«Мамины сказки» как одна из форм работы в период адаптации детей 2–3 лет к дошкольному учреждению
Автор: Горячева Татьяна Юрьевна
Рубрика: Педагогика детей раннего возраста
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (6) октябрь 2016 г.
Дата публикации: 23.09.2016
Статья просмотрена: 1048 раз
Библиографическое описание:
Горячева, Т. Ю. «Мамины сказки» как одна из форм работы в период адаптации детей 2–3 лет к дошкольному учреждению / Т. Ю. Горячева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 3 (6). — С. 88-89. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/41/1285/ (дата обращения: 19.03.2024).
В статье представлен опыт работы по использованию такой формы взаимодействия с родителями и детьми, как «Мамины сказки» в период адаптации дошкольников к детскому саду.
Ключевые слова: адаптация, проект, мамины сказки, формы работы с родителями
Мамина сказка
За окошком вечер зажигает звёзды,
И луна большая, как фонарь, горит.
Мне пора ложиться, и опять тихонько
Мамочка мне сказку говорит.
Про царя и про царицу,
Про прекрасную жар-птицу,
Про Ивана-дурака
И про друга Горбунка!
С. Кожуховская
Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест. По мнению специалистов, общение педагогов и родителей должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия (Е. П. Арнаутов, О. Л. Зверева, В. П. Дуброва и др.). Ввиду того, что родители являются основными заказчиками ДОУ, взаимодействие воспитателей с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи. Именно поэтому мы сегодня ориентируемся на поиск таких форм и методов работы, которые позволили бы нам учесть актуальные потребности родителей.
Адаптация ребенка к дошкольному учреждению — это сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов. Организация и проведение периода адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ строится в соответствии с Примерной основной общеобразовательной программой ДОУ, с основной образовательной программой ДОУ. Перед нами ежегодно встаёт проблема: как организовать педагогический процесс в ДОУ в ходе адаптации ребёнка к новым условиям? Мы несколько лет работаем над темой «Проектная деятельность в детском саду». Творческой группой педагогов был разработан проект по адаптации детей 2–3 лет к условиям дошкольного учреждения под названием «Я иду вдетский сад», учитывающий психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста, и представляющий собой модель взаимодействия детского сада и семьи в этот непростой для ребенка период.
Цель данного проекта — помочь детям и родителям наладить контакт друг с другом и персоналом дошкольного учреждения.
Необходимое условие успешной адаптации — согласованность действий родителей и воспитателей. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.
Порой родителям нет необходимости ломать голову над тем, как решать ту или иную проблему ребенка, как облегчить воспитательный процесс. Просто следует обратиться к методу, испытанному на протяжении многих веков, открыть книгу или просто взять малыша на колени и рассказать ему сказку.
Роль сказок в процессе развития и воспитания ребенка неоценима. Именно через сказку малыши получают первые знания о мире, о добре и зле, о жизненных ценностях. И от того, какие сказки мы читаем или рассказываем своим детям, часто зависит то, как наш ребенок будет адаптироваться в обществе, относиться к своим родителям, как он будет достигать своих целей и многое другое.
В связи с этим на родительском собрании нами была предложена такая форма работы, как вечер «Маминых сказок».
Воспитателями совместно с педагогом-психологом и музыкальным руководителем разработан план работы с родителями (Табл.1)
Таблица 1
Тема |
Формы работы |
Ответственный |
Какие сказки можно читать детям? |
Педагогическая гостиная |
Педагог-психолог |
Сказки для мальчиков и девочек. Есть ли различие? |
Информация в родительский уголок |
Педагог-психолог |
«Добрые сказки для малышей» |
консультация |
воспитатель |
«Сказка на фланелеграфе» |
Семинар-практикум |
воспитатель |
«Выразительное чтение и его роль в развитии дошкольника» |
Консультация с элементами тренинга |
воспитатель |
«Рассказываем сказку по ролям» |
Игровой тренинг |
Воспитатель Музыкальный руководитель |
«Использование сказок и сказочных игр в воспитании и развитии ребенка» |
Семинар-тренинг |
Педагог-психолог |
Изготовление декораций и кукол для кукольного спектакля |
Родительская мастерская |
воспитатель |
В режиме дня группы это мероприятие проводится после сна, мама может забрать своего ребенка после проведения вечера, если ребенок вдруг начнет капризничать. Воспитатели заранее договариваются с одной из мам о том, что она придёт в детский сад и проведет с детьми вечер «Маминых сказок». Педагоги помогают матери выбрать наиболее приемлемую для неё форму проведения: рассказывание сказки с использованием фланелеграфа, настольного театра, чтение сказки с рассматриванием иллюстраций или показ кукольного спектакля за ширмой.
С мамами проводится предварительная работа: вместе с педагогами обсуждается сказка, какие интересные методы и приёмы можно использовать при ее воспроизведении. Хорошим подспорьем будут аудиосказки — музыкальное вступление использовалось как присказка. Такие вечера планируются один раз в неделю. Дети их ждут, а как ждут этих вечеров мамочки, чтобы окунуться в атмосферу детства, побыть рядом со своим ребенком, помочь ему и другим деткам быстрее адаптироваться к детскому саду, чтобы он стал для них вторым домом!
Литература:
- Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ. Практическое пособие. — Воронеж: Учитель, 2011.
- Картушина М. Ю. Забавы для малышей: Театрализованные развлечения для детей 2–3 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 192 с. (ранний возраст).
Похожие статьи
Содержание и формы взаимодействия с семьей в работе...
родитель, Ребенок, детский сад, воспитатель, семья, Педагог, дошкольное учреждение, образовательный процесс, воспитание детей, группа.
детский сад, родитель, ребенок, нетрадиционная форма работы, образовательный процесс, сайт группы.
Организация и проведение театрального фестиваля в ДОУ...
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра.
А педагоги детского сада готовят сюрприз для ребят: музыкальную сказку или кукольный спектакль.
Роль театра в жизни дошкольника | Статья в журнале...
Театр кукол – наиболее распространённая форма организации детского досуга в детском саду. Кукольные спектакли пользуются заслуженной любовью детей и приносят огромное удовольствие организаторам постановок. Формирование у старших дошкольников...
Игра как приём музыкального обучения в детском саду
Роль музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных... ребенок, игра, музыка, занятие, слушание музыки, музыкальный руководитель, детский сад, доступная игровая форма, музыкально-дидактическая игра, элементарное музицирование.
Система работы с музыкально-одарёнными детьми...
Система работы с музыкально-одарёнными детьми в дошкольной образовательной организации.
Информация может поступить от родителей, воспитателей и других людей, имеющих контакт с ребенком.
Театрализованная деятельность, как средство развития ребенка
Скачать Спецвыпуск МАДОУ Центр развития ребенка-детский сад № 85 г.Томска (pdf).
Хотя это и была самая простая сказка «Репка», но так как большую часть работы выполнили дети
С огромным удовольствием родители помогают нам, участвуют в постановках спектаклей.
Проектная деятельность в ДОУ. Проект «Наши сказки»
– помогать детям и воспитателям в подготовке спектаклей, досугов, творческих выставок по сказкам.
Форма проведения итогового мероприятия проекта: музыкальный спектакль.
1.2.Показ музыкальной сказки для малышей и родителей.
От театра кукол в детском саду к познанию себя в окружающем...
Театр кукол – наиболее распространённая форма организации детского досуга в детском саду. Кукольные спектакли пользуются заслуженной любовью детей и приносят огромное удовольствие организаторам постановок.
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста...
Кроме того, творческое взаимодействие педагога и музыкального руководителя дает возможность получать детям массу впечатлений и эмоций.
Е. Евдокимова, Н. Додокина Семейный театр в детском саду журнал Дошкольное воспитание № 4 2007г.
Похожие статьи
Содержание и формы взаимодействия с семьей в работе...
родитель, Ребенок, детский сад, воспитатель, семья, Педагог, дошкольное учреждение, образовательный процесс, воспитание детей, группа.
детский сад, родитель, ребенок, нетрадиционная форма работы, образовательный процесс, сайт группы.
Организация и проведение театрального фестиваля в ДОУ...
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра.
А педагоги детского сада готовят сюрприз для ребят: музыкальную сказку или кукольный спектакль.
Роль театра в жизни дошкольника | Статья в журнале...
Театр кукол – наиболее распространённая форма организации детского досуга в детском саду. Кукольные спектакли пользуются заслуженной любовью детей и приносят огромное удовольствие организаторам постановок. Формирование у старших дошкольников...
Игра как приём музыкального обучения в детском саду
Роль музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных... ребенок, игра, музыка, занятие, слушание музыки, музыкальный руководитель, детский сад, доступная игровая форма, музыкально-дидактическая игра, элементарное музицирование.
Система работы с музыкально-одарёнными детьми...
Система работы с музыкально-одарёнными детьми в дошкольной образовательной организации.
Информация может поступить от родителей, воспитателей и других людей, имеющих контакт с ребенком.
Театрализованная деятельность, как средство развития ребенка
Скачать Спецвыпуск МАДОУ Центр развития ребенка-детский сад № 85 г.Томска (pdf).
Хотя это и была самая простая сказка «Репка», но так как большую часть работы выполнили дети
С огромным удовольствием родители помогают нам, участвуют в постановках спектаклей.
Проектная деятельность в ДОУ. Проект «Наши сказки»
– помогать детям и воспитателям в подготовке спектаклей, досугов, творческих выставок по сказкам.
Форма проведения итогового мероприятия проекта: музыкальный спектакль.
1.2.Показ музыкальной сказки для малышей и родителей.
От театра кукол в детском саду к познанию себя в окружающем...
Театр кукол – наиболее распространённая форма организации детского досуга в детском саду. Кукольные спектакли пользуются заслуженной любовью детей и приносят огромное удовольствие организаторам постановок.
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста...
Кроме того, творческое взаимодействие педагога и музыкального руководителя дает возможность получать детям массу впечатлений и эмоций.
Е. Евдокимова, Н. Додокина Семейный театр в детском саду журнал Дошкольное воспитание № 4 2007г.