Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Формирование фонематических категорий у старших дошкольников с нарушениями речи посредством игровых упражнений

Коррекционная дошкольная педагогика
Поделиться
Аннотация
В статье раскрывается проблема формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Автором рассмотрены теоретические основы развития фонематической системы речи, а также методы диагностики и коррекции нарушений фонематического слуха через эффективные игровые педагогические практики.
Библиографическое описание
Гурлова, Ю. С. Формирование фонематических категорий у старших дошкольников с нарушениями речи посредством игровых упражнений / Ю. С. Гурлова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2026. — № 1 (93). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/311/10575.


Последние десятилетия при поступлении в школу наблюдается увеличение детей с несформированными или недостаточно сформированными фонематическими процессами. Старший дошкольный возраст является маркером для определения речевой готовности детей к обучению и определения необходимости логопедической помощи по формированию фонематических процессов. Данная помощь является базовым условием для успешного обучения, так как готовность ребенка к обучению письму и чтению неразрывно связана с умением слышать в словах отдельные звуки и их последовательность. То есть фонематическое восприятие неразрывно связано с обучением грамоте. Нарушения фонологической системы приводят к необратимым нарушениям понимания речи окружающих, затруднениям произношения звуков, и соответственно, трудностям в обучении чтению и письму. Логопеды, работающие с такими детьми, используют различные методы и приемы коррекции, но одним из эффективных и перспективных методов коррекционной логопедической работы являются игровые технологии, которые направлены на формирование и закрепление фонематических категорий. Далее мы раскроем специфику работы по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста [3].

Понимание механизмов и условий формирования фонематического восприятия обосновано несколькими ключевыми теоретическими подходами.

Так, психологический подход раскрывается Л. В. Щербой и Л. С. Выготским. Л. В. Щерба рассматривает постепенное развитие фонологической системы через слуховой образ каждой фонемы и способности различать звуки в потоке речи. Главными этапами данного процесса является осознание отдельных звуковых частиц и умение дифференцировать сходные фонемы. Л. С. Выготский подкреплял данный процесс значимостью социальной среды и приобретением опыта взаимодействия ребенка со взрослыми и окружающим миром. Исследователь считал, что ребенок постепенно учится анализировать речь окружающих его людей и выделять из нее элементы звучащей речи благодаря общению со взрослыми, а также благодаря специально организованной педагогической работе, то есть, обучению [1].

А. Г. Лурия представляет нейропсихологический подход, который объясняет формирование фонематического восприятия через функционирование определенных зон головного мозга, которые обеспечивают обработку получаемой информации — слышимых акустических звуков. По его мнению, фонематический анализ требует согласованной работы обоих полушарий головного мозга. Как мы знаем, что левое полушарие отвечает за понимание звуков, левое обеспечивает эмоциональное их восприятие и образное сопровождение процесса слушания и говорения [3].

Таким образом, можно говорить о формировании фонематического восприятия через взаимодействие трех взаимосвязанных составляющих: физиологического, психолого-педагогического и социального.

Для качественной разработки мероприятий по формированию фонематического слухового восприятия необходимо проводить диагностику. Это важный этап в работе логопеда и дефектолога в дошкольном учреждении. Одной из эффективных и наиболее полных методик изучения сформированности фонематического восприятия для детей старшего дошкольного возраста является методика Н. С. Жуковой. Автор предлагает комплекс диагностических мероприятий, которые включают игровые задания на различение звуков, выделение первого и последнего звуков в слове, подбор картинок к заданному звуки и многое другое.

Если представить данную диагностику в виде этапов, то она будет выглядеть следующим образом:

1 этап: определение уровня развития фонематического слуха. На этом этапе проверяется способность ребенка воспринимать и дифференцировать звуки речи.

2 этап: выявление особенности звукопроизношения. Специалист анализирует правильность произношения отдельных звуков и словосочетаний.

3 этап: оценка слоговой структуры слова. Данный этап дает представление об умении воспроизводить слоговую структуру слов различной сложности.

4 этап: анализ сформированности навыков чтения и письма. В зависимости от возраста и образовательной программы оцениваются умения читать и писать слова и предложения. А также выявляются специфические трудности.

В комплексе в логопедической диагностике может проводится диагностика психологическая. Комплексная диагностика позволяет выявить конкретные проблемы и спланировать развивающую, ибо коррекционную программу формирования фонематического восприятия [4].

В работе по формированию фонематического восприятия педагоги, психологи, логопеды и дефектологи выделяют важность систематической развивающей и коррекционной работы с детьми. Игровая деятельность в дошкольном возрасте является ведущей формой организации как воспитательного, так и образовательного процесса. Игровая мотивация дошкольника превалирует над мотивацией учебной и, на этой базе формируется психологическая готовность к школьному обучению.

Использование игровых приемов позволяет детям лучше усваивать знания, умения и навыки, в том числе речевые, увеличивать познавательную активность, корректировать трудности произношения и восприятия. Это специальные игровые упражнения, которые направлены на тренировку произношения, различение близких по звучанию звуков, улучшение артикуляции. То есть, цель использования игровых технологий в логопедической практике по формированию фонематического восприятия является повышение мотивации к занятиям, увеличение эффективности развивающей и коррекционной работы, развитие познавательной активности и любознательности, интереса к родному языку [2].

Большое значение в логопедической работе по формированию фонематических категорий у детей старшего дошкольного возраста мы отводим дидактическим обучающим играм. В ходе игры можно выполнять множественные задачи как обучающие, так и воспитательные. Во-первых, ребенок должен усвоить правила игры, чтобы выполнить задание и следовать этим правилам, что дает нам возможность формирования мотивации. Игровая ситуация, яркая выразительная атрибутика или игрушка помогают удерживать внимание. Для этого возраста важно, чтобы каждая игра имела завершенную структуру и включала основные игровые элементы: а) игровая задача (замысел); игровые действия; правила; результат (итог) игры.

В зависимости от преследуемых логопедом задач разнообразные игровые технологии могут быть применены как на логопедических занятиях, так и в свободной детской деятельности. То есть специализированная игра с определенными целями вводится в повседневную жизнь ребенка и стимулирует его речевую деятельность [4].

Остановимся подробнее на игровых технологиях, которые мы используем в своей работе с данной проблемой.

Понятие «игровые технологии» в работе логопеда включает большую группу методов и приемов организации процесса формирования речевых процессов. Данный процесс протекает в форме игр различной направленности.

Для формирования фонематических категорий в копилке логопеда используются следующие игровые технологии:

  1. Упражнения на развитие слухового внимания. Такие игры используются с целью дифференциации заданного звука в речи.
  2. Игры на формирование слоговой структуры слов с целью обучить детей делить слова на слоги и развивать чувство речевого ритма.
  3. Игры на усвоение звукобуквенного анализа и синтеза. Данная технология используется для обучения анализу состава слова, выделения отдельных звуков, а также с целью научить ребенка составлять новые слова из имеющихся букв и звуков [1].

Опыт работы показывает, что использование игровых технологий имеет высокую эффективность. Дети хорошо усваивают правильную артикуляцию звуков, в речи улучшается воспроизведение сложных фонематических конструкций и, как следствие, у них повышается уровень освоения грамоты.

Таким образом, приведем вышесказанное к закономерному выводу — использование игровых упражнений является эффективным способом формирования фонематических категорий у старших дошкольников независимо от тяжести речевых нарушений. Игровые технологии улучшают мотивацию к обучению грамоте, оптимизирует коммуникативные навыки и создает условия к адаптивному переходу к школьному обучению.

Литература:

  1. Никишина, В. Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов / В. Б. Никишина. — Москва: ВЛАДОС, 2003.
  2. Левина, Р. Е. Обучение грамоте детей с общим недоразвитием речи / Р. Е. Левина // Дефектология. — 2019. — № 2. — с.23–30.
  3. Хватцев, М. Е. О нарушениях речи у детей / М. Е. Хватцев // Практическая психология образования. — 2020. — № 3. — с.110–118
  4. Жукова, Н. С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи / Н. С. Жукова. — Москва: Эксмо, 2008.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный