Библиографическое описание:

Барсукова О. В., Мавлютова Е. В., Савка М. А. Ребенок и творчество: психологическое исследование мнений современных родителей // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №3. — С. 4-6.



Известно, что рисунок считается отражением души, внутреннего мира ребенка, поскольку малыш изображает окружающую действительность так, как он ее понимает. Поэтому рисунок ребенка несет в себе важнейшую информацию о психическом развитии, возрастных, половых и индивидуальных особенностях, условиях жизни, воспитания и обучения. Чем больше развиты у малыша восприятие и наблюдательность, чем больше запас представлений об окружающем мире, тем точнее и полнее отражает он действительность в своих рисунках, соответственно, его творчество более богато и выразительно [3]. В своем рисунке ребенок не только проявляет свой уровень познания мира, но и выражает эмоциональное отношение к окружающему. Это самая естественная для детей форма восприятия и отражения мира. Еще Ушинский Л. Д. писал, что дитя мыслит формами, красками, звуками и ощущениями вообще. Следовательно, можно предположить, что приобщение ребенка к духовной культуре посредством творчества можно и нужно начинать как можно раньше.

Сегодня многими педагогами и психологами отмечается тенденция к повышению психолого-педагогической компетентности современных молодых родителей в вопросах воспитания и развития детей. Психологическое знание все глубже проникает в бытовую культуру, в среду, в обывательский «здравый смысл». Тем не менее, практика показывает, что зачастую теоретическая подкованность не является показателем того, что полезные знания адекватно применяются родителями в повседневной жизни во взаимодействии с ребенком. К примеру, некоторые родители лишают ребенка возможности исследовать разнообразные художественные материалы полагая, что ребенку они не интересны или «не по возрасту» [1]. Данное заблуждение может не только мешать раскрытию потенциальных творческих возможностей ребенка, но и вредить его психическому и эмоциональному развитию. Другое достаточно распространенное заблуждение современных родителей заключается в том, что формирование творческой личности ребенка — часть общего образовательного процесса и должно быть одной из педагогических целей воспитателей и учителей образовательных учреждений.

Сегодня проблема развития детского творчества становится все более актуальной. В практике работы дошкольных учреждений программное содержание и методика работы с детьми на занятиях и вне их ориентированы в основном на формирование изобразительных умений и навыков, а зачастую носят просто узкодидактический характер. Потому о формировании творчества говорить не приходится, его развитие в основном стихийно, отрывочно и бессистемно. Флерина Е. А. обращала внимание на то, что педагоги не развивают способность к замысливанию образа, а значит, не развивают воображение; не создают на занятиях условий для возникновения соответствующих чувств, не формируют у детей способность переноса знаний и умений в новые условия [4]. Следовательно, вопрос воспитания творческой личности в педагогической практике также остается открытым.

В данной статье авторами предпринята попытка исследовать мнения современных родителей по теме: «Мой ребенок и творчество». Статья посвящена исследованию основных родительских установок по указанной теме, выявлению наличия или отсутствия у детей интереса к творчеству, а также попытке выявить взаимосвязь между интересом детей к творчеству и общим культурным уровнем семьи, образом жизни и отношением семьи к творчеству и искусству.

С данной целью было проведено анкетирование родителей детей дошкольного и школьного возраста, посещающих детские сады и школы города Москвы. Авторами были разработаны анкеты-опросники, содержащие в себе как открытые, так и закрытые вопросы.

На вопросы отвечали родители детей в возрасте от 1,5 до 10 лет, посещающих государственные образовательные учреждения. Исследование проводилось на базе следующих образовательных учреждений: ГБОУ гимназия № 1528 (г. Зеленограда), педагог-психолог Савка Марина Александровна; ГБОУ школа № 1474 (детский сад № 2574 г. Москвы), педагог-психолог Мавлютова Екатерина Васильевна; ГБОУ гимназия № 1590 (детский сад № 690 г. Москвы), педагог-психолог Барсукова Оксана Васильевна. Период проведения исследования: 2012–2014 г. Обработка результатов проводилась на основе качественного и количественного анализа данных.

Общая выборка опрошенных составила 70 человек. Возрастной состав испытуемых был следующим: 36 % родителей в возрасте 20–30 лет, 42 % родителей в возрасте 30–40 лет, 22 % в возрасте 40–50 лет. Представления опрошенных нами родителей о детском творчестве различны и, предположительно, берут свое начало в идеологии семей, в которых респонденты родились и выросли. Следовательно, изучение социального мнения родителей позволяет выяснить условия, в которых формируются будущие родители, и выявить примерные причины их нынешнего отношения к творчеству.

По результатам исследования было определено, что средний возраст, когда ребенок впервые начал проявлять интерес к лепке или рисунку составляет 1,5 года. Верхняя граница — 7–9 месяцев, нижняя — 6 лет. Примечательно, что родители детей раннего возраста (от 1 до 3 лет) отмечают повышенный интерес малышей к творчеств и привлекают к нему с первых месяцев, в то время как родители детей 7–8 лет отмечают, что первый интерес к творчеству у их детей проявился в 2–3 года.

Кроме того, 36 % опрошенных родителей отмечают, что их ребенок занимается творческими видами деятельности (лепка, рисунок, аппликация, поделки) каждый день. В большей степени это относится к семьям, воспитывающих детей раннего возраста. 40 % родителей — с частотой 2–3 раза в неделю; 19 % — (в среднем) несколько раз в месяц и 5 % родителей вообще не отмечают интереса детей к творчеству.

Таблица 1

Установки родителей отворчестве

Предложенные утверждения

Да

Нет

1. Я считаю, что заниматься лепкой и рисованием с ребенком должны в детском саду (кружке, центре и т. д.), а дома в этом нет необходимости.

6,5 %

93,5 %

2. Тратить время на лепку, поделки или рисование не разумно. Ребенок может потратить его на полезные занятия (чтение, уроки и т. д.).

2 %

98 %

3. Мы еще не давали нашему ребенку материалов для лепки (пластилин, глина, тесто) и рисования (краски, мелки и т. д.) так как считаем, что ему еще рано этим заниматься.

3 %

97 %

4. Мой ребенок невероятно любит рисовать (лепить, делать аппликации, поделки).

74 %

26 %

5. Считаю, что любовь к творчеству детям нужно прививать.

92 %

8 %

6. В изобразительной деятельности важен не ее результат, а процесс и то удовольствие, которое испытывает ребенок.

97 %

3 %

7. Ребенок не может самостоятельно определиться с предпочтениями в творчестве (музыка, рисование, танцы и т. д.), делать выбор за него должны взрослые.

18 %

82 %

8. Игра и творчество не являются важными и главными видами деятельности детей, а являются приятным дополнением, когда появляется свободное время.

31 %

69 %

9. Я очень люблю, когда мой ребенок что-то лепит или рисует.

97 %

3 %

10. Не думаю, что детей стоит хвалить за их творческие работы, хвалить стоит за настоящие жизненные успехи.

4 %

96 %

11. Не думаю, что стоит вмешиваться в творческую деятельность ребенка, пусть самостоятельно сделает поделку.

44 %

66 %

12. Я бы с удовольствием разделил(а) бы радость ребенка от творческих игр, но меня отталкивает необходимость после них отмывать помещение и наводить порядок.

13 %

87 %

13. Мне нравится лепить, клеить поделки, рисовать вместе с моим ребенком, я будто сама возвращаюсь в детство.

85 %

15 %

14. Считаю, что именно творчество делает жизнь богаче и ярче.

96 %

4 %

15. Творческий талант определяет все, — если у моего ребенка нет одаренности, то не стоит растрачивать силы и время на развитие его задатков.

11 %

89 %

16. Считаю, что нужно трезво смотреть в будущее, ведь творчеством в наше время не проживешь, пусть и дети к этому привыкают.

13 %

87 %

17. В детстве мне очень хотелось стать художником (реставратором, скульптором, иллюстратором, фотографом и т. д.), но у нашей семьи не было возможности обучать меня

20 %

80 %

18. У меня нет особых способностей к рисованию (музыке, танцам и т. д.), думаю, что и у моего ребенка тоже.

21 %

79 %

19. Мир фантазий, сказок, игры и творчества — самая благоприятная и естественная среда для развития ребенка.

90 %

10 %

20. У нас дома нет пластилина, красок и цветной бумаги

4 %

96 %

21. Словосочетания «терапия искусством», «арт-терапия», «сказкотерапия» мне знакомы

74 %

26 %

Исследование общего уровня культуры семьи и выявление способов приобщения детей к творчеству показывает, что 77 % опрошенных родителей предпочитают лепить и рисовать вместе с ребенком; 72 % опрошенных читают детям народные сказки; 65,5 % родителей покупают много разных наборов для детского творчества; 53 % опрошенных водят детей в творчески студии и кружки; 53 % респондентов предпочитают смотреть познавательные телепередачи; 36 % родителей водят детей на выставки.

Литература:

  1. Ганошенко Н. И., Мещерякова С. Ю. Приобщение детей к художественно-эстетической деятельности: Игры и занятия с детьми 1–3 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  2. Кожохина С. К. Растем и развиваемся с помощью искусства. — СПб.: Речь, 2006.
  3. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. — СПб.: Речь, 2008.
  4. Флерина Е. А. Развитие детского изобразительного творчества под влиянием учебно-воспитательного руководства. — М.: Просвещение, 1945.
Основные термины (генерируются автоматически): современных родителей, родители детей, детей раннего возраста, анкетирование родителей детей, мнений современных родителей, детского творчества, заблуждение современных родителей, современных молодых родителей, мнения современных родителей, родители детей раннего, социального мнения родителей, детей форма восприятия, детей способность переноса, творческой личности ребенка, ГБОУ гимназия, внутреннего мира ребенка, способов приобщения детей, видами деятельности детей, творческих возможностей ребенка, образовательных учреждений.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос