Уважаемые родители! Я приветствую вас на нашем Семейном клубе, который мы посвятили теме «Как сделать речь наших детей красивой?»
Образная, богатая описаниями речь детей старшего дошкольного возраста — явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время часто забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек.
Наши дети мало проводят времени в обществе родителей (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а развивающие речевые занятия дома– это вообще редкость.
Если вы хотите развить связную речь у ребенка, раскрасить ее образными словосочетаниями и выражениями, прежде всего, вы сами должны говорить, используя все многообразие русского языка. Необходимо следить за своей речью.
Всем известно, что накопленная веками сокровищница народного языка богата меткими изречениями, образными словами, пословицами, поговорками, фразеологизмами. Обогащённая этими языковыми средствами речь любого человека становится выразительной, яркой, живой, красивой.
Однако добиться этого можно только при условии воспитания интереса к языковому богатству, развитию умения использовать в речи разнообразные выразительные средства с самого раннего возраста.
Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки).
Предлагаю вам сегодня поиграть в речевые игры на развитие образности речи на примере малых фольклорных форм (пословиц, поговорок, загадок). В них вы сможете играть с вашим ребёнком дома, на прогулке, в совместной трудовой или творческой деятельности.
- Игра «Восстанови пословицу»
Цель: формировать умение продолжать пословицу по заданному началу.
Ход:
Я предлагаю родителям поиграть, называю начало пословицы, родители продолжают:
«Как аукнется…… (так и откликнется)
«Любишь кататься….. (люби и саночки возить)
«Какие сами ……... (такие и сани)
«Будет терпенье……. (будет и уменье)
«Дружно не грузно …… (а врозь хоть брось)
«Трусливому зайке …… (и пенёк волк)
«За двумя зайцами погонишься ……. (ни одного не поймаешь)
«Делу время …… (потехе час)
«Не рой другому яму …… (сам в неё попадёшь)
«Волков бояться ……. (в лес не ходить)
«Семь раз отмерь …… (один раз отрежь) и др.
- Игра «Назови в рифму»
Цель: упражнять в умении подбирать пословицу по рифмующимся словам.
Ход: Я называю рифмующиеся слова, а родители подбирают к ним поговорку или пословицу:
«руки — скуки» — «Умелые руки не знают скуки»
«терпенье — уменье» — «Будет терпенье, будет и уменье»
«труды — плоды» — «Какие труды, такие и плоды»
«лад-клад» — «Где лад, там и клад»
«читать — знать» — «Будешь книги читать — будешь всё знать»
«с водой — с травой» — «Апрель с водой, май с травой»
«калачи — печи» — «Любишь есть калачи, не сиди на печи»
«минутки — шутки» — «Не жалей минутки для весёлой шутки»
«сердит — болит» — «Кто зря сердит, у того голова болит»
«друзья — дня» — «Плохи друзья, коль до чёрного дня»
«ленится — ценится» — «Кто ленится, тот не ценится»
«дело — смело» — «Сделал дело — гуляй смело»; «За правое дело стой смело»
«словам — делам» — «Не верь словам, а верь делам»
«тепло — добро» — «При солнышке тепло, а при матери добро» и др.
- Игра «Подбери поговорку»
Цель : развивать умение подбирать поговорку к заданному слову.
Ход: Я показываю фото или картинку, родители подбирают такую пословицу, поговорку или загадку, где это слово встречается:
Белка — «Крутится, как белка в колесе»
Гром — «Как гром среди ясного неба»
Кошка — «Знает кошка, чьё мясо съела»
Лиса — «Лиса хитростью берёт»
Козёл — «Пусти козла в огород»
Лев — «Сонного льва не буди»
Гусь — «Как с гуся вода»
Синица — «Хвалилась синица море поджечь»
Сапог — «Два сапога пара»
Огонь — «Из огня да в полымя»
Сверчок — «Знай сверчок свой шесток» и др.
- Упражнение «Закончи фразу»
Цель: продолжать учить понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от сочетаний меняют своё значение.
Ход :
Предлагаю закончить фразу:
1. Подушка мягкая, а скамейка ….. жёсткая.
Пластилин мягкий, а камень ….. твёрдый.
2. Ручей мелкий, а речка ….. глубокая.
Ягоды смородины мелкие , а ягоды клубники ….. крупные.
3. Кашу варят густую , а суп ….. жидкий.
Лес иногда густой, а иногда ….. редкий.
4. После дождя земля сырая , а в солнечную погоду ….. сухая.
Покупаем картофель сырой , а едим ….. варёный .
5. Купили свежий хлеб, а наутро он стал ….. чёрствый.
Летом едим свежие огурцы, а зимой ….. солёные.
- «Разгадай синквейн»
Цель: познакомить родителей с инновационной технологией развития речи дошкольников — синквейном
Ход:
Авам знакомо слово «синквейн»? Хотите узнать, что это?
Синквейн (слово франц.) в переводе означает нерифмованное стихотворение из пяти строк
Он состоит из 5-ти строк. Его форма напоминает «елочку».
1-я строка (вершина «елочки») — одно слово;
2-я строка — два слова;
3-я строка — три слова;
4-я строка — четыре слова;
5-я строка (основание «елочки») — одно слово.
Первая строка синквейна — заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).
Вторая строка — два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.
Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.
Четвёртая строка — это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.
Пятая строка — последняя. Одно слово — существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.
— А теперь попробуйте разгадать мои синквейны:
Синквейн о маме: «…………….. Добрая, нежная. Любит, ласкает, обнимает. Добрая мать добру учит. Любовь».
Синквейн о хлебе: «……………. Вкусный, мягкий. Выращивают, пекут, едят. Будет он (хлеб), будет обед. Труд».
Синквейн о семье: «……………. Дружная, веселая. Любит, помогает, гордится. Она (семья) вместе — душа на месте . Мой дом».
Синквейн о друге; «…………..Лучший, близкий. Играет, ждёт, помогает. Он (друг) в беде познаётся. Верность».
С помощью такого приёма, как составление синквейна, можно развивать у старших дошкольников связную образную речь, ведь в четвертой строке синквейна целесообразно использовать с детьми знакомую пословицу или поговорку, крылатое выражение или афоризм на заданную тему.
За каждый правильный ответ раздаю родителям смайлики. По итогам игр определяются три победителя, которых угощаю маленькими шоколадками.
Делаю вывод: играя в подобные игры с детьми, вы не только развиваете у них память и мышление, но и делаете речь ваших детей более выразительной, живой, яркой и красивой! Удачи!

