Авторы: Титова Светлана Александровна, Жаринова Елена Евгеньевна

Рубрика: Воспитание и развитие

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (6) октябрь 2016 г.

Дата публикации: 19.09.2016

Статья просмотрена: 55 раз

Библиографическое описание:

Титова С. А., Жаринова Е. Е. Взаимодействие образовательной организации и семьи по здоровьесбережению — важная составляющая процесса гуманизации дошкольного образования // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №3. — С. 72-74.



В статье рассмотрены пути решения проблемы взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в вопросах здоровьесбережения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья через организацию детско-родительского клуба. Данная форма сотрудничества с семьями воспитанников позволяет гуманизировать межличностные отношения всех участников образовательного процесса.

Сотрудничество — это венец человечества.

Ш. А. Амонашвили

Одним из приоритетных направлений развития современного дошкольного образования является его гуманизация. Она подразумевает ориентацию образовательного процесса на становление и развитие сотрудничества детей, педагогов и родителей (законных представителей), основанного на уважении прав каждого человека, сохранение и укрепление здоровья ребенка-дошкольника, а также развития его личностного потенциала.

В последние годы эта проблема приобретает все большую социальную значимость. Прежде всего, это связано с тем, что рождаются «другие» дети, которые растут и развиваются в новых условиях. «Дети эти — мудрые, разносторонне талантливые, проявляют раннее развитие, часть из них обладает необычными способностями. Они открыты и уверены в себе» [1]. Однако, подчеркивает Шалва Александрович Амонашвили, эти дети уязвимы перед грубостью и насилием. «В авторитарной среде, среде равнодушия и непонимания они ломаются, начинают болеть душевно, уходят в себя, впадают в отчаяние» [3]. А, следовательно, для новых детей нужна новая педагогика, которая «… принимает ребенка таким, какой он есть, соглашается с его природой», то есть гуманная педагогика [4].

По мнению Шалвы Александровича необходимо, чтобы «… наши педагогические подходы к Ребёнку, во-первых, были естественными составными нашего образа жизни (они родятся внутри этой жизни); во-вторых, в нас должно быть понимание Ребёнка, его сиюминутного состояния, и должны быть исполнены нами с внутренним призывом к сотрудничеству» [3].

Принимая идеи гуманной педагогики и учитывая требования ФГОС ДО, педагогический коллектив МБДОУ «Детский сад № 67» компенсирующего вида строит свою работу на основе принципа партнерства.

В настоящее время детский сад посещают 84 ребенка с разнообразными заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Из них 28 детей (33 %)– это дети — инвалиды.

В детском саду создана особая модель развивающей информационно-образовательной среды «Мир физической культуры и здоровья», которая включает в себя такие компоненты, как:

– бальнеологический комплекс: бассейн, сауна, комната отдыха;

– физкультурный зал;

– зал лечебной физкультуры

– музыкальный зал;

– комната психологической разгрузки;

– тематические познавательные экспозиции в транзитных пространствах.

Все компоненты средовой модели ежедневно способствуют объединению всех участников образовательных отношений (педагоги-дети-родители) в различных видах совместной деятельности.

Педагогический коллектив детского сада находится в постоянном поиске новых эффективных форм взаимодействия с семьей. Одной из таких форм, на наш взгляд, является организация детско-родительского клуба «Здоровячок», действующего на базе учреждения с 2014 года.

Целью деятельности детско-родительского клуба является организация совместной деятельности всех участников образовательного процесса, приобретение практических навыков здорового образа жизни, а также гуманизация и гармонизация межличностных отношений.

На первых заседаниях были разработаны правила, выбраны название — «Здоровячок» и эмблема.

Заседания клуба организуются 1 раз в месяц по 30–40 минут. Они проводятся в различных формах совместной деятельности: проекты, мастер-класс, соревнования, походы, развлечения, «КВН» и т. д. Кроме того, нами используются современные технологии и методы:

 здоровьесбергающие (дыхательная и пальчиковая гимнастики, фитболгимнастика, элементы самомассажа, артикуляционные игры и др.);

 игровые (песочная анимация, подвижные игры, игровые танцевальные упражнения и др.);

 коммуникативные (ИКТ, коммуникативные игры, игры-тренинги и др.)

D:\ИРИНА\Портфель\работа\д.с.67 старшая\здоровячок\DSCN4043.JPGD:\ИРИНА\Портфель\работа\д.с.67 старшая\здоровячок\DSCN3891.JPG

Систематические заседания клуба, активная работа родителей со специалистами показали важность совместных занятий и игр с детьми, т. к. это благотворно влияет не только на их физическое развитие и психическое благополучие, но и позволяет гуманизировать детско-родительские отношения.

Таким образом, детско-родительский клуб — это эффективная форма работы с родителями, опирающаяся на начала гуманного и личностного подхода к ребенку. В этом случае между детским садом и семьей, между педагогами и родителями открываются перспективы для духовной общности. Ведь главная обязанность педагогов, по мнению Ш. А. Амонашвили, не в упреках в адрес родителей и наставлениях, как им повлиять на ребенка, а в стремлении гуманизировать взаимоотношения родителей с детьми. Шалва Александрович считает, что гуманная школа должна быть открытой для родителей, должна стать школой для постижения родителями сути гуманной педагогики. «Пусть родители приходят на уроки в любое для них свободное время группами или в одиночку, пусть они включаются в жизнь детей в школе — пусть руководят кружками, организуют походы и соревнования, встречи, утренники, пусть заботятся, по мере возможностей, о благоустройстве классной комнаты своих детей, и пусть еще родительские собрания превратятся в открытый разговор об опыте семейного воспитания».

Литература:

  1. Амонашвили Ш. А. Манифест гуманной педагогики / Ш. А. Амонашвили. — http://de.tls.in.ua/page-66.html
  2. Амонашвили Ш. А. Гуманно-личностный подход к детям / Ш. А. Амонашвили. — Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998.
  3. Амонашвили Ш. А. Школа Жизни / Ш. А. Амонашвили — М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 2000
  4. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. — М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили,1995.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательного процесса, участников образовательного процесса, детско-родительского клуба, совместной деятельности, гуманной педагогики, мнению Ш, Шалва Александрович, дошкольного образования, идеи гуманной педагогики, сути гуманной педагогики, Вопросы дошкольной педагогики, образовательной организации, образа жизни, Дом Шалвы, ориентацию образовательного процесса, процесса гуманизации дошкольного, организацию детско-родительского клуба, мнению Шалвы Александровича, взаимодействия дошкольной образовательной, гуманная школа должна.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос