Библиографическое описание:

Пермякова Е. Н., Павлова Е. В., Балева А. А. Проект «Моя деревня» // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №3. — С. 66-69.

Проект «Моя деревня»

Методический паспорт проекта

Актуальность:

«Родина для человека — самое дорогое и священное, без чего человек перестаёт быть личностью»

В. А. Сухомлинский.

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине — месту, где человек родился.

В этой связи, как нам представляется, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным своеобразием родной деревни.

Успешность развития дошкольников при знакомстве с родной деревней возможно только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Ведущим замыслом проекта является приобщение ребенка к истории и культуре своей деревни; пополнение знаний детей о деревне, в которой они живут, воспитание уважения к его традициям и обычаям, развитие потребности детей в освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия, с участием родителей.

Учитывая значимость данной проблемы, основной целью проекта является систематизация знаний о родной деревне.

Авторы проекта: Пермякова Е. Н. — учитель-логопед, Павлова Е. В. — воспитатель, Балева А. А. — педагог-психолог

Название образовательного учреждения: МБДОУ «Детский сад № 28 комбинированного вида»

Тип проекта: информационно-творческий, краткосрочный.

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель, родители, учитель-логопед, педагог-психолог

Форма организации детей: индивидуально-групповая работа

Год разработки и реализации учебного проекта: 2016 год.

Опыт использования: проводился один раз в подготовительной группе.

Продолжительность проекта: 2 недели.

Проблема проекта: общение с детьми подготовительной группы показало, что дошкольники старшего возраста имеют поверхностные знания о родной деревне, её историческом прошлом.

Изучая лексическую тему «Моя деревня», дети предложили сходить на экскурсию в старообрядческую деревню Лампово. Рассматривая старые дома, дети стали задавать вопросы:

— Почему в нашей деревне так много красивых старинных домов?

— Кто сделал резные украшения на домах?

— Почему так много людей приходит на родник?

— Сколько лет нашей деревне?

Цель проекта: приобщение ребенка к истории и культуре своей деревни.

Задачи проекта:

‒ Сформировать представление о том, что деревня Лампово является неотъемлемой частью нашей Родины.

‒ Познакомить детей с историческим прошлым и современной жизнью родной деревни.

‒ Воспитывать чувство любви к своей малой Родине и уважительное отношение к жителям деревни.

Гипотеза проекта:

Совместная деятельность педагогов и родителей по приобщению детей к истории и культуре своей деревни будет более эффективна, если реализуются следующие условия:

‒ переход родителей от пассивных наблюдателей над работой к активному участию и сотрудничеству;

‒ создание комфортной среды для развития ребёнка посредством совместной,согласованной работы между семьёй и ДОУ

Используемые технологии: ИКТ, здоровьесберегающие

Форма продуктов проектной деятельности:

‒ изготовление детьми и родителями книги «Моя деревня Лампово»;

‒ выставка рисунков «Это моя Родина»

Ожидаемые результаты:

‒ повышение интереса детей, родителей и педагогов к истории и культуре нашей деревни;

‒ развитие речи детей, обогащение словаря, познавательной активности;

‒ активное участие родителей в совместной деятельности;

‒ профессиональный рост педагогов

Направления проектной деятельности:

  1. Работа над повышением интереса к истории своей малой Родины всех участников проектной деятельности
  2. Работа с семьёй:

‒ участие родителей в мероприятиях ДОУ: анкетирование, изготовление книги «Моя деревня Лампово»

Таблица 1

График работы над проектом

Этапы

Сроки

Содержание

1. Подготовительный

1-я неделя мая

1. Определение целей и задач проекта.

2. Составление плана мероприятий.

3. Подбор методической литературы.

4. Ознакомление родителей с проектом

2. Основной

2-я неделя мая

1. Изучение необходимой литературы по данной теме.

2. Проведение мероприятий в рамках проекта.

3. Привлечение родителей к непосредственному участию в проекте.

4. Создание презентаций по данной теме.

Мероприятия для детей и родителей:

1. Участие во всех мероприятиях

проекта.

2. Изготовление книги.

3. Заключительный

2-я неделя мая

1. Подведение итогов. Создание презентации.

2. Анализ успешности работы с детьми, родителями.

Таблица 2

Тематическое планирование проектной деятельности: май 2016г.

Направление работы

Приблизительный срок

Продукт

Ответственные

1.Сбор материала для создания презентаций

1-я неделя мая

Презентации «Моя деревня Лампово»

Воспитатель, учитель-логопед

2.Обогащение пассивного и активного словаря по данной теме

На протяжении всего периода работы

 

Воспитатель, учитель-логопед, педагог-психолог

3.Анкетирование «Знаешь ли ты свою деревню»

1-я неделя мая

Анкеты

Воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед

4. Консультация для родителей «Люби и знай свой край!»

1- неделя мая

Папка — передвижка

Воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед

5. Исторический калейдоскоп»

2-я неделя мая

Экскурсия в библиотеку

Учитель-логопед, воспитатель, педагог-психолог

6. «Ламповские красоты»

2-я неделя мая

Экскурсия в деревню

Воспитатель, учитель-логопед, педагог-психолог

7.Посещение родителями и детьми любимых мест

2-я неделя мая

Прогулка

Родители, дети

8.История возникновения деревни Лампово

2-я неделя мая

Занятие с презентацией

Воспитатель, учитель-логопед, дети

9. «Моя малая родина — деревня Лампово»

2-я неделя мая

Стенгазета

Воспитатель, дети

10. «Это моя Родина»

2-я неделя мая

Выставка рисунков

Воспитатель, дети

11. Книга «Моя деревня Лампово»

2-я неделя мая

Книга

Родители, дети

12. Анализ успешности работы по проекту

2-я неделя мая

Презентация

Учитель-логопед, воспитатель, педагог-психолог

Ценность проекта:

‒ создание условий для ознакомления дошкольников с историческим, культурным своеобразием родной деревни;

‒ оказание помощи родителям и повышение компетентности педагогов в рамках темы данного проекта;

‒ отсутствие формализма в организации работы с семьёй

Возможности дальнейшего развития проекта:

Представить данный проект на Всероссийском уровне в рамках сотрудничества обмена методическими разработками по созданию единого образовательного пространства между ДОУ и семьёй и в тематическом научном журнале «Вопросы дошкольной педагогики».

Основные термины (генерируются автоматически): родной деревни, родной деревне, малой Родине, своеобразием родной деревни, жизнью родной деревни, подготовительной группы, «Моя деревня», приобщение ребенка, Ведущим замыслом проекта, основной целью проекта, реализации учебного проекта, дети подготовительной группы, развитие потребности детей, жителям деревни, Успешность развития дошкольников, пополнение знаний детей, Продолжительность проекта, Тип проекта, Авторы проекта, Проект «Моя деревня».

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос