «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие»), формируя тем самым начальные представления о здоровом образе жизни.

Посредством использования фольклора, произведений мордовских и русских писателей (Ф. Бобылев «Утренняя зарядка», В. Корчеганов «Василек», колыбельная песня «Утю — балю, дитятко», и др.) (интеграция области «Художественно — эстетическое развитие», «Речевое развитие») воспитываем потребность быть здоровым.

Для более эффективного решения задач нравственно — патриотического и экологического воспитания дошкольников ведется по трем направлениям:

  1. Работа с детьми.
  2. Работа с педагогами.
  3. Работа с родителями.

В работе с детьми в организованной деятельности по физической культуре проводим тематические занятия, посвященные дню города, дню космонавтики, и др. такие как «Юные космонавты», «Путешествие по Саранску». А так же на темы «Мы туристы», «Поход в лес», «Саранск спортивный», где наряду с физкультурно-оздоровительной работой происходит знакомство и закрепление знаний детей о городе, республике, стране, ее истории. Воспитывается чувство гордости за своих земляков-героев Великой Отечественной войны, спорта, знаменитых и легендарных людях, желание ровняться на них. Организуем физкультурную деятельность и по мотивам мордовских сказок, мордовского фольклора «Мордовская Матрешка», «В гостях у Вирявы», и т. п.

При проведении тематических занятий, занятий в нетрадиционной форме проводим вводную беседу на соответствующую занятию тему (интеграция областей «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие»), активно используем народную музыку, патриотическую при ходьбе, беге (плясовые, марши — «В солнечной Мордовии», муз. Ген. Сураева-Королева, сл. А. Громыхина; «Косо, косо, да Утяша?», эрз.нар.песня, «Умарина» («Яблонька»), муз. Н. Бояркина; Виктор Фёдоров — «Андреевский марш», марш «Покорители космоса»Зиновия Бинкина, и др.), танцевальные движения (в «две ноги», «в три ноги», «каблучки» и др.), «веретенце», и мордовских танцевальных движений (шаг с притопом с движением в различных направлениях).

В основной части проводим ритмическую, степ гимнастику, стретчинг, формируя навык исполнения русских и мордовских народных танцевальных движений; повороты корпуса вправо и влево на носках, формируем навык движения в хороводе (ход «змейкой», по кругу поочередно в различных направлениях, построения в пары и круг) — интеграция области «Художественно — эстетическое развитие»

Проводим основные виды движений, объедения их темой занятия (тренировка спортсменов, путешествие в лес, туристы и т. п.).

Нетрадиционные игровые занятия строю на подвижных играх, играх малой подвижности, хороводных.

В игры с ходьбой и бегом. «В ключи» («Панжомнесэ» — эрз., «Пантемаса» — мокш.), «В платки» («Пцинесэ» — эрз., «Руцяняса» — мокш.), «В голубей» («Гулинесэ» — эрз., «Гуляняса» — мокш.), «Салки» («Варенес понгома» — эрз., «Варяняс повома» — мокш.), «В курочек» («Сараскесэ» — эрз., «Сараскакса» — мокш.), «В горшочки» («Чакшкинесэ» — эрз., «Сяканяса» — мокш.),

С прыжками. «В ножки» («Пильгенесэ» — эрз., «Пильгонякс» — мокш.)

С танцем и ловлей. «В коровку» («Скалнесэ» — эрз., «Траксса» — мокш.), «Мяч об узкую стенку» («Мяч теине стенас» — эрз., «Тупонясь тяйне стенас» — мокш.), «Круговой» («Мячень кунсема» — эрз., «Топонянь кунцема» — мокш.), «Котел» («Котелсо» — эрз., «Котѐлса» — мокш.). [2,с.58]

На развитие силовых качеств. «Раю-раю», «В редьку» («Кшуманесэ» — эрз., «Шапаряксса» — мокш.), «Ткание полотна» (Котфонь кодама» — мокш.), «Наша горка» («Минек пандось» — эрз., «Минь пандонянькс» — мокш.). [1,с.17]

На ориентировку в пространстве. «Игра в бусы» («Эрьгинесэ» — эрз., «Крганяса» — мокш.), «Изгнание свиней («Тувотнень панема» — эрз., «Тувонь панема» — мокш.), «В лапти» («Карьсэ» — эрз., «Карьса» — мокш.), «В базар» («Базарсо» — эрз., «Базарса» — мокш.).

Спортивные игры. «В чиж», «Клѐк», «Шлыган», «Кока», «В бабки» [1,с.14]

А так же тематические игры-соревнования, эстафеты («Преодолей препятствие», «Снайперы», «Собери урожай», «Лыжники», «Мамины помощники», и т. п.)

В заключительной части организованной деятельности проводим народные игры малой подвижности («Иголка и нитка», «Карусель», и т. п.) Формируем навык творческого использования различных танцевальных движений в свободной пляске под народную музыку.

Дети очень любят психогимнастику («Полетаем над Саранском», «Полет в космос», под мордовскую колыбельную «путешествуем во времени» — «попадаем» в древнюю мордовскую деревню, в избу, где мама, у лучины прядет пряжу и качает колыбель (использование здоровьесберегающей технологии «музыкотерапия»), и т. п.

В системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения прочное место занимают физкультурные праздники, спортивные досуги.

Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление, обязательно народные — русские и мордовские подвижные игры, игры-хороводы, соревнования, радостная атмосфера способствуют активизации двигательной деятельности.

Темы праздников самые разнообразные: «Мы — спортсмены», «Олимпийские игры», «Веселые старты», «Зимушка-зима», «Мордовия спортивная», «Бравые солдаты», «Праздник, посвященный дню Победы», «Широкая Масленица!», «Весна в Мордовии» и т. п.

Данная работа не была бы полной без сотрудничества с педагогами ДОУ.

Для воспитателей были подготовлены консультации на тему «Использование русского и мордовского фольклора в физическом воспитании дошкольников», «Мы мороза не боимся» и др., проведено занятие мастер-класс «Моя Мордовия!», с использованием здоровье сберегающих технологий, современного оборудования и национально-регионального компонента, подобрана картотека народных подвижных игр, картотека «Художественное слово о спорте» и др.

В совместной деятельности с воспитателями мы решаем, какие, в качестве предварительной работы воспитатели проводят ознакомительные занятия, беседы, заучивание стихов, проводят организованную деятельность в рамках образовательной области «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы» и т. п.

В процессе реализации инновационной деятельности в рамках образовательной области «Физическая культура» в работе с детьми педагоги используют и другие различные нетрадиционные формы физкультурно-оздоровительных мероприятий:

‒ Проведение комплекса утренней гимнастики с элементами дыхательной гимнастики, ритмических упражнений под народную музыку, патриотические песни;

‒ Проведение двигательных разминок между занятиями и физкультминуток во время организованной деятельности с использованием народных игр подвижных и игр малой подвижности, потешек имитационных упражнений и др.;

‒ Организация народных подвижных игр («В зайчиков» («Нумолнесэ» — эрз., «Нумолняса» — мокш.); «В белочек» («Урнесэ» — эрз., «Урняса» — мокш.). «В журавлей» («Каргинесэ» — эрз., «Каргоса» — мокш.), «В петушка» («Атякшкесэ» — эрз, «Атякшса» — мокш.), «В ворону» («Варакасо» — эрз., «Варсиса» — мокш.). и др.) [2,с.56], игр-соревнований, физических упражнений на прогулке, объединенных патриотической, экологической тематикой (тренировка юных космонавтов, разминка спортсменов, «За грибами в лес пойдем», «У реки», «Лыжники» и др.);

‒ Гимнастика после дневного сна с использованием народных потешек («Потягушки», «Уж, ты, котя, коток», пестушка «Дюгу-дюгу, дегушти, Марюсь касы сѐксети», приговорка «Бабочка, бабочка» и др.) мордовской и русской народной музыки;

‒ Организация работы кружка ритмопластики «Грация», где используем народную музыку, элементы русского и мордовского народных танцев, народные подвижные игры и игры малой подвижности;

Интересно проходят совместные праздники с родителями. Здесь воспитывается и любовь, и гордость за своих родителей, сопереживание, что способствует нравственному воспитанию детей.

Спортивные совместные досуги и праздники любимы родителями и детьми. Темы праздников самые разнообразные: «Праздник, посвященный дню Победы», «Праздник, посвященный дню Защитника Отечества», «Широкая Масленица!», «А ну-ка, мамочки!», «День пожилого человека», «Папа, мама, я — спортивная семья!» и др.

Для родителей проведены консультации, семинары на тему «Как научить ребенка кататься на коньках (лыжах)», «Как научить ребенка плавать», «Закаляемся, играя!» и др.

В рамках инновационной деятельности подготовлен стенд «Спортсмены Мордовии», фотоальбом «Звезды спорта».

Мы активные участники городских семейных соревнований, благодаря которым дети воочию знакомятся со спортивными сооружениями нашего города — спорткомплекс «Мордовия», Дворец спорта, ГБУ ДОД «СДЮСШ по баскетболу и волейболу».

Развивая ребенка в многонациональной среде, важно — приобщить его к красоте и добру, сформировать желание видеть неповторимость окружающей природы, культуры, участвовать в их сохранении и приумножении, заботясь при этом о своем здоровье.

Литература:

  1. Брыжинский В. С. Мордовские народные игры. Эрзянские и мокшанские народные игры и хороводы в авторском изложении и сценарной разработке на эрзянском и русском языках — Саранск: Мордовское книжное издательство, 2009

2. Валдоня (Светлячок) Программа и метод. рекомендации: Для дошк. образоват. учреждений Респ. Мордовия [Нац.-регион. компонент] М-во образования Респ. Мордовия — Саранск: Тип. «Крас. Октябрь», 2001

  1. Волошина Л. Н., Курилова Т. В. Игры с элементами спорта для детей 3–4 лет. Программа “Играйте на здоровье” и технология ее применения в ДОУ. — М.: Издательство “ГНОМ и Д”, 2004.
  2. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ / Под ред. З. И. Берестовой. — М.: ТЦ Сфера, 2004.
  3. Мы в Мордовии живем: пример. регион. модуль программы дошк. образования / [О. В. Бурляева и др.]. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2011.
Основные термины (генерируются автоматически): мокша, игра, дошкольное образование, малая подвижность, народная музыка, Мордовия, организованная деятельность, ребенок, инновационная деятельность, образовательная область.

Похожие статьи

Приобщение к мордовской народной культуре детей старшего...

Краснова С. В., Никонорова О. В., Черемных С. В. Приобщение к мордовской народной культуре детей старшего дошкольного возраста

В образовательной деятельности дети изучили элементы национального мордовского орнамента, а так же выучили несколько...

Игровые инновационные технологии в ДОО | Статья в сборнике...

Игра в образовательной программе дошкольного образования включает

Поэтому грамотно спланированная и организованная игровая деятельность в ДОО имеет большое значение для развития познавательных интересов дошкольников.

Применение элементов ТРИЗ-педагогики в непосредственно...

Применение элементов ТРИЗ-педагогики в непосредственно образовательной деятельности в ДОУ по образовательной области «Музыка».

Морфологический анализ позволяет формировать у детей подвижность мышления и развивает комбинаторику.

Организация предметно-пространственной среды в рамках...

ребенок, Крым, дошкольное образование, игра, группа, устойчивый интерес, образовательная область, народное декоративно-прикладное искусство, детский сад, художественная литература.

Видовое многообразие педагогических инноваций в различных...

инновационная деятельность, образовательный процесс, дошкольное образование, инновационная методическая работа, педагог

Метод проектов как инновационная форма организации... ...деятельность, образовательный процесс, образовательная область...

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста...

экологическое образование, ребенок, дошкольный возраст, образовательный процесс, образовательная деятельность, дошкольное

Моя малая Родина | Статья в журнале «Молодой ученый». родной город, Ребенок, образовательная деятельность, детский сад...

Инновационная деятельность в ДОО | Статья в сборнике...

инновационная деятельность, методическое сопровождение, дошкольное образование, дошкольное учреждение, инновационная деятельность педагогов, педагогический коллектив, методическая служба...

Патриотическое воспитание в современном дошкольном...

Формирование патриотических чувств у дошкольников через... детский сад, дошкольный возраст, ребенок, народная музыка

родной край, патриотическое воспитание, малая родина, ребенок, населенный пункт, дошкольная образовательная организация, народное...

Использование современных инновационных технологий...

дошкольное образование, воспитательно-образовательный процесс, ребенок, проектная деятельность, педагог, исследовательская деятельность, технология портфолио дошкольника...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Приобщение к мордовской народной культуре детей старшего...

Краснова С. В., Никонорова О. В., Черемных С. В. Приобщение к мордовской народной культуре детей старшего дошкольного возраста

В образовательной деятельности дети изучили элементы национального мордовского орнамента, а так же выучили несколько...

Игровые инновационные технологии в ДОО | Статья в сборнике...

Игра в образовательной программе дошкольного образования включает

Поэтому грамотно спланированная и организованная игровая деятельность в ДОО имеет большое значение для развития познавательных интересов дошкольников.

Применение элементов ТРИЗ-педагогики в непосредственно...

Применение элементов ТРИЗ-педагогики в непосредственно образовательной деятельности в ДОУ по образовательной области «Музыка».

Морфологический анализ позволяет формировать у детей подвижность мышления и развивает комбинаторику.

Организация предметно-пространственной среды в рамках...

ребенок, Крым, дошкольное образование, игра, группа, устойчивый интерес, образовательная область, народное декоративно-прикладное искусство, детский сад, художественная литература.

Видовое многообразие педагогических инноваций в различных...

инновационная деятельность, образовательный процесс, дошкольное образование, инновационная методическая работа, педагог

Метод проектов как инновационная форма организации... ...деятельность, образовательный процесс, образовательная область...

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста...

экологическое образование, ребенок, дошкольный возраст, образовательный процесс, образовательная деятельность, дошкольное

Моя малая Родина | Статья в журнале «Молодой ученый». родной город, Ребенок, образовательная деятельность, детский сад...

Инновационная деятельность в ДОО | Статья в сборнике...

инновационная деятельность, методическое сопровождение, дошкольное образование, дошкольное учреждение, инновационная деятельность педагогов, педагогический коллектив, методическая служба...

Патриотическое воспитание в современном дошкольном...

Формирование патриотических чувств у дошкольников через... детский сад, дошкольный возраст, ребенок, народная музыка

родной край, патриотическое воспитание, малая родина, ребенок, населенный пункт, дошкольная образовательная организация, народное...

Использование современных инновационных технологий...

дошкольное образование, воспитательно-образовательный процесс, ребенок, проектная деятельность, педагог, исследовательская деятельность, технология портфолио дошкольника...

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос